
Konami осторожничает с одной из главных игр в своей коллекции — хорошо ли это?
Анонс Metal Gear Solid Delta игроки восприняли с энтузиазмом: новых игр серия не получала семь лет (а если брать в расчет основную линейку, то все десять), плюс она потеряла отца-основателя — Хидэо Кодзиму. При этом Metal Gear остается одной из главных франшиз Konami наряду с Silent Hill, так что ожидаемо, что за возрождением одной серии последовала и другая. Подход к обеим при этом радикально отличается и стоит того, чтобы сравнить.
1964 год, СССР. Агент ЦРУ с кодовым именем Нейкед Снейк отправляется в Целиноярск на секретное задание «Благодетельная миссия». Задача Снейка — вызволить ученого Николая Соколова, специалиста по новейшему вооружению. Соколов отвечает за разработку «Шагохода» — уникального танка, способного запускать ядерные боеголовки и потенциально ставящего США в крайне неудачное положение. Агенту удается найти Соколова, но прямо перед зоной эвакуации Снейка встречает его наставница, известная как Босс, и сообщает, что она перешла на сторону противника. Босс не только забирает Соколова и передает ядерное оружие «Дэйви Крокетт» Советам, но и калечит ученика. Все это приводит к тому, что об операции прознает Никита Хрущев, который ставит перед Америкой условие: чтобы избежать ядерной войны, США предстоит вновь отправиться в Целиноярск, где нужно выполнить три ключевых задачи: вернуть Соколова, устранить Босс и уничтожить Шагоход. Снейку предстоит делать все это в одиночку — таковы правила подразделения FOXHOUND.
История Snake Eater не претерпела никаких изменений в сравнении с версией 21-летней давности: разработчики новинки старательно перенесли оригинал в новое время, сохранив в том числе спорные моменты почти без изменений — например, в кат-сценах с Евой все так же можно переключать камеру и смотреть на грудь девушки. Авторы на старте подчеркивают, что таким было авторское видение, уместное на момент выхода, и менять его было бы неверно. В своем убеждении разработчики идут предельно далеко — настолько, что местами игра напоминает скорее ремастер, чем ремейк.
Почти все кат-сцены, за крайне редким исключением, перенесены дословно, вплоть до анимаций 20-летней давности. Не везде это работает на руку: ожидаемо технологии сильно продвинулись вперед, и анимации в этом плане не стали исключениями — местами видно, что они порядком устарели. В сочетании с сильно выросшим общим качеством визуала иногда создается ощущение «зловещей долины» — впрочем, самые яркие примеры вроде лицевых анимаций как раз были исправлены.
Куда больше изменений претерпел геймплей, причем многие вещи очевидны с первого взгляда. Например, появилась возможность передвигаться пригнувшись, которая до этого была только в версии на 3DS — оригинал предлагал либо идти в полный рост, либо перемещаться ползком. Схема управления в «обновленном» режиме также стала больше походить на современные экшены и отличается от оригинальной. Наконец, немаловажным изменением можно считать быстрый доступ к нескольким меню — камуфляжу, радио и лечению. Нельзя сказать, что это принципиально что-то меняет, однако делает жизнь в разы удобнее — если вы, конечно, по привычке не будете все делать через меню, как в оригинале. Более мелкие изменения не заметны сразу, но со временем накапливаются. Например, теперь Снейк может одновременно целиться и перемещаться, причем модель движения похожа на таковую из Metal Gear Solid V: The Phantom Pain.
Попытки осовременить геймплей и облегчить его для новых игроков можно считать успешными, если бы не одно существенное «но»: изначальная игра явно создавалась со всеми ограничениями в уме, и адаптировать их под обновления новой команде удалось не то чтобы удачно. Многие моменты, которые до этого были достаточно напряженными и требовали усилий, стали в разы проще при прохождении, а автоматические сохранения на каждом сегменте позволяют сколько угодно раз перезапускать участок карты до тех пор, пока не получится пройти его в удобном темпе. То же касается и системы сохранений: оригинал вел точный подсчет, что влияло на итоговый рейтинг, в то время как в ремейке можно не сохраняться вовсе — автоматических сейвов более чем достаточно в большинстве случаев. Кому-то подобные изменения придутся по душе, любителям «хардкора» — вряд ли. Естественно, пользоваться всем этим вовсе не обязательно, и сохранения можно игнорировать, но сама возможность никуда не денется.
Интересно, что некоторые знакомые вещи все же поменяли — но речь не о стандартном прохождении, а о различных уловках и ухищрениях. Например, в бою с одним из боссов, который скрывается на местности, можно было ввести код Konami и увидеть его положение на карте — в Delta противник говорит, что подобное не сработает, и призывает «играть честно». Подобные вещи, преимущественно использовавшиеся спидраннерами или теми, кто знает игру от и до, по большей части были исправлены или изменены, но увидят это далеко не все геймеры — для большинства опыт останется почти оригинальным. Здесь же стоит отметить, что авторы поправили и пару мелких деталей для исправления сюжетных нестыковок между играми — кому интересно, приглядитесь к финалу сражения с полковником Волгиным.
В итоге самым радикальным изменением в игре стал… бонусный секретный сон, который увидят далеко не все игроки. В оригинальной третьей части, если сохранить игру и загрузиться в момент, где Снейк по сюжету попадает в заключение, можно было сыграть в небольшой прототип экшена о вампирах, собранный из наработок отмененной игры Konami. Для ремейка его переделали с нуля, пригласив PlatinumGames — студию, набившую руку именно на этом жанре. Вышло увлекательно и ощущается совершенно иначе — что поняли и девелоперы, добавившие режим отдельным пунктом меню для тех, кто его найдет во время прохождения.
В итоге Delta стоит в уникальной позиции и показывает совершенно другой подход к ремейкам. Если Silent Hill 2 брал лучшее от оригинала и не стеснялся менять и расширять его идеи, то Metal Geat Solid следует букве оригинала почти дословно. Понравится это, пожалуй, не всем, однако во многом это говорит и о том, насколько сильно опережала Snake Eater свое время: если игра 20-летней давности толком не нуждается в изменениях и по-прежнему способна увлекать геймеров, в том числе новых, то звание классики ей дано не просто так.