Рекламное объявление
О рекламодателе
ERID: 2W5zFJSejhJ
Растерявший все свои скандинавские преимущества банальный ужастик о том, как сложно порой понять все загадки прошлого своей семьи норвежским женщинам
Растерявший все свои скандинавские преимущества банальный ужастик о том, как сложно порой понять все загадки прошлого своей семьи норвежским женщинам.
После смерти отца, с которым Кэтрин давно не общалась, женщине достался старинный особняк в отдаленной норвежской глуши. Чтобы избавиться от ненужного груза, Кэтрин отправляется навести в доме своего детства порядок и приготовить его к продаже, однако с прибытием на то место, с которым связаны не самые лучшие воспоминания, женщина сталкивается с несколькими необъяснимыми явлениями. Поговорив с несколькими местными жителями, Кэтрин приходит к выводу, что дом хранит какую-то страшную тайну, связанную с гибелью ее родных в середине прошлого века. Продажа откладывается до тех пор, пока одержимая желанием докопаться до истины женщина не разберется с призраками прошлого, населяющими дом.
Скандинавское кино давно стало самостоятельным брендом, вне зависимости от жанра зритель, так или иначе, ждет от фильмов из Норвегии, Швеции, Дании и Исландии особенной атмосферы, характерных суровых сюжетов и отстраненно холодных снаружи, но впечатляюще эмоциональных внутри героев. И обычно поддерживать свое реноме северному кинематографу удается – даже не самые удачные ленты запоминаются, разнообразят привычное жанровое впечатление, радуют знакомством с новым, – но и без промахов не обходится. Даже обычно оригинальные скандинавы время от времени попадают в капкан клише и теряются в трех соснах собственных идей. Мистический триллер «Фобия», к большому сожалению поклонников жанра, в гораздо большей степени, чем хотелось бы, пытается быть голливудским ужастиком, нежели скандинавским нуаром. И это все портит.
В том, что у северных европейцев есть достаточная почва для создания увлекательных историй с пугающими элементами, нет никаких сомнений – достаточно посмотреть несколько оригинальных картин, чтобы удостовериться в самобытном подходе скандинавских авторов. Однако «Фобия» не желает говорить на собственном языке, вместо этого фильм идет дорожками, давно вытоптанными Голливудом: вот внезапно свалившееся наследство, вот старинный дом, с которым связаны не самые лучшие воспоминания, вот женщина, которая ночью ходит по темным комнатам, вот подвал, где все напоминает о прежних ужасах, вот призраки, вот атрибуты, позволяющие обратиться к призракам, вот финальное раскрытие не слишком интересной тайны. От не слишком притязательного американского хоррора «Фобию» не отличает, в сущности, ничего.
Впрочем, Норвегия не была бы Норвегией, если бы в кадре не были показаны удивительной красоты пейзажи, деревья и дома не были бы утоплены снежными волнами, а в число актеров не вошли бы нордические блондинки с бесконечно глубокими голубыми глазами. Все это в «Фобии» есть, но этого откровенно недостаточно – выглядит это неуклюжим приданием местного колорита изделию из другой страны, примерно так смотрятся иномарки, расписанные под хохлому. В остальном же ничего норвежского в фильме нет, это обычное кино про призрак в доме, который изо всех сил пытается рассказать хозяевам о своей непростой судьбе.
И ладно бы призрак был хоть сколько-то изобретательным, фильму можно было бы простить сюжетную вторичность, но и здесь все грустно – да, за закрытыми дверями что-то громыхает, пару раз персонажи пугают сами себя, а то, как Кэтрин постепенно запускает себя и превращается в городскую сумасшедшую, в какой-то момент смотрится интереснее, чем поиски корней проклятья. Вообще, наблюдать за Синневе Макоди Лунд одно удовольствие, она грациозна, строга, холодно красива и в нужный момент ярко эмоциональна, но сценарий и режиссура сводят ее работу к бессмысленным блужданиям из комнаты в комнату да тревожным пробуждениям ото сна, с которыми создатели картины явно переусердствовали.
Но самым грустным в итоге оказывается то, что развязка у «Фобии» получается вымученной, притянутой за уши и совершенно не беспокоящей зрителя – этакое «попал под лошадь», которое не зазорно пропустить без всяких угрызений совести. Картина Карла Кристиана Робе, дебютировавшего в большом кино, не впечатляет, не трогает и не тревожит, а для хоррора это смертный приговор. Скандинавы умеют лучше, но лишь тогда, когда не пытаются угодить зрителю, избалованному Голливудом, – вот такого кино мы и подождем.
С 21 июня в кино.
Генри, у нас замена: стоит ли смотреть четвертый сезон сериала «Ведьмак»
5 ноября / Текст: Владимир Ростовский
Почему кинематографисты (и Линклейтер тоже!) постоянно скучают по французской «новой волне»?
5 ноября / Текст: Константин Мышкин, Гульназ Давлетшина
Что смотреть в кино на этой неделе: «Новая волна» и «Красный круг»
5 ноября / Текст: Алихан Исрапилов
«Никто этого не хочет» и еще 5 небанальных ромком-сериалов, которые не врут об отношениях
4 ноября / Текст: Гульназ Давлетшина
Рецензия на фильм «Мой сын»: не та мать, что родила
4 ноября / Текст: Ная Гусева
В каких фильмах и сериалах можно будет увидеть актеров из «Очень странных дел» после битвы за Хоукинс?
3 ноября / Текст: Яна Телова
Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).