
Чуткий ромком о потерянной парижанке, которая мечтает написать роман.
Агата (Камилль Рутерфорд) ездит на работу на велосипеде по улочкам Парижа прямиком в самый знаковый книжный Shakespeare & Co. Девушка регулярно читает оставленные посетителями записки на зеркале, спорит с коллегой и по совместительству лучшим другом Феликсом (Пабло Поли), помогает покупателям с выбором книг и знает, с чего лучше начать читать Джейн Остин («Чувство и чувствительность»). А еще Агата пишет роман, но неуверенность в себе и синдром самозванца не позволяют ей сделать смелый шаг в будущее. К счастью, за дело берется Феликс: он втайне отправляет рукопись подруги в резиденцию Джейн Остин, в которую съезжаются авторы с разных уголков мира. Совсем скоро француженка получает приглашение приехать в английское поместье, где можно дописать книгу. Возможно, именно поездка в Туманный Альбион поможет наконец разобраться с хаосом в голове и кризисом жизни.
В декабре этого года почитатели Джейн Остин будут праздновать 250 лет со дня рождения писательницы. То ли по воле случая, то ли вполне закономерно киноиндустрия пополняется проектами, так или иначе связанными с великой романисткой. Состоялась, например, премьера мини-сериала «Мисс Остин», который вращается вокруг фигуры любимой сестры Джейн — Кассандры. В новостях то и дело появляются сводки о предстоящей экранизации «Гордости и предубеждения»: начнут снимать сериал уже в этом году, но успеют ли выпустить в 2025-м — неизвестно. Дебютная работа Лауры Пиани тоже вписывается в негласный тренд «признаемся в любви Джейн Остин»: Агата питает особую нежность к писательнице и эпохе Регентства. Героиня чувствует, что родилась не в то время: пока друг Феликс разбивает сердце очередной девушке в Сети, Агата тоскует из-за отсутствия романтики в современном мире.
Продавщица в книжном магазине пополняет число сбившихся с пути героинь: как и Фрэнсис («Милая Фрэнсис»), Агата абсолютно «несвидабельна», как и Юлия («Худший человек на свете»), пытается нащупать опору внутри. Режиссерка не проговаривает этого вслух, но нельзя не почувствовать тотальное одиночество героини: девушка живет вместе с сестрой и племянником, застряла в непонятных отношениях с Феликсом и словно бы везде и повсюду ощущает себя лишней. Фильм пронизан любовью к Джейн Остин: дело не только в резиденции и узнаваемых корешках книг на полках, но и в архетипах героев. Агата — конечно же, Энн Эллиот. Француженка и сама приводит подобную параллель: «Она сознательно упустила свою жизнь», — с ноткой печали произносит Агата, вспоминая о протагонистке «Доводов и рассудка». А после, словно остиновская героиня, садится за пианино и, подобно потерянным миллениалкам в кино, продолжает прятать мечту в дальний ящик.
Поиск себя прерывается всплеском дофамина: Лаура Пиани решает отложить думы о самоидентичности и сделать шаг на более протоптанную дорогу — рассказать историю любви. Впрочем, учитывая тот факт, что сюжет крутится вокруг образа и книг Джейн Остин, совершенно не удивительно увидеть на экране романтические перипетии и даже танцы на балу (нельзя не отметить, насколько Камилль Рутерфорд органична в нарядах старой эпохи!). Пиани не могла обойтись без главного мужчины в прозе Остин и не внести в сюжет надменного джентльмена (Чарли Энсон), которого Агата назовет невыносимым и высокомерным (читай — мистером Дарси). Порой сложно удержаться от негодования, что сантименты затмевают тему личного кризиса героини, а писательские метания и вовсе задвигаются на фон: увы, зритель даже не знает, о чем конкретно Агата пытается написать в романе.
Название фильма говорит само за себя: литература, как, к слову, и кино, нередко порождает в людских умах идеализированные истории и образы. Например, по вине ромкомов зритель может испытать разочарование, что в реальности далеко не каждый исполняет серенады под окнами. Джейн Остин помимо искрометных диалогов и объемных героинь оставила после себя высокие стандарты — особо впечатлительным юным леди приходится смириться, что мистер Дарси вряд ли встретится на их пути. Примерно тем же страдает Агата в начале ленты. Но Лаура Пиани великодушна к своей героине и позволяет француженке прожить собственную сказку. В итоге «Джейн Остин испортила мне жизнь» оказывается меланхоличной, местами шероховатой мелодрамой, в которой доводы рассудка неизбежно уступают место чувству и чувствительности.