Наверх
Фильмы 2017 Тор: Рагнарёк Фиксики: Большой секрет Убийство в Восточном экспрессе Лига справедливости Коматозники Здравствуй, папа, Новый год! 2 Легенда о Коловрате
Не хочу учиться!
15 звезд, не окончивших школу
Сразу после лучших.
20 культовых хорроров 80-х
Это был хороший год.
Лучшие и худшие фильмы года от авторов Film.ru
Основано на нереальных событиях.
10 оскароносных картин, грешащих историческими неточностями
Парад неудачников.
20 финансовых кинопровалов 2014 года

Против течения: «Темная башня»

Пять возможностей вернуть «Темной Башне» устойчивость

То, что не удалось Человеку в черном, Алому Королю, Рэндаллу Флэггу, Ведьме с Кооса и прочим литературным злодеям, придуманным Стивеном Кингом, сделали Sony и Николай Арсель – «Темная Башня» с треском провалилась в мировом прокате, не отбив в первый уик-энд и половины вложенных в нее совсем не заоблачных средств. И это при поистине народной любви к Кингу, при наличии заметных актеров в составе и безграничных возможностях для сценарных решений, которые можно почерпнуть из многотомного труда «Короля ужасов». Для подлинных знатоков Саги о ка-тете Роланда Дискейна провал картины был явлением не просто предсказуемым, а ожидаемым – невозможно все богатство смыслов, чувств и эмоций громадного скопления миров упаковать в полуторачасовую картину, это столь же глупо, как пытаться в 140 символов твит-сообщения вложить содержание гоголевских «Мертвых душ». Но подобная «невозможность» не должна связывать руки окончательно и бесповоротно, в свое время «неэкранизуемыми» считались и «Властелин Колец», и «Облачный атлас», и «Американские боги», но удалось же перенести их на экран вполне достойным образом. Вот и падение «Темной Башни» Арселя должно принести очищение и освободить место для более продуманной, серьезной и размеренной постановки. И как фанат книжного цикла я готов пойти Голливуду на уступки, готов дать ему еще один шанс, но с рядом условий и рекомендаций, которые помогут превратить экранизацию из подростковой постапокалиптики в серьезное произведение, максимально приближенное к гениальной серии романов…

5. Сериал больше подойдет для экранизации цикла книг.

Нужно отметить, что владельцы прав на экранизацию уже сделали как минимум один шаг в верном направлении – объявили о «продолжении» в ином формате. Следующая попытка экранизации будет реализовываться на ТВ в формате сериала, сейчас авторы планируют несколько сезонов по 10 часовых эпизодов. Трудно сказать, какие темные силы или охватившее руководство Sony безумие заставили изначально отказаться от логичного акцента на телевидении, но факт остается фактом: студия предпочла вложиться в полный метр и в результате оказалась на тех же стартовых позициях, но с дырой в кармане и существенно подмоченной репутацией. Что ж, на чужих ошибках выучиться не получилось, возможно, урок дадут собственные?

Кадр из фильма "Темная башня"

Кадр из фильма "Темная башня"

А между тем формат телесериала идеально подходит для экранизации «Темной Башни». И дело здесь не только в том, что переносить на экран нужно объемное произведение, телепостановка придает конструкции большую гибкость, на ТВ будет проще адаптироваться под аудиторию, «жонглировать» жанрами (а книжная Башня легко меняет «оттенки» с вестерна на сайфай, с драмы на хоррор, с любовной романтики на социальную сатиру), управлять ритмом повествования. Каждая часть классического «семикнижья» и примкнувший к ним «Ветер сквозь замочную скважину» слишком различны по настроению, местам действия и времени, чтобы складывать их в одну корзину. Несколько сезонов сериала, каждый из которых был бы фактически самостоятельным, аналогично «Американской истории ужасов», к примеру, решили бы множество вопросов и проблем. По последней информации, сейчас телеадаптации планируется подвергнуть «Колдуна и кристалл» – что же, можно только пожелать авторам удачи. Не самое простое произведение, но, безусловно, способное встать в основание новой «Башни».

4. Стоит отказаться от ориентации на юную аудиторию.

Серьезной проблемой для киноварианта «Темной Башни» стала ее откровенная детскость – фильм Николая Арселя был похож одновременно на всю подростковую фантастику последних лет: от «Гостьи» до «Пятой волны», от «Бегущего по лабиринту» до «Голодных игр», от «Посвященного» до «Дивергента», но при этом «кинобашня» получилась еще и неприемлемо поверхностной. Ее словно снимали даже не для подростков, а для младшего школьного возраста. Не надо так! Не нужно бояться называть вещи своими именами, каким бы «легким» чтивом ни считалось творчество Стивена Кинга, цикл «Темная Башня» – наиболее взрослое и глубоко философское его произведение. И адресовано оно взрослому читателю и зрителю – всякий, кто брался за «Стрелка», очень быстро понимал, что с «гаррипоттеровским» мировосприятием в этой книге делать нечего, детским мозгам через пустыню просто не пробиться.

Кадр из фильма "Темная башня"

Кадр из фильма "Темная башня"

И это только начало, дальше – больше! Зачем искусственно загонять в подростковые рамки романтические отношения между молодым Роландом и Сюзан Дельгадо? Что делать со связью Эдди и Сюзанны? Как правильно показать драматическое уничтожение всех тех, кого любит и уважает Стрелок? Лишать зрителя всех этих великолепных хитросплетений сюжетов и характеров ради того, чтобы понравиться незрелым школьникам, – преступление. Авторы будущего сериала должны настоять на том, чтобы он был если не максимально жестким, то как минимум искренним и откровенным. «Темная Башня» – это про Любовь и про Смерть. Оставьте зрителям право увидеть пересечение миров таким, как задумывал Кинг, и зритель отплатит благодарностью.

3. Без Эдди, Сюзанны и Ыша «Темная Башня» не имеет смысла.

Зрители, не знакомые с книгами Стивена Кинга, при упоминании Эдди Дина и Сюзанны лишь безразлично пожмут плечами, но для читателей экранизация «Темной Башни» без этих героев, а также без ушастика-путаника по кличке Ыш равнозначна переносу на экраны приключений четверки мушкетеров Александра Дюма, в которой присутствуют только Арамис и Портос. Ка-тет Роланда – команда, которая в ментальном и судьбоносном смысле образует единое целое, – в какой-то мере даже сплоченнее любых других литературных коллективов, а следовательно, демонстрировать небольшой фрагмент целого просто недопустимо – это лицо без глаз или самолет без крыльев.

Кадр из фильма "Темная башня"

Кадр из фильма "Темная башня"

При этом роман «Извлечение троих», собственно, и посвященный тому, как в мир Роланда попали Эдди и Сюзанна, не без основания считается одним из наиболее удачных в цикле – в нем тщательно соблюден баланс драмы и экшена, в нем представлены глубочайшие характеры, а персонажи с ходу проявляют свои лучшие и худшие стороны. Даже если бы Кинг остановился на второй книге, «Темная Башня» уже стала бы великим произведением. И вот этого всего кино нас лишило, представляете? Допускать подобное в последующих работах над экранизацией цикла нельзя ни в коем случае – что из себя представляет ка-тет без большей половины своих участников, мы уже видели. К счастью, персонажей на экране предстоит воплотить разносторонних и глубоких, можно быть уверенными, от желающих не будет отбоя.

2. Не стоит зацикливаться на актерах и режиссерах.

Раз уж речь зашла о том, что экранизации понадобится существенно пополнить актерский состав, стоит поговорить о проблеме звезд в постановках подобного формата и объема. При желании и определенных усилиях можно понять стремление Sony заполучить в свой фильм заметных актеров, чьи имена способны украсить любой постер. Не станем в сотый раз перетирать тему с расовой принадлежностью Роланда, но отметим, что привлечение Эдриса Эльбы, Мэттью МакКонахи и Джеки Эрла Хейли было сильным, хотя и бесполезным ходом – удар просто был направлен не туда, куда следовало, удачный маркетинг не решил всех остальных проблем фильма. Но вывод из произошедшего прост: в последующих экранизациях следует отказаться от звезд как в кадре, так и у руля.

Кадр из фильма "Темная башня"

Кадр из фильма "Темная башня"

«Ходячие мертвецы», «Игра престолов», серия комикс-экранизаций Netflix продемонстрировали, что звезды на ТВ – не главное, если есть хорошая история и сплоченный коллектив. «Темная Башня» должна стать именно такой – даже самые яркие книжные образы должны быть отданы «непримелькавшимся» актерам, зритель должен видеть конкретного героя, а не шлейф предыдущих работ или багаж ролей, пусть будут новички, но новички увлеченные. То же самое касается и авторов – упование на то, что проект спасет Рон Ховард или Акива Голдсман, ни к чему не привели. У руля нужен человек, любящий цикл, понимающий его и желающий подарить зрителю «Темную Башню», а не прославиться на ее фоне. Да, это сложно, но именно энтузиасты сегодня двигают кино и телевидение, им и револьверы в руки.

1. Выпускайте кракена!

При всей провальности киноварианта «Темной Башни» его авторов есть за что поблагодарить, и я не премину воспользоваться случаем. Спасибо, что не успели испохабить в кино все крутые идеи, которые Кинг вложил в свои книги! Серьезно, в распоряжении последователей Арселя остался неиспользованный арсенал мощностью в килотонны – фактически в фильме лишь задето противостояние Роланда и Человека в черном, вскользь упомянуты Бесплодные земли, даны намеки на монорельс, лучи и Гилеад. Все это и много большее можно использовать в грядущем сериале. Только подумайте, нас ждет противостояние с Блэйном Моно и схватка с Шардиком, битва с Волками Кальи и нападение на Алгул Сьендо, побег от «недоумков» и оборона от омароподобных тварей, зритель будет путешествовать по Земле разных времен, Срединному миру, Мэджису и Иерихонскому холму – да тут же материала на десяток сезонов!

Если кому-то и этого дивного запаса покажется мало, ничто не мешает связать «Темную Башню» с другими произведениями Кинга, тем более что и сам автор это делает с большим удовольствием (отец Каллагэн так и вовсе умудрился стать ключевым героем двух параллельных вселенных). В фильме разбросаны легкие намеки на сторонние книги и фильмы – способности Джейка называют «сиянием», а один из порталов имеет номер «1408», – но связей на самом деле гораздо больше, «Темная Башня», как ей и положено, может стать основой разветвленных теле- и киновселенных, к которой можно прикрепить все, что когда-либо было написано Кингом. Даже после не слишком успешного фильма надежда на успешное продолжение не только теплится, она разгорелась с новой силой – потенциал «Башни» велик вне зависимости от сборов картины Николая Арселя…

 

Самым большим препятствием на пути нового и гораздо лучшего воплощения на экране Роланда и его ка-тета теперь будет осторожность и зажатость авторов. Подстилать соломку поздно, дуть на воду тоже глупо, но ощутимый удар, вызванный провалом «Темной Башни», будет долго отзываться эхом по Срединному миру. Но тот, кто не рискует, никогда не дойдет до своей цели, и если энтузиасты, заварившие кашу с экранизацией одного из сложнейших литературных произведений, действительно жаждут правильной интерпретации любимых книг, то возможность довести задумку до ума никуда не делась. Остается только отказаться от глупых амбиций и посвятить себя служению Башне, пока разрушающееся мироздание не будет спасено.


 58

Комментарии

Пользователи еще не оставили комментариев.


Добавить комментарий
Аватар пользователя Гость
Войдите на сайт



Зарегистрируйтесь



Читайте также

показать еще


Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть