Наверх
Фильмы 2018 Гоголь. Страшная месть Мамма Миа 2 Кристофер Робин Мег: Монстр глубины 22 мили Отель «Артемида» Шпион, который меня кинул Альфа Между рядами

Владимир Маяковский был неправ, когда покончил с собой в 37 лет от дикого страха старости, как писал Карабчиевский. Владимир Маяковский был не менее неправ, когда сам писал, что «коммунизм – это молодость мира, и его возводить молодым». Коммунизм – это старость мира, о чем четко засвидетельствовал фильм Роджера Доналдсона «Самый быстрый Indian» /World's Fastest Indian, The/ (2005). Другое дело, что счастливая старость – она не из СССР, где «молодое дело» кончилось сто лет спустя лишь первобытной ненавистью. Но, когда дело не насильное, а добровольное для участников, повсеместное счастье может быть «возведено». В сущности, Доналдсон снял повесть о коммунисте.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Самый быстрый Indian"

Реальный Берт Мунро, легенда мотоциклетного спорта, родился в 1899 году в новозеландском городе Инверкаргилл, не побитый до сих пор рекорд на своем «1920 Indian Scout» поставил в 62 года, пребывая на пенсии и имея взрослого сына и трех взрослых дочерей, после чего многократно ставил рекорды на солевом треке Бонневиля (американский штат Юта), пока не скончался в 1978 году. Лишь о женах Берта не сказано в Википедии, ну, да бог с ними. Австралиец Доналдсон, в 1965 году переехавший жить в Новую Зеландию, успел лично познакомиться и поснимать легенду. Сейчас Роджеру как раз 61 год и после всяких «Баунти» /Bounty/ (1984), «Пиков Данте» /Dante's Peak/ (1997), «Тринадцати дней» /Thirteen Days/ (2000) проблемы примерно те же, что у Мунро. Другое дело, что новозеландской легендой уже успел стать его сын, бегун, дважды побеждавший на Олимпийских играх. Но коммунистические проекты ему, видимо, знакомы. Поэтому Доналдсон не промахнулся, продолжив сюжетом «Самого быстрого Indian'a» старую голливудскую линию «пенсионных благоглупостей» («Эймос» /Amos/ (1985) с Керком Дугласом, «Простая история» /Straight Story, The/ (1999) Линча). У него есть реальные зацепки.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Самый быстрый Indian"

Берт Мунро (Энтони Хопкинс) живет на пенсию, спит в гараже, писает на лимонное дерево и не стрижет газон. Он отливает детали и полвека после работы паяет мотоцикл. Все логично, но несколько раздражает соседей. Далее Берт Мунро заболевает сердцем перед отплытием в долгожданную Америку, но все равно отплывает, просто запасшись горстью нитроглицерина. Далее – роуд-муви от Лос-Анджелеса до Юты с логичными встречами 60-х: трансвестит, латинос, вдова, солдат по пути во Вьетнам. Далее – сами гонки. Все. Сначала фильм на редкость обстоятельно, медленно разбирается с образом жизни настоящего коммуниста, затем быстро смотрит по сторонам, затем люди отдыхают, и остается лишь скорость развития скорости мотоцикла. Так же, как человек всю жизнь ждет, ждет, ждет, а потом – бэмс, все сразу и сбылось. Только у сбычи есть одно условие – не глупить в ожидании, и вот фильм, подобно Берту Мунро, ни разу не прокалывается в реакциях на сиюминутные обстоятельства. Попрекнуть можно лишь чересчур хорошими людьми – по логике это редко, если ты не в своей среде олигархов или министров. Но ведь в этом и цель, а начало 60-х – кто его знает, насколько они там незадолго до «революции цветов» были готовы расстаться с купюрой, не потоптав ногами. Может, и были готовы.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Самый быстрый Indian"

Но по любому олеография Доналдсона образцова. Можно вспоминать и облизываться, как правильно Хопкинс обращается с моторами, шлемами, женщинами, трансвеститами, с индейцами, с администрацией гонок. Ну, простатит – чего тут непонятного? Ну, денег нет, а цены выше крыши. Ну, контейнер побили, колесо отвалилось, и таксист обобрал. Органика старости и ее неизбывная ирония (когда кровать в мотеле задрожала целенаправленно) позволяют в любой ситуации хранить полное коммунистическое спокойствие. Должна ли старость всегда быть усугублением порока, если неизвестно, когда она закончится? Свободен, дожил живым. Это очень важный момент «Самого быстрого Indian'а». Особенно важен он в связи с насущным старением цивилизации. Хорошенькие девочки на гонках выглядят в фильме библейскими идиотками, спят нормальные люди лишь «со своими» (ровесницами). Норма – знать себе цену, а «кто предал свою мечту, тот превратится в овощ». Предложен вариант.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Самый быстрый Indian"

Единственное, чем Доналдсон подтвердил, что сам не может быть вариантом – непосредственно скорость. Он не умеет ее снимать. Вот после всех «пиков Данте» так и не знает, как это делается. Вначале – когда Хопкинс лихо обогнал юных байкеров на родном пляже – у него еще получалось. А в самый главный момент, когда надо, чтоб дух захватывало, фильм взял и съехал в психологию. «Пожег ногу», «сердечный приступ», слова, слова, слова – но на полностью субъективную камеру и монтаж (как в первом «Форсаже» /Fast and the Furious, The/ (2001), как в «Беспечном ездоке» /Easy Rider/ (1969), как в недавних анимационных «Тачках» /Cars/ (2006)) духу ему не хватило. На белом солевом фоне все планы сняты неправильно, со стороны или без риска, и лезет неподвижность. И психология уже не искупает. Сына бы что ли, олимпийского бегуна, сделал скоростным консультантом…

Комментарии  100



Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть