
Провожаем первый сезон российского фэнтези со слабыми надеждами на возвращение во втором.
А теперь еще раз, только лучше: обширная серия романов Веры Камши «Отблески Этерны» уже не первый раз вырывается на экраны. Три года назад вышел полный метр – пилот сериала «Этерна. Часть первая», который и смутил праздных зрителей, и не слишком пришелся по душе фандому литературного цикла. Фэнтези о мире Кэртианы воскресло вновь, сменив значительную часть актерского состава и режиссера: у руля проекта встал Сергей Трофимов, который в первую очередь закрепился в киноиндустрии как оператор (от «Ночного дозора» до «Последнего богатыря»). Новый старт показался публике куда более воодушевляющим: после выхода первых двух эпизодов и зрители, и критики в унисон говорили о проведенной работе над ошибками и внушительном бюджете, которые позволяют проект Кинопоиска сравнивать с релизами HBO и Netflix. Первый сезон завершился — и сравнения, увы, все же не в пользу отечественного проекта. И дело не в производственных мощностях, а в скомканной истории, которая светит множеством разных красок, но совсем не подогревает исследовательское любопытство.
«Этерна» представляет собой многофигурную композицию и формально рождается на пересечении трех основных сюжетных линий, а на самом деле куда большего количества второстепенных перипетий: в водоворот затянуты большие и не очень государства, разные религии, правители, наследники и немного магии.
Сын мятежника Ричард Окделл (Иван Трушин) попадает в элитную школу оруженосцев Лаик и грезит об отмщении. Его отец (Виктор Добронравов) восемь лет назад безуспешно поднял восстание против правителей королевства Талиг, которых многие считают узурпаторами. Подавил бунт, вызвав зачинщика на дуэль, герцог Рокэ Алва (Юрий Чурсин), маршал Талига. Истинный наследник престола и представитель предыдущей правящей династии Раканов Альдо (Антон Рогачев) вместе с еще одним побежденным мятежником Робером Эпине (Павел Чинарев) в землях изгнанников Агарисе ищет единомышленников для нового восстания. Но вспыльчивые молодые люди полностью игнорируют приближение Великого Излома — локального конца света, который происходит в Кэртиане раз в 400 лет. Наступление пугающих перемен беспокоит только отца Германа (Иван Добронравов): священник и наставник Лаика пытается привлечь внимание окружающих к грядущему апокалипсису, но его в основном шпыняют тут и там (именно этому герою хочется сопереживать!).
Нарратив и вселенная враждебны к неподготовленным зрителям
Если вам показалось, что в синопсис довольно непросто включиться, то вам не показалось: к середине сезона просмотр «Этерны» становится похож на экзамен, который никак не получается сдать. Остается только отматывать назад в поисках пропущенных сюжетообразующих сцен. В помощь неофитам вселенной «Отблесков Этерны» в каждую серию встроен QR-код, ведущий на подробную карту лиц, мест и религий, призванных прояснить лор. И даже после прочтения и изучения особенностей веры гоганов и основных принципов эсператизма ориентироваться в происходящем довольно сложно.
Разумеется, у представителей фандома, которые зачитывались циклом с 2004 года, свои претензии к адаптации, но будучи гостем неподготовленным, рискуешь оказаться еще и незваным на этом празднике жизни. Экспозиция и первые два эпизода более-менее позволяют не блуждать в сюжетном коридоре потомка мятежника Ричарда Окделла и ходе его учебы в Лаике. Прочие арки персонажей требуют подготовительной работы и то и дело побуждают сверяться с кратким содержанием романа «Красное на красном».
С одной стороны, экономные объяснения могут и правда побудить часть зрителей обратиться к первоисточнику и дальше следить за сериалом как за иллюстративным материалом к тексту. Но все же довольно сложно говорить о сюжетной целостности и самостоятельности проекта. Рождается ощущение, что по ошибке вместо первой серии случайно включаешь примерно середину третьего сезона шоу с многогранной вселенной.
Пространственное мышление не позволяет выстроить Кэртиану
Следующий пункт вытекает из предыдущего: сложно не только представить построение нарратива и связь персонажей, но и осознать масштаб вселенной. Какое население в Талиге, как далеко от столицы Олларии находится земля изгнанников Агарис и сколько солдат нужно для поднятия восстания? Без внимательного чтения подсказок, которое занимает времени больше, чем просмотр, разобраться опять-таки слишком проблематично.
Ориентиром для построения альтернативного мира Кэртианы служит Новое время, и транспортные средства мы видим соответствующие — вроде запряженных карет и кораблей. Но перемещения персонажей толком не визуализированы, а потому, как быстро можно от штаба главного командования добраться до земли мятежников, представить не получается.
Кто и во что верит?
Можно лишь продолжать строить догадки, но, вероятно, как и в эпоху Возрождения, в таймлайне Кэртианы меняются отношения светской и религиозной властей. Пока сложно понять, на чьей стороне приоритет, но ясно одно: зависимость одних от других крепка и борьба за людские симпатии осуществляется через проповеди.
Даже в сжатом виде сериала религия выглядит одной из главных составляющих фундамента «Этерны» и, пожалуй, самой интригующей. Мир был создан четырьмя братьями-божествами, которые олицетворяют четыре стихии: Скалы, Молнии, Ветер и Волны. Но суть отказа от многобожества и приход к монотеистической религии опять же довольно размыты, хотя именно в клерикальной линии хоть как-то прощупывается пульс реального мира: в олларианстве можно углядеть отсылки к англиканской церкви, главой которой был (и является) монарх Великобритании.
С религией же связана и вся магия, присутствующая в сериале, — в бытовых условиях, кабаках или училище едва ли найдется что-то волшебное. Именно в церквях происходят ритуалы, а самые желанные макгаффины, способные остановить крушение мира, являются религиозными атрибутами. Не хватает того, чтобы разницу олларианства и эсперантизма показали наглядно, чтобы включиться в гонку религиозных деятелей за власть — в ней видится основной потенциал продолжения.
Как выглядит целевая аудитория «Этерны»?
Условность и небрежные мелочи выкачивают из густонаселенного мира жизнь, превращая в усредненное пространство. Дело не в бюджете, качестве декораций (кого-то из зрителей поражают пейзажи, кто-то видит в мизансценах картон), а в том, что Кэртиана не выглядит живым организмом, а кажется несколькими разрозненными точками со сбитой коммуникацией между ними.
Можно и дальше копаться в построении и законах жизни: возведение масштабной вселенной на экране — действительно задача объемная и многосоставная. Пожалуй, больше всего подвело «Этерну» желание соорудить храм для всех без четкого определения публики. Для поклонников «Игры престолов» фэнтези вышло слишком вегетарианским и целомудренным: даже в боях на мечах, саблях и других клинках кровь почти не льется, лишь периодически украшая пятнами белые рубахи, также пренебрегают и демонстрацией увечий, а об оторванных конечностях и речи не идет. Романтические взаимоотношения проникают на экран лишь во второй половине сезона, да и то камера стыдливо отворачивает взгляд от наготы, ограничиваясь лишь поцелуями. Если в качестве ЦА метили в подростков, то сериалу не хватает объема романа взросления и становления личностей Ричарда Окделла, Альдо Ракана и Мэллит (Валентина Ляпина) из гоганов. Для семейного просмотра адаптация цикла Камши тоже вряд ли подходит в эпоху, когда «Последний богатырь» уже перекочевал на малые экраны.
В результате «Этерна» хочет угодить всем и при этом остаться проектом максимально компромиссным, обходящим острые углы и подчеркнуто эскапистским. В таком случае остается лишь изо всех сил тянуть второй сезон к благородной формуле «ничего не понятно, но очень интересно». Если сериал решат продлить.