
Экшен-фильм о супергероях, которым стоит сходить на терапию.
Директор ЦРУ Валентина Аллегра де Фонтейн (Джулия Луи-Дрейфус) в шаге от импичмента. Чтобы злопыхатели из американского Конгресса не нашли улики, которые ускорят отставку, чиновница посылает на секретную базу Елену Белову (Флоренс Пью) уничтожить важные документы. Довольно скоро супергероиня понимает, что ее подставили: Валентина собрала в одном месте всех своих наемников — Джона Уокера (Уайатт Рассел), Аву Старр (Ханна Джон-Кэймен) и Антонию Дрейкову (Ольга Куриленко), — чтобы они перебили друг друга. Неожиданно киллеры собираются в отряд на почве ненависти к себе и пускаются в бега. Есть одна проблема: они случайно освобождают самого мощного супергероя в истории вселенной — ментально нестабильного Боба (Льюис Пуллман).
«Громовержцев» рекламировали чуть ли не как фильм Marvel в эстетике A24, начиная от смещения акцентов с экшена на камерность и заканчивая нетипичной для супергеройского кино темой депрессии. Разумеется, в реальности вышел типичный шумный, крикливый и докучающий шутками каждые пять минут блокбастер. Во-первых, «Громовержцы» существуют в рамках франшизы, поэтому зритель вынужден следить за политическими многоходовочками Валентины и вспоминать героев из предыдущих фильмов и сериалов Marvel. Та же Ава Старр появляется в сюжете, кажется, постольку поскольку: особой драмы у неё нет, но найти местечко второплановой злодейке из «Человека-муравья» — дело святое.
А во-вторых, «Громовержцы» — кино, как и его герои, выращенное в пробирке. За два часа на экране не происходит ни одной по-настоящему эффектной экшен-сцены: ведь Marvel нанимает для таких эпизодов отдельных режиссеров — порой не самых выдающихся. Перестрелки и драки в темноте, спасение города от падающих обломков и погоня на машине — скорее сюжетные заплатки, которые помогают связать один диалог о детских травмах с другим. А чтобы зритель не слишком грустил, в дело вступают фирменные назойливые шутки, затянутые до невозможности: за них отвечает персонаж Дэвида Харбора, позорящий Елену очередной отцовской байкой.
Сама концепция явно скомпилирована из трендов последних лет. По сути, это те же «Стражи галактики»: вместо Дракса — дуболом Алексей Шостаков (Дэвид Харбор), вместо импульсивного Ракеты — неудачная инкарнация Капитана Америки в лице Джона Уолкера. Вот только, в отличие от действительно выдающегося фильма Ганна про аутсайдеров в поисках семьи, герои здесь напрямую проговаривают свои страхи, стремления и травмы, что делает сюжет в разы примитивнее. И даже классический прием современного терапевтического кино — злодеев не существует, это просто запутавшиеся люди — тоже на месте. Во время просмотра не отпускает ощущение, что ты это уже где-то видел — и с этим чувством остаётся только мириться.
Что удивительно, тема депрессии реализована трогательно. Фильм открывается длиннющим монологом Елены Беловой о том, как её мир рухнул после смерти сестры: героиня перестала что-либо чувствовать, работа превратилась в рутину, а близких вокруг не оказалось — поэтому теперь родственница Черной Вдовы просто плывет по течению. Вслед за хмурой Флоренс Пью подтягиваются и другие знакомые лица: Шостаков заедает травму фастфудом и запивает алкоголем, Уолкер срывается на близких людях, а Боба и в переносном, и в буквальном смысле поглощает тьма.
Пускай «Громовержцы» вслух размышляют о ментальных проблемах, зато авторы рассказывают эту историю со знанием дела: показывая, как медленно обыденность становится тюрьмой, а собственное сознание — худшим из врагов, которого нельзя победить в одиночку. В такие моменты у фильма словно открывается второе дыхание: показывая, что даже супергерои поломаны внутри, картина общается со зрителем на понятном языке и в очередной раз напоминает, как важно не бояться травм и делиться своей болью с людьми вокруг. Будь «Громовержцы» камерной разговорной драмой о людях в плащах, которые не могут выйти в магазин из-за накатившего отчаяния, фильм бы выиграл троекратно — но корпорация распорядилась иначе.