
Очередная страшилка, после которой не захочется ездить в деревню.
Шу (Клэр Моннелли) разбирает личные вещи матери, которая недавно покончила с собой. Окружающая обстановка воскрешает болезненные воспоминания из детства. Избежать рефлексии прошлого помогает работа: Шу — профессиональная сиделка, которой необходимо поехать в маленькую деревушку и ухаживать за пожилой женщиной по имени Пейг (Бридь Ни Няхьтинь). По прибытии героиня начинает замечать странности в поведении подопечной: хозяйка дома уверена, что ее хотят забрать некие таинственные существа.
Режиссеркой и сценаристкой фильма выступила Эйслинн Кларк, известная благодаря своему дебюту «Дверь Дьявола». «Корни» — вторая работа ирландки, мировая премьера картины состоялась на кинофестивале в Локарно. Новая лента, как и предыдущая, вращается вокруг религиозных вопросов. «Корни» также позиционируются как первый в истории фильм ужасов на ирландском языке.
Оригинальное название фильма Fréwaka — сокращение от ирландского слова Fréamhacha, то есть «корни». В интервью Кларк отмечает, что по сравнению с английским roots слово fréwaka способно передать ощущение тяжелых корней, которые трудно выдернуть из земли: именно это чувство постановщица пыталась уловить в хорроре. Эйслинн фиксирует коллективные травмы и напоминает о незаживших ранах Изумрудного острова: красный цвет, символизирующий насилие и опасность, заполняет экран, а одна из самых эффектных сцен запечатлена на постере — из глаз главной героини текут капли крови.
Так о каких шрамах на теле нации идет речь? Зрителю, хоть немного знакомому с ирландской историей, не нужно гадать — достаточно вспомнить о влиянии католической церкви на жизнь граждан. Только недавно в российском прокате шли «Мелочи жизни» — тихая драма с Киллианом Мерфи о прачечных Магдалины. Спустя пару месяцев в Сети появляются «Корни», и вновь публика вспоминает о печально известных приютах — учреждениях, которые якобы занимались перевоспитанием «грешниц», но на деле превращались в подобие трудовых лагерей. Животрепещущая тема волнует режиссерку не в первый раз: в дебюте Кларк тоже размышляла о деятельности монахинь.
«Корни» не говорят о приютах Магдалины напрямую: фильм в целом построен на полунамеках и аллегориях. Показательны рассказы Пейг о том, как в день свадьбы ее похитили загадочные «они» и увели «вниз». Когда сиделка спрашивает, каково было находиться там, пожилая дама перечисляет на первый взгляд бессмысленный набор фраз: дурдом, голодная деревня, прачечная, корабль-гроб, улица, полная крови и пуль… Слова, как можно догадаться, отсылают к переломным моментам в истории страны.
«Корни» — жанровое удовольствие, подарок для всех, кто неравнодушен к фолк-хоррорам. Режиссерка уделяет внимание тщательному выстраиванию соответствующего флера: Шу приезжает в богом забытый уголок, где местные смотрят на чужачку с подозрением и зловеще предупреждают: лучше вернуться домой, чем перешагнуть порог страшного дома, где живет чудачка Пейг. Жилище, как и предполагается, таит секреты и становится причиной беспокойных ночей: скептически настроенная Шу изначально не верит рассказам пациентки о загадочных созданиях, но вскоре и сама начинает сомневаться в окружающей реальности. Шепоты в коридорах, кошмары во снах и, разумеется, жуткий темный подвал, от которого стоит держаться подальше, — мы видели это сотни раз, но беспроигрышная формула, леденящая кровь обстановка и мастерство авторки не дают шанса оторваться от экрана.
Каждая маленькая деталь, любой незначительный кадр, едва брошенное слово — все в «Корнях» может нести потаенный смысл. Фильм, призванный задеть болевые точки ирландской публики, работает на уровне ощущений. Впрочем, не обязательно родиться в Северной Европе, чтобы проникнуться мрачной лентой и почувствовать клубок беспокойства в области груди. Эйслинн Кларк, вплетая в сюжет мифы и фольклор, повествует о женском бремени, непростых отношениях между матерями и дочерьми, душевных муках родом из детства, травмах, передающихся по наследству. «Корни» можно обвинить в отсутствии целостности и расставленных точек над i, а Кларк — в желании отдаться во власть метафор и загадок. Но в итоге хоррор не выветривается из памяти спустя пару дней: напротив, фильм вынуждает размышлять, анализировать, ломать голову. А имя Эйслинн Кларк и вовсе хочется взять на заметку и следить за карьерой авторки дальше: в конце концов есть еще столько коллективных травм, которые стоит бередить почаще.