Наверх
Фильмы 2018 Гоголь. Страшная месть Мамма Миа 2 Кристофер Робин Мег: Монстр глубины 22 мили Отель «Артемида» Шпион, который меня кинул Альфа Между рядами

Про мультфильмы всегда почему-то чисто технические высказывания. То есть, в переведенном «Вэлиант: пернатый спецназ» /Valiant/ (2005) вы не услышите живые голоса Юина МакГрегора, Джона Клиза и Джима Бродбента, но перевод хороший. Когда немецкий ястреб, к примеру, пытает пленного союзнического голубя: «Где куры? Где яйки?», – переводчики явно поймали тот импульс, который двигал создателями мультика.

Кадр из мультфильма

Кадр из мультфильма "Вэлиант: пернатый спецназ"

Кто не знает, Вторая мировая – главное событие XX столетия, повлиявшее на все на свете. «После Освенцима не может быть поэзии», – сказал Теодор Адорно, но еще до него Эрнст Любич снял про войну первую комедию. Патриоты смотрели «Быть или не быть» /To Be or Not to Be/ (1942) с сомнением, народ смотрел стройными рядами. Когда потом Кристиан Жак снял «Бабетта идет на войну» /Babette s'en va-t-en guerre/ (1959), где фашисты были лишь фоном для прически Брижитт Бардо, советская критика слюной брызгала от возмущения, советский народ носил сплошные «бабетты». Режиссер-дебютант «Вэлианта» Гэри Чэпман может не знать подробности, он просто впитал в себя с молоком матери их нелепость. И мультик он сделал даже более радикальный, чем какая-нибудь оскароносная «Жизнь прекрасна» /Vita e bella, La/ (1997) Бениньи. Он живет в XXI веке, Вторая мировая для него – отнюдь не главное событие, а только повод поговорить о своем, о голубином.

Кадр из мультфильма

Кадр из мультфильма "Вэлиант: пернатый спецназ"

История голубя-недомерка, мечтавшего стать героем в борьбе с врагами родины, во-первых, очень лихо стилизована. На экране не тридевятое царство-тридесятое государство, а реальная Трафальгарская площадь и морда Нельсона на памятнике. Поедут старые поезда, полетят старые самолеты, поплывут старые броненосцы, голубей с ястребами не просто нарисовали, но и приодели по тогдашней моде. Сочетание «птичку жалко» с реалиями жизни просто головокружительное. Ирония по отношению к героям и врагам, давно бытующая в «живом» кино, впервые полностью нарисована и душевно близка. Генерал ястребов – прямиком из «Кащея Бессмертного» (1944), вражеский штаб – пушка из «Небесного тихохода» (1945), мышь из французского Сопротивления под голос Эдит Пиаф напоминает Штирлица в машине с пастором Шлагом. Финальный страстный поцелуй голубя с голубицей словно сошел со вчерашнего телерепортажа об установке в Лондоне памятника поцелую живых бывших солдата и медсестры. То есть в изображении все узнаваемо даже вдали от Америки, оно все стереотипы «военного кино» стилизовало в кайф. Работают масштаб и ракурс, и местами любовь «Вэлианта» к кино сравнима с «Трио из Бельвилля» /Triplettes de Belleville, Les/ (2003).

Кадр из мультфильма

Кадр из мультфильма "Вэлиант: пернатый спецназ"

А поскольку это все же Голливуд, к «войне» и «врагам» Гэри Чэпман относится в прогрессивном духе XXI века и не мог на примере Второй мировой не постебаться также над современными войнами. На вопрос «Почему мы воюем» он отвечает отнюдь не в духе Фрэнка Капры. И проскальзывают другие «современные» детали типа наперсточников и первых на Луне. «Вэлиант», в общем, выполнил все иронические, изобразительные и актуальные задачи и для дебюта может считаться образчиком. Это будут смотреть наши маленькие дети, и пусть они лучше смотрят это, а не «Бивис и Батхед» /Beavis and Butt-Head/ (1993-1997). Тем не менее, если по-прежнему сравнивать мультик с известным архетипом под названием «Шрэк» /Shrek/, он, конечно, проигрывает. Не так смешно, отнюдь не так смешно. Когда создатели «Шрэка» стебались над стереотипами кино и телевидения, у них были развязаны руки, а «Вэлиант» привязан к определенной, узкой кино- и телевизионной тематике. На полный метр ее честно не хватает. Характеры вторичны. Грязный Багси, который никогда не заткнется, напоминает не только шрэковского осла, но и нашего Винни-Пуха, так же как манерный голубь хорошего происхождения – ослика Иа-Иа. Может быть, Чэпману просто не хватило времени на все-все-все оригинальные детали: продюсером была поставлена задача, пусть и с большим бюджетом (40 млн. долларов), но сделать все за два года, к 60-летнему юбилею конца Второй мировой (2 сентября). Но без спешки могло быть лучше.

Комментарии  176


Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть