Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Статьи о кино

Путь к богу длиною в четверть века

У Мартина Скорсезе есть три кинострасти: гангстеры, рокеры и религия. К последней из них он не обращался вот уже почти 20 лет – со времен противоречивой биографии Далай Ламы «Кундун»

Добавить в закладки
Путь к богу длиною в четверть века

Главный гангстер-режиссер Голливуда хотел снять «Молчание» еще в начале девяностых. Но в его планы вмешивались студии, проблемы с финансированием и множество других прекрасных проектов, которые не могли ждать. Тем не менее Скорсезе не отказывался от задуманного. В 2007 лента почти ушла в работу – все договоренности уже были достигнуты, и Скорсезе даже планировал, что летом 2008 года отправится в Японию, где пройдет часть съемок. Однако планы так и остались планами, а следующими фильмами маэстро стали документалка про The Rolling Stones и «Остров проклятых». Режиссеру пришлось вновь запастись терпением.

Лишь в 2013 году «Молчанию» гарантировали финансирование. После череды первоклассных фильмов для массового зрителя Мартин Скорсезе получил шанс снять сугубо личное кино, которое будет интересно относительно узкому кругу. Сам режиссер описал свой проект как религиозный триллер, построенный на вопросах о культуре людей, их мышлении, разнообразии и неоднозначности понятий.

Итак, сюжет «Молчания» развивается в первой половине XVII века в Японии. Страна восходящего солнца практически запретила иностранцам находиться на своей земле. Не так давно власти подавили восстание в Симабаре, главном японском центре католического христианства. Всем подданным было приказано зарегистрироваться либо в буддистском, либо в синтоистском храме. Тех, кто не пожелал это делать, ждала ужасная участь – правители обезглавили 37 тысяч повстанцев и сочувствующих им. Среди казненных были и члены португальской дипломатической миссии. Именно португальцы пропагандировали христианство в Японии, поэтому с ними обошлись настолько сурово. Отец Феррейра в исполнении Лиама Нисона выжил. Он выдержал пытки, не сошел с ума, но все же был вынужден отречься от своей веры. На помощь ему из Португалии выдвигаются два его ученика – Родригес (Эндрю Гарфилд) и Гаррпе (Адам Драйвер).

«МОЛЧАНИЕ» В ПРОКАТЕ

Экранизацию романа Сюсаку Энду впервые показали 29 ноября – премьера состоялась в Ватикане. 13 декабря ленту продемонстрируют в рамках специальной программы в MoMa (Нью-йоркский музей современного искусства). Экспозицию музея тщательно отбирают, и в нее попадают только те фильмы, которые резонируют далеко за пределами кинопроката и пройдут проверку временем. Это ленты, претендующие на награды или звание культовой картины. Так, «Молчание» в этом списке соседствует с «Прибытием», «Манчестером у моря», «Львом», «Любой ценой» и… «Дэдпулом». 23 декабря лента Скорсезе стартует в ограниченном прокате в США. Прогнозы по сборам? Их пока нет, да они и не интересны. Ведь «Молчание» это личное кино, и его создателю важно признание. Поэтому нужно следить не за монетами в кармане дистрибьюторов, а за статуэтками на полке Мартина Скорсезе и Ко. Что примечательно, «Золотого глобуса» на полке уже точно не будет. «Молчания» нет ни в одной номинации, и, скорее всего, дело не в том, что экспертному жюри не понравилось размышление на религиозную тему. Вероятно, «Молчание» просто не успели представить на суд комиссии.

КРИТИЧЕСКИЙ РЕЙТИНГ

«МОЛЧАНИЕ» ХВАЛЯТ

- За своевременность. Хоть история и развивается в XVII веке, христианский вопрос до сих пор значится в повестке дня. Христиан нынче притесняют в Сирии, Египте и Пакистане, поэтому важно сейчас рассказать о религиозной идентичности и терпимости.

- За долговечность. Своевременность идет рука об руку с долгожительством. Проблема не исчезнет, скажем, в ближайшие 50 лет. Противоречия вокруг религии и культурных различий как существовали, так и будут существовать.

- За сдержанность. «Молчание» рассказывает о душевных терзаниях и приверженности своей вере, но при этом обходится без жуткого кровопролития, которым запомнились «Страсти Христовы» Мела Гибсона.

- За запоминающиеся сцены. Мартин Скорсезе снял свой новый фильм без пиршества спецэффектов. Ничто не должно отвлекать от главного посыла ленты. Но без зрелищных сцен «Молчание» не обошлось. Особенно выделяют момент, где непокорных карают океанским прибоем.

Кадр из фильма "Молчание"

- За техническое совершенство. Это визуальный триумф. Скорсезе, его оператор Родриго Прието и художник по костюмам Данте Феррети сыграли на контрасте: горный пейзаж и туманная дымка над океаном, деревенская беднота и богатство феодалов, истерзанные христиане и их мучители.

- За актерский тандем. Адам Драйвер и Энрдю Гарфилд превзошли себя. Последнему во весь голос поют дифирамбы. Он за этот год отделался от образа Питера Паркера, посвятив себя персонажам-мученикам.

«МОЛЧАНИЕ» РУГАЮТ

- За разделение на две части. Первая – триллер, который, как и обещал Скорсезе, держит в напряжении. Вторая – диалог с самим собой о вере и своих принципах. Вышло так, что диалог сильно теряет в динамике, поэтому фильм кажется неровным.

- За изъян, который российский зритель не заметит. Драйвер и Гарфилд – не португальцы, но они пытаются ими казаться. Если на внешность мы еще можем закрыть глаза (никто никогда не сможет сходу назвать типичные португальские черты лица), то до акцента критики все-таки докопались. Но дубляж коверканье английской фонетики съест.

ЧТО ГОВОРЯТ КРИТИКИ

Эмбарго на публикацию рецензий сняли 10 декабря, но посмотревшие «Молчание» не могли о нем молчать, простите за каламбур. Twitter заполонили постами с мини-рецензиями.

«Видел «Молчание» дважды, в том числе последний смонтированный вариант сегодня. Это самый сложный фильм в карьере Мартина Скорсезе и глубоко религиозный. Стоит ждать от него многого».

«Видел «Молчание» дважды. При первом просмотре я был поглощен, впечатлен, тронут. При втором – я был в слезах. Один из лучших фильмов Скорсезе».

«Я всерьез задаюсь вопросом, появился ли у «Ла-Ла Ленда» конкурент на Оскаре».

Когда действие эмбарго подошло к концу, появились уже более развернутые отзывы.

«Скорсезе достиг редких высот, сравнявшись с Ингмаром Бергманом и Карлом Теодором Дрейером, художниками, которые нашли на религиозном поприще поле боя и регулярно рассказывали мощнейшие истории. Этот фильм необходим в тот самый момент, когда разбушевавшаяся буря должна стать почвой для рефлексии». (Joshua Rothkopf/Time Out New York)

«Аскетичный фильм, снятый как для верующих людей, так и для тех, кто с любопытством смотрит за ними со стороны. «Молчание» получилось изысканным кинематографичным произведением и не стало вульгарной эксплуатацией ритуальной темы». (Robert Abele/The Wrap)

«Медленно тлеющее сказание, наполненное красивыми кадрами и тонкой актерской игрой. Элегантность делает «Молчание» одной из самой проницательных работ в карьере Скорсезе». (Eric Kohn/indieWire)

«Не так броско, как это было в «Последнем искушении Христа», но намного увлекательнее, чем в «Кундуне» - третьей части неофициальной религиозной трилогии Скорсезе присущи красота, амбициозность и убедительность». (Ian Freer/Empire)

«События в «Молчании» развиваются медленно и дают время, чтобы самому погрузиться в мысли и задать себе вопросы: о незыблемости авторитетов, о жизненных ситуациях, в которых ты поступил не по-человечески, о том, как давать обещания себе, другим, Богу». (New York Daily News/Stephen Witty)

ЧТО ГОВОРЯТ СОЗДАТЕЛИ

Мартин Скорсезе в интервью Deadline о том, почему он так долго и так упорно боролся за возможность снять «Молчание»: «Мои жизненные принципы формировались тем, что я воспринимал всерьез в тот или иной период своей жизни. Лет 45-50 назад я погрузился в римскую католическую церковь. Ты становишься старше, идеи приходят и уходят. Вопросы, ответы, потерянные истины, новые вопросы, и интерес лишь растет. Кино, люди в моей жизни и семья – это самое важное, но, в конце концов, с возрастом в жизни появляется нечто большее. Сама природа секуляризации (отделения церкви от государства) меня привлекает. И одновременно я не отказываюсь от того, что может просветить меня, помочь оценить нечто духовное или трансцендентное. Мой интерес к «Молчанию» обусловлен именно этим. Экранизация книги стала моей одержимостью, она должна была воплотиться в жизнь, и сейчас время пришло. Это сильная, поразительная история, основанная на реальных событиях».

Энрдю Гарфилд о подготовке к роли: «Если бы у меня было десять лет запаса, я бы не смог подготовиться на 100%. Меня полностью поглотило иезуитство. Я готовился к съемкам около года, и к тому моменту, как мы приехали на Тайвань, я мог сам проповедовать. Не думаю, что мне суждено было стать священником, но у меня есть чувство, будто мне было предначертано поработать с одним из величайших режиссеров и сыграть роль, которая поможет мне в духовном развитии».

КОНКУРЕНТЫ «МОЛЧАНИЯ» В БОРЬБЕ ЗА ОСКАР

ВЕРДИКТ

Фильм Мартина Скорсезе априори нельзя пропускать. «Молчание» выходит в российский прокат 26 января, и к тому моменту вы уже будете знать, насколько широки его притязания на Оскар. Номинантов объявят 24 января, и у одержимости Скорсезе почти наверняка будут претензии на статуэтку в категориях «Лучший фильм», «Лучший режиссер» и «Лучший адаптированный сценарий».

Текст:
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?