Что посмотреть
Морозко Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWwJxdkFam Okko Okko
Рецензии

Плетёное лето: рецензия на фильм «Солнцестояние»

Психоделический фолк-хоррор от режиссёра «Реинкарнации» — дискомфортный, пугающий и во всём превосходящий дебют

Добавить в закладки

Девушка Дани (Флоренс Пью), и без того страдающая и не совсем здоровая психически, пережила семейную трагедию, после которой так и не смогла оправиться. Теперь её мучает депрессия и вечные панические атаки, а единственный важный человек в жизни — парень Кристиан (Джек Рэйнор) — давно к ней охладел и поддерживает, видимо, только из странного чувства жалости. В надежде вернуть в отношения теплоту Дани напрашивается в поездку Кристиана и его друзей-антропологов в Швецию, где у одного из них, добродушного Пелле, есть своя община, каждый год устраивающая фестиваль в честь праздника середины лета, Мидсоммар. Правда, он не предупредил друзей, что ритуалы общины — совсем не развлечение для туристов. И в их приключении, сопровождённом разными психоделическими субстанциями, бэдтрип — самое невинное, что с ними может произойти.

Кадр из фильма «Солнцестояние»

Из всех новых надежд хоррора, наскоро осыпанных лаврами и громкими жанровыми определениями (режиссёры, кажется, и сами ещё не поняли, снимают ли они «хорроры новой волны», elevated horror или, может, что пострашнее), Ари Астер чуть ли не единственный, кто после первого громкого успеха не стал прыгать выше головы в своих амбициях (как это сделали, например, Джордан Пил и Дэвид Роберт Митчелл). Его «Солнцестояние» совершенно не страдает от «болезни второго фильма»: оно не намного больше и не слишком масштабнее «Реинкарнации» и во многом кажется то ли её логичным продолжением, то ли версией из параллельной реальности, где всё намного солнечнее и ещё страннее.

Кадр из фильма «Солнцестояние»

Здесь та же любовь Астера к архитектурной условности — есть даже открытая параллель с кукольным домиком из дебюта, — та же тема семейной травмы, тот же иррациональный, но абсолютно понятный ужас перед языческой эзотерикой, страшными непокорёнными силами, действующими по чуждой людям логике и законам. Правда, если в «Реинкарнации» мистика была очевидна и открыто проявляла себя в безумном финале, то в «Солнцестоянии» она так и остаётся заточена в деталях, ритуалах и психоделических бэдтрипах, варварских обычаях жизнерадостных сектантов или зловещих лицах, в которые собираются кроны деревьев где-то на фоне. Как и во всякой религии, вера в истину здесь важнее проявления этой истины — впрочем, героям от этого не легче.

Кадр из фильма «Солнцестояние»

Ари Астер открыто эксплуатирует жанровую память и вновь берёт объект ужаса, от которого коленки тряслись у нескольких поколений зрителей и режиссёров до него. Если в первый раз это были демоны, ведьминские ритуалы и прочие проявления лукавого, то теперь их сменил фольклорный хоррор сектантских общин, страх перед всеми, кто живёт иначе и отвергает общепринятые нормы морали. Но пока какой-нибудь «Плетёный человек» (оригинальный, разумеется, не с Николасом Кейджем) — фильм, с которым неминуемо сравнивают любой хоррор, зашедший на территорию «фолк», — пытался этот страх рационализировать и пропустить через сознание главного героя, человека скучного и до боли нам понятного, «Солнцестояние» без всяких стеснений встаёт на другую сторону. Сторону весёлой обволакивающей хтони, куда с головой ныряют и режиссёр, и его главная героиня. Оба, как ни странно, по своей воле и — судя по тому, как ловко Астер работает с наркотическими эффектами, плавающими пейзажами и трипофобски пульсирующими цветками, — ещё и одним способом.

Как только герои делают шаг на изнанку сознания, они мгновенно попадают в пресловутый кукольный домик, фигурки в котором по-слэшерному убирает явная рука демиурга-Астера. Режиссёр не стесняется жанровых условностей, не боится играть со зрителем напрямую, ломать ожидания и провоцировать его дерзкими образами. «Солнцестояние» не знает полумер и целиком существует в экстремальных избытках— все герои, кроме богини солнца Флоренс Пью (да и просто, честно говоря, богини), тут гипертрофированы, насилие чрезмерно, а главный конфликт прячется как раз в противопоставлении двух крайностей. С одной стороны, мрак повседневности и полное отсутствие контакта у пары Пью и Джека Рэйнора. С другой — пугающая всеобщность, почти что роевой разум залитых солнцем сектантов, делящих на всю общину и еду, и детей, и даже проявления эмоций. И не факт, что из этого ещё окажется страшнее.

Симпатии Астера скорее на стороне вторых — в его изображении общины нет никакой империалистской высокомерности, он даже самые страшные вещи показывает с неугасающей иронией. «Солнцестояние» вообще не боится быть смешным: комичного здесь не меньше, чем ужасного, а неловкого ещё больше, чем в «Реинкарнации». К финалу, когда рушатся последние оплоты привычной реальности, фильм превращается в эталонное кино жанра «чё это вообще было?!», разудалый солнечный сюр, где даже самые мерзкие образы воспринимаются как часть весёлого карнавала. Оно и правильно: ведь солнцестояние, как ни крути, — праздник жизни. Пускай и связанный с неприличным количеством смертей.

С 18 июля в кино.

Текст: Ефим Гугнин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?