Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneRHUrosfN7 Okko Okko
Рецензии на игры

Рецензия на игру Clair Obscur: Expedition 33: главный претендент на звание «Игра года»

Невероятный дебют и ярчайшее игровое событие последних лет.

Добавить в закладки
Рецензия на игру Clair Obscur: Expedition 33: главный претендент на звание «Игра года»
Описание Сюжет Рецензии Публикации Кадры и скриншоты Трейлеры Похожие игры
Сергей Сергиенко
Сергей Сергиенко Автор film.ru с 2022 г. 57 публикаций
Clair Obscur: Expedition 33
Clair Obscur: Expedition 33
Clair Obscur: Expedition 33 , 2025
Тип игры: экшен, фэнтези

67 лет назад мир перестал быть прежним. Произошел Разлом, навсегда изменивший правила: появление Художницы принесло чудовищные разрушения и практически стерло привычную жизнь. Зачастую буквально: раз в год загадочная личность рисует на огромном монолите новое число, и все, кто приблизился к этой цифре по возрасту, исчезают из реальности. Числа убывают: от начальной сотни обратный отсчет дошел до отметки 33. И год за годом жители Люмьера, единственного выжившего города, отправляют на материк экспедиции в надежде, что им удастся наконец уничтожить Художницу, чтобы та больше никогда не рисовала смерть. У очередной экспедиции с номером 33 шансы выше: новые технологии должны помочь на непростом пути, на котором погибли все предыдущие люмьерцы. Правда, открытым остается вопрос, хватит ли этого для спасения человечества.

Clair Obscur: Expedition 33

Clair Obscur: Expedition 33

Разработчики из Sandfall Interactive не затягивают с представлением и с порога закидывают геймеров тонной информации: за первый час придется освоиться и с местным миропорядком, и со множеством терминов, и с необычными принципами. Гомаж, пиктосы, жестрали, люмина, хрома — на первых порах это кажется странным набором слов, но совсем скоро игрок будет говорить на том же языке. И все это на фоне завораживающего визуала. Однако не будем забегать вперед.

Кинетическое искусство

Начать разговор о Clair Obscur проще с ее механик. Французские разработчики черпали вдохновение в японских ролевых играх прошлого, заимствования из которых видны невооруженным глазом. Самое очевидное — это собственно подход к пошаговым боям: противники стоят друг напротив друга и в строгой очередности обмениваются ударами. Игрок управляет партией из трех человек (можно меньше, больше — увы), где каждый из бойцов обладает уникальными навыками и особенностями: например, стартовый Гюстав обладает особым протезом, который постепенно заряжается в ходе сражения и способен наносить огромный электрический урон. А появляющаяся позднее Луна управляет элементальной магией и призывает различные стихии — огонь, лед, землю и молнию. У каждого героя есть свои тонкости и особенности, делающие их уникальными и добавляющие разнообразия в геймплее.

Clair Obscur: Expedition 33

Clair Obscur: Expedition 33

Но главная фишка местных боев не в разнообразии механик: рекламная кампания во многом строилась вокруг того факта, что сражения не совсем пошаговые. Дело в том, что в ход противника игрок может управлять экспедицией и реагировать на атаки, пытаясь от них уворачиваться или блокировать. Первое проще и дает больше поблажек, зато второе позволяет в случае успеха провести контратаку: удачно отразив все удары, персонажи бьют в ответ. Для кого-то подобная вовлеченность может стать огромным плюсом, в то время как другие на это откровенно жалуются: в некоторых схватках, особенно в опциональных, попросту не выжить без хорошо натренированного парирования.

Добавляя оттенки

Боевая система в целом удивляет своей глубиной. Каждый персонаж, как уже упоминалось выше, обладает уникальной механикой и набором приемов. Последние исчисляются десятками, однако использовать можно одновременно не больше шести — приходится тщательно выбирать, что лучше и важнее в конкретных ситуациях. Сверху наслаивается выбор экипировки: у большинства видов оружия есть уникальные пассивные навыки, позволяющие еще детальнее настраивать геймплей, выбирая, например, между элементальным уроном и возможностью создавать стихийные пигменты для Луны — они расходуются на усиление заклинаний.

Clair Obscur: Expedition 33

Clair Obscur: Expedition 33

Словно этого мало, в ход идут пиктосы — особые предметы, которые можно «надеть» на героев в количестве трех штук. У каждого пиктоса есть уникальная черта: одни, например, увеличивают базовый урон, в то время как другие удивляют чем-нибудь вроде автоматической смерти в начале боя. Последнее кажется бесполезным, однако на деле может помочь в определенной ситуации — или в сумме с пиктосом, наносящим огромный урон врагам в случае смерти персонажей.

Кроме черты есть и более привычные улучшения характеристик: у каждого пиктоса привязаны одно или два улучшения, увеличивающие параметры вроде здоровья, шанса нанесения критического урона или защиты. Правильная их комбинация позволяет сильно «прокачать» персонажа и подстроить его под свой стиль.

Clair Obscur: Expedition 33

Clair Obscur: Expedition 33

Но и это еще не все: если провести четыре боя с активным пиктосом, игрок получает люмину — ту самую черту, которую можно активировать отдельно за особые очки люмины. Местный глоссарий уже стал поводом для многочисленных шуток, однако на деле все запоминается в считаные минуты при общей длительности прохождения около трех десятков часов.

С чистого листа

Сражения разбавляются исследованием мира, выполненным в несколько неожиданном по современным меркам виде. Разработчики решили по полной использовать идею того, что играть нужно за экспедицию, и отказались от карты, так что мир приходится изучать практически вслепую. Глобальная карта все же имеется, что сильно выручает: на материке отмечены точки интереса, при подходе к которым открываются отдельные локации, где как раз и нужно перемещаться «на ощупь». Чтобы игроки окончательно не потерялись, предусмотрена ненавязчивая подсказка в виде источников света, стоящих вдоль основного маршрута, — остальное относится к опциональному контенту, которого здесь более чем достаточно. По словам разработчиков, исследование всех развилок и дополнительных территорий увеличивает прохождение минимум вдвое.

Clair Obscur: Expedition 33

Clair Obscur: Expedition 33

Что и неудивительно: желающим получить все, что может предложить Clair Obscur, придется не только изрядно напрячься, но и основательно заняться бэктрекингом. Уже в первых же локациях встречаются вещи, которые невозможно открыть на старте просто в силу отсутствия определенных навыков. Не говоря уже о том, что ближе к финалу игра буквально заваливает ранее недоступным контентом, к которому еще и не подступиться без подготовки: многие из финальных опциональных сражений в разы сложнее того, что встречается по сюжету, и это стоит держать в голове.

Светотень

Впрочем, одним увлекательным геймплеем в ролевых играх удержать геймеров на десятки часов трудно, и здесь на помощь приходит сюжет. Историей Clair Obscur интриговала буквально с первых трейлеров: загадочный мир, таинственная Художница, стилистика La Belle Époque, сливающаяся с декадентством, и невероятное количество тайн буквально кричали, что их можно и нужно разгадывать.

Clair Obscur: Expedition 33

Clair Obscur: Expedition 33

И Clair Obscur не разочаровывает, с первых же кадров предлагая погружаться в новый мир без особых предпосылок. Вступление «приглашает» геймеров вместе с Гюставом отметить Гоммаж — и только к финалу первого получаса дает понять, что это не праздник, а катастрофа, избежать которой невозможно. Уже здесь многие попросту не могут сдержать слез: с невероятным изяществом и вниманием к деталям авторам удается всего несколькими диалоговыми строками создать правдоподобный мир с человечными персонажами, к которым легко привязаться — и тяжело терять. С потерями здесь придется смириться: «сюжетной броней» не защищен практически никто. Даже те, в ком ты, казалось бы, уверен на все сто.

На первых часах история бьет под дых, вышибает почву из-под ног и оставляет в странной прострации. Это очень болезненный опыт, задающий нужный тон всей истории. Однако после трагичного пролога Clair Obscur несколько снижает градус накала, умело катая игроков на эмоциональных качелях, предлагая как веселые и комичные сегменты, так и более драматические. Со временем разрозненные детали и сцены складываются в целостное полотно, а небольшие вставки, на первый взгляд словно вырванные из контекста, добавляют нужные штрихи для более полной картины. Которая легко может оказаться совсем не тем, чего ожидаешь поначалу.

Мир высокого искусства

Говорить об истории Clair Obscur без спойлеров практически невозможно: каждый элемент на экране может быть непонятен в начале прохождения, но играет нужными красками ближе к финалу. А после определенных событий раскрываются последние карты, радикально меняющие восприятие происходящего. Не вдаваясь в подробности, можно отметить, что глобальный конфликт, затрагивающий весь мир, на деле является очень личной трагедией отдельно взятой семьи, да и Художница здесь появляется не просто так — нужна именно она, а не, допустим, Поэтесса или Скульптор.

Clair Obscur: Expedition 33

Clair Obscur: Expedition 33

Из масштабной катастрофы история изящно превращается в сказ о переживании потерь, тяжелых разногласиях и ценности эскапизма. Не меньше времени в финале посвящено и тому, что есть творчество: где проходит граница дозволенного, что есть искусство и всякое ли искусство имеет ценность — если не финансовую, то эмоциональную. Все это не отменяет глобальных ужасов, пережитых героями, но дает совершенно неожиданный — и, нужно заметить, очень смелый — контекст. Подобное, судя по отзывам, далеко не всем по душе, однако те, кто был готов к сюрпризам, остались в ожидаемом восторге.

Художественная ценность

Clair Obscur: Expedition 33 — вещь совершенно штучная: она строится на многочисленных заимствованиях как из игр (от Final Fantasy до Sekiro: Shadows Die Twice и Persona), так и из более привычного мира искусства (невозможно не заметить влияния таких художников, как Гюстав Моро, Альфонс Муха и Сальвадор Дали). И, несмотря на это, остается собой: вместо слепого копирования, Sandfall словно вступает в диалог, создавая что-то новое, основываясь на идеях других. Результат — одна из самых запоминающихся игр последних лет, причем запоминающихся по всем параметрам — от геймплея и истории до музыкального сопровождения и общего арт-дирекшена. Показательно, что Clair Obscur родилась в голове выходца из Ubisoft Гийома Броша — компании, которую ругают за невероятную заскорузлость в подходе к созданию игр.

Достойно восхищения и то, что речь идет о дебютном проекте студии. Планка задрана более чем высоко, и теперь особенно интересно наблюдать, что же ждет Sandfall дальше. Если студии удастся сохранить качество — перед нами претендент на одного из главных любимцев геймеров на годы вперед.

Текст: Сергей Сергиенко
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2025 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?