Что посмотреть Раньше было лучше?
Мосгаз. Дело № 10. Метроном Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLr2pM1dbH
Подборки фильмов

«Помни» Нолана и еще 7 фильмов с нелинейным повествованием и запутанным сюжетом

Ровно два десятка лет назад в ограниченный американский прокат вышел «Помни» — фильм, благодаря которому мир узнал о таланте Кристофера Нолана, одного из важнейших режиссёров современности. Картина тогда поразила зрителей необычным подходом к повествованию: история рассказывалась задом наперёд, и неожиданный финал на самом деле был завязкой сюжета. В честь юбилея «Помни» вспоминаем другие примеры фильмов, где нарратив движется в обход привычных драматургических законов.

Добавить в закладки
«Помни» Нолана и еще 7 фильмов с нелинейным повествованием и запутанным сюжетом

Моника Белуччи в роли Алекс

Моника Белуччи в роли Алекс на кадре из фильма «Необратимость»

Фильм, с которого в полной мере стартовала карьера Гаспара Ноэ — удивительного режиссёра-провокатора, автора «Экстаза» и «Входа в пустоту». Сюжет «Необратимости» он строит ровно так же, как Нолан построил «Помни»: каждая последующая сцена здесь хронологически идёт перед той, что мы видели ранее. Вот только вместо хладнокровного детектива тут мрачный триллер, начинающийся (а на самом деле заканчивающийся) с жестокого убийства и особенно известный своей длинной однодублевой сценой изнасилования. С помощью нелинейного нарратива Ноэ показывает неординарную историю о круговороте насилия, которую можно читать в любую сторону.

Кадр из фильма «Детонатор»

Кадр из фильма «Детонатор»

Шейн Каррут, сам дипломированный физик, в 2004-м на просроченную плёнку и с минимальным бюджетом снял фильм, что позже станет хрестоматийным примером научной фантастики, в которой редкий зритель разберётся. Сюжет «Детонатора» рассказывает о двух приятелях-учёных, которые случайно изобретают машину времени: правда, работает она «не как в кино» — чтобы отправиться в прошлое, надо какое-то время физически находиться в коробке, пока время вокруг идёт вспять (в общем, почти как в нолановском же «Доводе»). Таким образом приятели собираются зарабатывать на бирже и ставках, но вскоре что-то идёт не так и сложно становится понять, где находится какая версия героев, кто здесь из прошлого, кто — из будущего. Сложно и самим персонажам, и ещё сложнее зрителю (чтобы разобраться в сюжете, фанаты «Детонатора» построили немало графиков и таблиц).

Кадр из фильма «Хэппи-энд»

Кадр из фильма «Хэппи-энд»

Малоизвестная комедия из Чехословакии, которая сильно опередила Кристофера Нолана в отношении инвертированного нарратива. В начале «Хеппи-энда» главного героя, мясника Бедржиха, казнят — и отсюда же начинается его история: от смерти к рождению. Название фильма — одна большая шутка: рассказчик строит повествование так, будто бы казнь была на самом деле началом жизни героя, а тем самым «счастливым концом» оказывается его рождение: попадание обратно во чрево матери. «Хеппи-энд» — крайне необычная картина, с которой стоит ознакомиться каждому, кому интересна история нелинейного нарратива в кино.

Кадр из фильма «Транс»

Кадр из фильма «Транс»

Не самый популярный фильм Дэнни Бойла, режиссёра «На игле» и «28 дней спустя», но определённо заслуживающий внимания. «Транс» — это история о сотруднике аукционного дома (его играет Джеймс МакЭвой), которого в ходе ограбления бьют по голове, после чего он теряет память. Но вот в чём загвоздка: он единственный, кто знает, где находится одна очень ценная картина, и, чтобы выудить из него информацию, грабители нанимают гипнотизёршу. Прошлое смешивается с настоящим, фантазии — с реальностью: повествование в «Трансе» закручено настолько, что до самого финала невозможно понять, где спрятана истина. Ответ вас, впрочем, не разочарует.

Кадр из фильма «Мятная конфета»

Кадр из фильма «Мятная конфета»

Несчастный человек, только что вышедший со встречи выпускников, бросается под поезд — но прежде говорит лишь одну фразу: «Я хочу вернуться назад!» После этого зрители в обратной хронологии видят то, что привело Ёнг-ху к судьбоносному решению: страшные травмы прошлого, которые раскрываются по мере того как мы деталь за деталью собираем всю истории жизни главного героя. Корейская «Мятная конфета» вышла в тот же год, что и «Помни», и, конечно, затерялась на фоне фильма Кристофера Нолана. Но всё же это очень любопытное кино, которое не менее изобретательно подходит к нарративу и умудряется превратить простую историю сломленного человека в увлекательный триллер с неожиданным концом (точнее, началом).

Кадр из фильма «Славное будущее»

Кадр из фильма «Славное будущее»

Адвокат приезжает в город, где случилось страшное происшествие: разбился школьный автобус и погибло 14 детей. Но в ходе общения с родителями погибших и прочими жителями городка он выясняет всё более и более мрачные подробности трагедии. «Славное будущее» — ныне малоизвестная картина Атома Эгояна, канадского режиссёра армянского происхождения. А вот в 1997-м она потрясла киносообщество, в том числе благодаря необычному повествованию, движущемуся в обратном направлении. Картина получила Гран-при Каннского кинофестиваля, а сам Эгоян заработал аж две номинации на «Оскар»: за сценарий и режиссуру.

Кадр из фильма «Довод»

Кадр из фильма «Довод»

Наконец, закончим самим Ноланом. В «Доводе» время, конечно, идёт не по тем же правилам, что в «Помни», — странно было бы ожидать, что Кристофер начнёт повторяться. Но фильм похожим образом заигрывает с нелинейным повествованием: здесь главный герой узнаёт о технологии, которая может «инвертировать» человека или предметы, после чего те начнут существовать как бы в обратную сторону. Ровно посередине картина это и делает: отправляет зрителя в реверс, заставляет иначе взглянуть на все события, что до этого были непонятны. «Довод» — эффектный аттракцион и для глаз, и для мозга, действительно изобретательный блокбастер, подобных которому сейчас уже не встретишь.


Текст: Ефим Гугнин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?