
Петр Федоров и Ирина Старшенбаум едут на Кудыкину гору воровать помидоры.
На прошедшем ММКФ в программе «Русские премьеры» показали роуд-муви с видами на поля вдоль трассы М12 и неожиданным и обаятельным дуэтом Петра Федорова и Ирины Старшенбаум. У штурвала дорожного ромкома оказался Иван Петухов — режиссер, который с жанровым кино общается на ты и не боится менять профили, и не зря!
Маршрут построен, но будет перестроен еще не один раз. Такси вызвала обаятельная пассажирка с далеко идущими планами и пока что таинственной мотивацией. Вера (Ирина Старшенбаум) из Москвы хочет добраться в Уфу, по официальной версии, чтобы побывать в родном городе Андрея Губина. Водитель Вадим (Петр Федоров) в слепую преданность кумиру нулевых даже от такой девушки, «как звезда», не слишком верит, но в истинных причинах побега разбираться не хочет. Скорее стремится довезти пассажирку без приключений, пока та воспринимает поездку как обзорную туристическую экскурсию.
Романтические комедии — практически вымирающий вид, и дело не в том, что жанр из кино перекочевал на стриминги и окончательно превратился в фоновый контент. Вернее, не только в этом: срок годности золотого стандарта 80-90-х будто бы подошел к концу, и по проверенным лекалам редко получаются действительно запоминающиеся ромкомы, которые поднимают настроение, а не раздражают чередой штампов. Иван Петухов подтверждает свое звание жанрового мастера: режиссер прозвучал в медиапространстве еще с выходом короткометражки «Подарок», но выделился в ландшафте отечественного кинопрома неспешным слоубернером «Сестры», который забирался под кожу. В следующую картину перекочевала не только исполнительница главной роли Ирина Старшенбаум, но и точное осознание правил, по которым предстоит играть на жанровом поле.
«Туда» — романтическая комедия старой школы, формула узнаваема: закрытого и смурного мужчину с печалью в глазах возвращает к жизни травмированная и обаятельная «маниакальная девушка-мечта» — гостья из ромкомов нулевых вроде «Страны садов», «Элизабеттауна» или «500 дней лета». Вера заразительно хохочет, выдает всяческие приколы и упорно не говорит о том, что (или кто?) ждет ее в Уфе. Вадим постепенно «размораживается» и начинает все чаще искренне смеяться, а не просто бесконечно закатывать глаза на очередную просьбу остановиться на смотровой и сойти с маршрута. Подобную коллизию мы видели совсем недавно в «Лавстори», но фильм Петра Тодоровского слишком долго пролежал на полке и будто так и не набрал скорость по дороге к счастливому финалу. Пожалуй, именно точно выстроенная динамика и подкупает в «Туда»: нет времени отдышаться и вспомнить, где мы все это уже видели.
Темп поддерживают живые и часто действительно остроумные диалоги — в романтических комедиях все чаще делают упор на лирику, а не на юмор, но «Туда» не стесняется панчей. И, пожалуй, главное, что не стесняются вдоволь дурачиться и исполнители главных ролей: отбросив любые аналитические амбиции и разборы сюжетных схем, стоит сказать, что за Ириной Старшенбаум и Петром Федоровым чертовски приятно наблюдать. Актеры, которые чаще проявляли себя в амплуа драматическом, искренне валяют дурака, мечут искры и позволяют себе быть смешными и нелепыми.
Неподдельное чувство свободы и необязательной легкости подкупает и заставляет вспомнить, почему мы все однажды полюбили романтические комедии и хотим жадно глотать жанровые пилюли в минуты уныния. «Туда» вполне можно назвать фильмом, который захочется пересмотреть в тоскливый зимне-весенний вечер, когда поездка за город на майские отменилась из-за снегопада, а пейзажами полюбоваться все равно хочется.