Что посмотреть Раньше было лучше?
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Рецензии

Рецензия на фильм «Это Эдик» – о неожиданном взлёте и моральном падении детского писателя Эдуарда Успенского

Документальная история великой жизни и бесславной смерти главного панка от мира сказок, борца с номенклатурой и озлобленного аутсайдера.

Добавить в закладки

Трейлер

Одну простую сказку, а может, и не сказку, а может, не простую, хотим вам рассказать. Но вот проблема: в последние годы история знаменитого детского писателя Эдуарда Успенского превратилась в настолько отталкивающую компиляцию желтушных заголовков, что идею этой сказки не поймёт ни взрослый, ни карапуз. Может, кто-то из толпы самонадеянно выкрикнет вечную сентенцию о вреде денег и славы — универсальный приём в любом споре о сложной селебе, — и будет таков. Но путь советского автора куда сложнее, витиеватее: не сказать что он не вписывается в готовый шаблон эдакого славянского «Гражданина Кейна», но предпосылок и первопричин для внутренних конфликтов в его истории значительно больше, чем кажется. Прямо как в произведениях самого классика: с современной позиции — простых детских историях, в контексте советской идеологии — бунтарских антикоммунистических рассказах, где друзей ищут по объявлению, а не на работе, и счастливо живут без родителей в трансценденто инфантильном Простоквашино.

Первые кадры после фрагмента с дочерью писателя (интервьюер Роман Супер спрашивает, что она почувствовала после смерти отца, и получает лаконичный честный ответ: «Ничего») демонстрируют создание жуткой куклы Успенского. Руки в перчатках по деталям собирают человечка: сначала голова, затем туловище, а поверх — костюмчик с галстуком в горошек. Екатерина Визгалова в своей рецензии не зря проводит параллели с историей Франкенштейна: авторы воскрешают не только персонажа (что забавно, используя его для чревовещания — прямо как героя шоу «Спокойной ночи, малыши», в один из выпусков которого затесался сам Успенский), но и нелицеприятные воспоминания о нём. И то, что сцена следует за откровением Татьяны, актуализировавшей разговор о связи творчества и личности, как бы подразумевает взаимосвязанность двух этих эпизодов: где появляется истина, ранее не раскрытая правда, там возникает и переосмысление.

Кадр из фильма «Это Эдик»
Кадр из фильма «Это Эдик»

Парадоксы «Эдика» начинаются уже с позиционирования. Формально режиссёром числится Иван Проскуряков — давнишний коллега сценариста и продюсера Романа Супера. Так, в предыдущем их фильме «С закрытыми окнами» постановщиком, напротив, выступал последний, а Проскуряков ограничился функциями монтажёра. Здесь, что забавно, ситуация в некоторой степени (и, возможно, неосознанно) рифмуется с историей Успенского: первое имя в титрах с двумя регалиями досталось Суперу, тогда как второе, несмотря аж на пять ролей (от аниматора до оператора), — его напарнику. Когда-то главный герой этой истории судился за права на Чебурашку и Гену с Леонидом Шварцманом — создателем анимационных персонажей, обеспечившим им культовый статус. Выиграл в процессе, как ни странно, писатель, и деньги со славой достались человеку, почти не причастному к постановке мультипликационной классики. В некоторых текстах про «Эдика», кстати, по ошибке фильм приписывают одному лишь Суперу — вполне себе, согласитесь, показательный момент.

И дело даже не в авторитетной фигуре журналиста, который за три фильма (если считать один из первых документальных опытов «На кончиках пальцев») прошёл путь от сухой телевизионной публицистики до эмоционального сторителлинга, использующего реальность лишь в качестве каркаса для разговора о наболевшем. Скорее в том, что три работы, к созданию которых он причастен, идеально складываются в единую вселенную о взрослых детях, обезображенных травмами юности. «На кончиках пальцев» об этом говорил буквально: главная героиня — женщина с «синдромом бабочки», чей недуг законсервировал её тело в состоянии измученного ребёнка. «С закрытыми окнами» двигался скорее в сторону социальную: сюжет о молодой звезде хип-хопа, дерзком и богатом Децле, по итогу становился грустной эпитафией несчастному инфантилу, падшему жертвой родительских амбиций и правил шоу-бизнеса.

Кадр из фильма «Это Эдик»

Кадр из фильма «Это Эдик»

«Это Эдик», можно сказать, завершает (или только зачинает?) авторскую трилогию об утраченном детстве. Причём, что забавно, становится таким же произведением по наитию — фильмом, появившимся случайно, но к месту. «На кончиках пальцев» Супер написал, когда отправился на очередной рутинный репортаж. Картина про Децла возникла только после смерти музыканта — на фоне ревизии его творчества. А «Это Эдик» мог бы не состояться, не попади в руки Супера биографический очерк финна Ханну Мякеля про жизнь писателя. Подобные обстоятельства идеально передают дух времени, в котором творят Иван и Роман: эпоху быстрой информации и таких же быстрых, новых сведений, способных раскрыть личность с другой стороны. Эпоху правды и постправды, разговора о домашнем насилии и нелюбви. Наконец — разрешения одного из главных пушкинских вопросов совместимости гения и злодейства.

Сравнение с «Гражданином Кейном» в первом абзаце неслучайно: как и Орсон Уэллс, Проскуряков с Супером ищут истоки травмы в детстве. В случае Успенского надлом происходит из-за ненависти матери и его ожесточённого противоборства с советской конъюнктурой. В глазах документалистов история великого отечественного сказочника сравнима с путём рок-звезды, плюющей на законы и локальные тусовки, обласканные властью. Тщетно дожидающийся публикации и, словно Дон Кихот, сражающийся с социалистическими мельницами, Успенский предстаёт эдаким героем-романтиком — бесславным и бескомпромиссным мечтателем, вечным андердогом, неожиданно для всех ставшим любимцем публики.

Кадр из фильма «Это Эдик»

Кадр из фильма «Это Эдик»

Типаж человека-вопреки в фильмографии Проскурякова и Супера тоже не нов. В этом контексте интереснее скорее размышлять о разоблачении фантазий, превращении психически нестабильного гения в полную противоположность самого себя: расчётливого жестокого дельца, в чьём сердце нет места любви и эмпатии. Трансформация куклы лишь подчеркнёт явные акценты: милый игрушечный Успенский превратится в жуткого старика из фильмов ужасов, запертого в собственном израненном сознании и обречённого на презрение со стороны близких. Ни одна брошенная фраза не подчеркнёт моральное падение так тонко, как это сделает рука Проскурякова. Из всех прочих интервьюируемых его Эдик, половину фильма проводящий в сюрреалистичном кошмаре из зарисовок собственной жизни, — возможно, самый ненамеренно искренний. Потому что слова, в отличие от ужасов подсознания, всегда можно сгладить, направить в компромиссное русло. Наконец, просто промолчать.

В противовес проскуряковской гипервыразительности Супер ставит дотошную журналистскую стилистику. Участвуя в разговоре не просто как риторический вопрошатель (обычно все реплики интервьюера вырезают на монтаже), а как представитель одного из поколений, выросших на литературе Успенского, он всё равно далёк от разоблачительного пафоса. Про злодеяния писателя можно узнать из Википедии — потратите в четыре раза меньше времени. В «Это Эдик» вместо мотива расследования главным оказывается совсем другой. А именно — мотив озвучивания, оглашения, резкой противоположности вечному умалчиванию, свойственному нашему постсоветскому обществу. Об этом же, кстати, недавно размышлял и Иван И. Твердовский в «Конференции» — фильме о жертвах теракта на Дубровке, которые собрались в треклятом театре, чтобы разбередить уже зарубцевавшуюся рану, — но по итогу уходил больше в сторону открытых вопросов и многозначных пауз.

Кадр из фильма «Это Эдик»

Кадр из фильма «Это Эдик»

У Проскурякова и Супера пауз и открытых вопросов в принципе не существует. Есть лишь, как на ладони, история жизни и смерти, славы и бесславия и тысячи других антонимичных пар. Рассказывая об озлобленном аутсайдере, который отдал дочь в секту и поругался с коллегами, обратил своё наследие в чистую коммерцию, да и сам обратился в Скруджа Макдака, разве что без бассейна с деньгами, документалисты ведут себя предельно манипулятивно: заставляя интервьюируемых, как детей, дурачиться со снежками, сидеть в шляпах из газет и эффектно вылезать из-под одеял. Правда, намеренно оставляя все требования за кадром: «Стоим! Стоим и смотрим в камеру», «Переложите его [снежок] спокойно. Без кидания. Ага, и оставьте в руке». Эта квазисказочная атмосфера разоблачает саму себя, отображая авторитарный мир закулисья и мрачную сторону любой сказки. Равно как и сказок Успенского, в которых, если присмотреться, полно трагических автобиографических эпизодов: от дяди Фёдора, покинувшего родителей для вольготной жизни в Простоквашино, до клоуна Ивана Бултыха, лечащего детей смехом.

«Это Эдик» по форме не то чтобы новаторский: напротив, вполне себе конвенционально снятый документальный фильм о противоречивой личности, в плане эмоциональности и откровений даже уступающий предыдущей работе дуэта. Но игнорировать его важность в контексте отечественной культуры — значит чванливо сетовать на то, что мы это уже слышали в жутких репортажах и новостях. Нет, не слышали. Собранный по выкрикам из «Пусть говорят» и скандальным заголовкам, образ Успенского теряет главное — человечность и личностную трагедию, тем самым переставая быть несчастным голосом поколения, росшего в окружении жестокости, цензуры и конформизма. Никто не собирается делать из него мученика и уж тем более оправдывать, однако понять не только чужие, но и свои собственные болячки мы можем лишь одним образом: прислушавшись, проникнувшись и хотя бы на секунду замолчав, чтобы в бесконечном потоке сплетен и грязи услышать неуверенный и честный шёпот жертв. Ведь история Эдика — мальчика в теле больного злого старика — это прежде всего меланхоличная повесть об атрофированности чувств, при которой заветный Rosebud не вспомнится даже при смерти, а уже потом — кино о бремени великого художника.

Текст: Владислав Шуравин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?