Наверх
Фильмы 2018 Гоголь. Страшная месть Мамма Миа 2 Кристофер Робин Мег: Монстр глубины 22 мили Отель «Артемида» Шпион, который меня кинул Альфа Между рядами

Неравная битва «Перси Джексона»

Первый «Перси Джексон» невыразительно прошел в прокате. Второй «Перси», судя по его западным сборам, тоже рекордов не поставит. И он не один такой. За одиннадцать лет, прошедших со дня выхода первой серии «Гарри Поттера», ни одна детская картина, вдохновленная «поттерианой», не стала суперхитом и не спихнула с пьедестала творение Джоан Ролинг и студии Warner. Чем объяснить превосходство «Поттера»? Давайте разберемся.

Когда «Гарри Поттер» стал супербестселлером и прокатным хитом, у многих издателей и продюсеров (а также у писателей и сценаристов) в глазах вспыхнули знаки доллара. Книжный рынок был немедленно наводнен всевозможными аналогами «Поттера», от точных копий до оригинальных детских фэнтези с юными героями.

Кадр из фильма «Гарри Поттер и философский камень»

Кадр из фильма «Гарри Поттер и философский камень»

Киноиндустрия тоже не заставила себя ждать. «Эрагон», «Восход тьмы», «Золотой компас», «Спайдервик: Хроники», «Чернильное сердце», «История одного вампира», «Перси Джексон», «Хроники Нарнии» (написанные задолго до «Поттера», но экранизированные благодаря успеху цикла Ролинг)… Вот лишь некоторые фильмы, создатели которых попытались сыграть на зрительском и читательском интересе к юному волшебнику. Однако все они так или иначе потерпели неудачу, и никому из них не удалось переключить на себя зрительское внимание, прикованное к поттериане. Почему?

Кадр из фильма «Перси Джексон и похититель молний»

Кадр из фильма «Перси Джексон и похититель молний»

Во-первых, многие читатели и зрители «Поттера» тратили на него деньги отнюдь не из-за искреннего интереса к детскому фэнтези. Когда произведение становится культурным феноменом, с ним начинают знакомиться просто для того, чтобы не отстать от окружающих. И дети делают это куда чаще, чем взрослые. Для них ведь нет ничего страшнее, чем исключение из круга друзей. А раз интерес таких «попутчиков» не связан с достоинствами и особенностями «Поттера», то глупо было бы ждать от них, что они проглотят еще несколько аналогичных произведений. Пока те, разумеется, не стали «обязательной литературой».

Во-вторых, «Гарри Поттер» – это вам не крошечная «Война и мир», которая заканчивается, не успев начаться. В цикл Ролинг входит семь увесистых томов, восемь продолжительных фильмов, а также всяческие бонусы, интервью (писательница порой рассказывает журналистам и поклонникам о дальнейшей судьбе героев саги), фанские творения и бог знает что еще. Для поколения, перегруженного отвлечениями и развлечениями, освоение такого объема информации сравнимо с восхождением на Эверест. Без кислородной маски. И с пешим стартом из Петербурга. Пока дойдешь, пока подымешься, пока придешь в себя… Глядишь, уже школа закончилась, и интересы у тебя совсем другие. Как минимум «сумеречные». А скорее – колледже-учебниковые и работо-пособийные. И это не домыслы, а результаты исследований, которые показывают, что немало поклонников «Поттера» не прочли по собственной воле ни одной художественной книги за пределами мира Ролинг. Слишком уж обширен этот мир.

Кадр из фильма «Перси Джексон и похититель молний»

Кадр из фильма «Перси Джексон и похититель молний»

Также не стоит забывать о тех, кто не дотянул до конца «поттерианы» и отсеялся где-то в районе четвертой или пятой книги. Такие «слабаки» тем более не будут искать новую дозу фэнтези-приключений. Они скорее вернутся к покорению романов Ролдинг, чем засядут за собрания сочинений других авторов.

Но, допустим, ребенок оказался крепким парнем или упорной девчонкой. Он прочел всего «Поттера», посмотрел все фильмы, изучил все веб-сайты и захотел добавки. Подайте мне, мол, еще какой-нибудь детский фэнтези-цикл. Что ж, они есть на прилавках. Только не такие классные. К книгам Ролинг было предъявлено немало претензий, но трудно отрицать, что в их жанре и для их целевой аудитории они подлинный шедевр. Поэтому на фоне «Поттера» его аналоги неизбежно проигрывают. И если ребенок не влюблен в жанр и не читает запоем, то клоны «Поттера» его неизбежно разочаруют. Как говорят алкоголики, «градус надо повышать»!

Кстати, среди поклонников японской анимации это называется «эффект Миядзаки». Что посоветовать зрителю, который говорит: «Я посмотрел мультфильмы великого японского аниматора Хаяо Миядзаки, и они так мне понравились, что я хочу увидеть еще какое-нибудь аниме в этом роде»? К сожалению, ничего. Потому что Миядзаки – уникальный гений. И несостоявшихся поклонников японского масскульта приходится отправлять восвояси. Вот если бы они попросили что-то вроде «Сейлор Мун»…

Кадр из фильма «Перси Джексон и Море чудовищ»

Кадр из фильма «Перси Джексон и Море чудовищ»

Наконец, если книга пробила все преграды, нашла своего читателя и стала уважаемым бестселлером (романы Рика Риордана о Перси Джексоне продались «всего» в 20 раз меньшим тиражом, чем томики Ролинг, что по меркам индустрии вполне солидно), то ей еще надо найти Дэвида Хеймана. Вы его знаете? Если не знаете – познакомьтесь. Потому что это тот самый безумный английский продюсер, который в 1999 году пробил покупку студией Warner прав на первые четыре «поттеровские» книги, а затем организовал съемки фильмов, не разочаровавших фанатов.

Нужно поставить себя на их место, чтобы понять, как Хейман и Warner рисковали и почему, например, продюсеры «Перси Джексона» превратили героев книг из среднеклашек в старшеклассников. Да, снимать так было намного проще. Но как покорить поклонников оригинала, если вы вместо их ровесников показываете им здоровенных лбов? А если вы ориентируетесь на зрителей постарше, где романтические страсти, неизбежные среди привлекательных персонажей, по самую макушку залитых гормонами?

Кадр из фильма «Перси Джексон и Море чудовищ»

Кадр из фильма «Перси Джексон и Море чудовищ»

К сожалению, это проблема не только «Перси» и «Гарри», но и вообще всех потенциально многосерийных экранизаций с юными персонажами. Либо вы ставите на «сосунков» и закладываетесь на то, что они справятся со сложными актерскими задачами и не сломаются в промежутках между сиквелами (теперь мы знаем, что Дэниел Рэдклифф ближе к концу цикла стал алкоголиком, но, к счастью, не спился). Либо вы берете более надежных 20-леток и получаете втык от зрителей, которые ждут соответствия книгам. И это лишь одна из множества проблем, возникающих при съемках подобных лент. Надо обладать талантом, упорством и везением Хеймана, чтобы в таких условиях создать детский фэнтези-цикл, фильмы которого стабильно собирают по миллиарду долларов. А эти качества клонировать куда сложнее, чем сюжетные идеи «поттерианы».

Комментарии  82

Читайте также

показать еще


Главное

 

Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть