
22 мая на отечественных экранах можно увидеть «Человека с киноаппаратом» Дзиги Вертова – шедевр советского киноавангарда и один из самых признанных документальных фильмов в истории. Вертов не только подчинил картину особому монтажному ритму, но и создал новый язык кино, воспел в нем наступающее будущее, технику и ежедневный труд советского человека.
Ударник советского авангарда
Кинематограф Вертова двигался в такт с революцией. Его кино рождалось почти на баррикадах и среди плотных масс, переживающих новый этап исторического бытия. Едва начав работу в кинохрониках, Вертов определился с целью – воспеть энергию, курс нового режима и произвести «коммунистическую расшифровку мира». В нем доминирует электричество, двигатели и заводские станки. Монтаж пересобирает мир, разрушенный до основания, и все – под вращение коленчатого вала, пока в угольных шахтах выполняются пятилетки, а поезд социалистической революции несется от Кавказа до Сибири.
Вертов (известный как Денис Кауфман), по сути, продолжал энергичное дело Маяковского в поэзии, Родченко – в фотографии и Татлина – в архитектуре. Его увлекли Москва, киномонтаж и идеи большевизма, которые он продвигал на агитпоездах, а затем в своих фильмах – диковинках советского авангарда, картинах в высшей степени плакатных и индустриальных. Он пишет манифесты и требует раскрепощения кино, особенно от буржуазных схем и постановочности, создает объединение «Киноки» и ставит целую обойму фильмов, воспевающих буйную энергию 20-х и начала 30-х – сам раж промышленного строительства. Это сборник «Киноглаз», где в свойственном футуризму духе видение камеры признается более совершенным, чем библейский Адам. Это и «Три песни о Ленине» – хвала вождю, полная мифолого-религиозной символики (он уже мертв, но все же бессмертен как носитель идей). Это и разного рода заказы вроде «Шестой части мира» – ловкой монтажной сборки, где социализм распространяется в каждый уголок мира и несет с собой электричество, технику и урожай.
Совершенный глаз
Но именно «Человек с киноаппаратом» стал программной работой Вертова и вошел в мировую историю кино. Он создавался на заре документалистики, а вместо банальных травелогов и хроники режиссер предложил новый ритм – фильм о скоростях большого города, где несется буквально все: автомобили, поезда, трамваи, спортсмены, продукция на конвейере. «Человек с киноаппаратом» – это чистая кинема, преобразование мира из сырой неподвижности в деятельную и пульсирующую реальность. Образы синхронизируются, сталкиваются, монтируются друг с другом. Бег спортсменов, скорость мотоциклов и движение станков – все составляет один ритмический ряд, складывая основу киноматерии.
Город – сердце жизни ХХ века, в нем живут и работают от рассвета до заката. Это уяснил модерн, а за ним и кинематограф, поднятый энергией технического бума. В 1927 году в Германии Вальтер Руттман поставил «Берлин: Симфония большого города», спустя два года свою симфонию предложил и Вертов, насобирав отснятый материал из Москвы, Киева и Одессы. Его фильм – калейдоскоп жизни, город живет и дышит как организм, питаемый лампочками, дорогами, пароходами и конвейерами. В фильме Вертова нет человека как героя, но есть люди на правах коллективной силы.
Оператор за камерой (его функцию выполнял брат режиссера Михаил Кауфман) – и тот явление скорее неодушевленное. Зачем нужен человек, если есть киноаппарат – новая машина, новые мозги и новые глаза. Точка видения, многократно совершеннее человеческой, – камера, тем более компактная, способна проникать в углы и ловить те мельчайшие единицы движения, что недоступны нашему зрению. «Человек с киноаппаратом» – не просто дифирамб кинематографу как искусству будущего, но и прославление технического устройства как объекта и субъекта одновременно.
На острие революции
Натиск образов все сильнее, механический ритм ожесточенно диктует свою волю, а люди, будь то женщины в цехах или пожарники на службе, лишь вторят им. ХХ век создает обновленного человека – устремленного в будущее и жаждущего преобразовать материю. Все, что ему следует, – это слиться с оптической машиной для постижения визуальной правды. Чтобы увидеть мир таким, какой он есть и каким он становится, Вертов идет на фронт киноавангарда – литература и театр уже не поспевали за «важнейшим из искусств».
Но без человека, разумеется, такого киноэксперимента не случилось бы. Все решил изощренный монтаж, над которым работала супруга Вертова Елизавета Свилова. Она, подобно хирургу, вторгалась в ткань пленочного материала и обрабатывала его: ускоренная и замедленная съемка, наслаивание изображений, зеркальные кадры и эпизоды-рифмы – фильм читался как визуальная поэзия, из которой удалили все лишнее: сценарий, интертитры, звук (Вертов настаивал, что показывать фильм надо без аудиоряда и драматургической слащавости, которая для режиссера была подобна отраве).
Сегодня «Человека с киноаппаратом» можно смотреть в отрыве от идеологического контекста. Тем более что фильм не являлся заказом партии, а в 1927 году Вертова уволили из «Совкино». Этот эксперимент – акт беспрекословной любви к седьмому искусству – походил на восторг от осознания возможностей кино: пластических и ритмических. И, конечно, исследовал не только глубину видения механического глаза, но и сам процесс рождения фильма.