Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Любимое кино

Любимое кино. Чужой 4: Воскрешение

Она принесет потомство. Вы умрете...

Добавить в закладки
She'll Breed. You'll Die

Через двести лет после гибели главной героини трех предыдущих фильмов военные ученые клонируют женщину, чтобы заполучить эмбрион «королевы»-матки инопланетных чудовищ, который вызревал в теле героини на момент ее смерти. Из-за смешения ДНК клон получается человекоподобным, но обладающим некоторыми инопланетными способностями – в частности, кислотной кровью. Когда новая героиня узнает, как она появилась на свет, и вспоминает, как умерла в прошлой жизни, она интересуется, растет ли вырезанный из ее тела эмбрион. Получив утвердительный ответ, она саркастично улыбается и констатирует: «Она принесет потомство. Вы умрете».

Вышедший в 1992 году «Чужой 3» снимался как завершение цикла. У него не могло быть продолжения, поскольку главная героиня «Чужого» Эллен Рипли в финале погибала, пожертвовав собой ради уничтожения зародыша матки инопланетных монстров. Но для Голливуда нет ничего невозможного. Особенно когда речь идет об одном из самых известных фантастических киносериалов. И потому в 1997 году Сигурни Уивер вернулась на экран в фильме Жан-Пьера Жёне «Чужой: Воскрешение».

«Чужой 3» был пыткой для многих работавших над ним творцов, и никто из них, включая продюсеров из курировавшей цикл студии Brandywine Productions, не горел желанием возвращаться в мир галактических монстров. Но корпорация Fox не могла игнорировать мировые сборы картины в 160 миллионов долларов (при бюджете в 50-55 миллионов долларов). Это, правда, была не та сумма, при которой сиквел начинают снимать немедленно, не обращая внимания на все сомнения и возражения. Однако Fox видела, что коммерческий потенциал цикла еще не исчерпан. И она искала того, кому можно было доверить возвращение Чужих на экран.

Кадр из фильма "Чужой 4: Воскрешение"

В середине 1990-х такой человек нашелся. В год выхода «Чужого 3» в американском прокате появилась молодежная картина «Баффи – истребительница вампиров», сочиненная дебютировавшим в кино сценаристом Джоссом Уидоном, ранее работавшим над семейными ситкомами. «Баффи» не произвела большого впечатления на зрителей и критиков, но зато запомнилась тем продюсерам, кто искал свежий, оригинальный сценарный голос. И Уидон (будущий режиссер «Мстителей» и автор культовых сериалов «Баффи – истребительница вампиров» и «Светлячок») в последующие годы официально и неофициально приложил руку к множеству сценариев известных картин. В частности, он работал над «Скоростью», «Историей игрушек» и «Водным миром».

Среди прочих проектов Уидону предложили подумать над новой серией «Чужого». Поскольку Fox знала, что Уивер с готовностью «убила» своего персонажа в «Чужом 3», потому что не хотела больше сниматься в цикле, продюсеры студии решили, что героиней нового фильма может стать взрослая Ньют – маленькая девочка из «Чужих», погибшая в промежутке между второй и третьей картинами. Мол, Ньют вернули к жизни с помощью клонирования, чтобы превратить в воюющего с монстрами спецназовца. Ведь если она единственная из всей своей колонии пережила нападение Чужих, хотя в то время была крохотной девчушкой, то она станет супервоином, когда вырастет и пройдет специальное обучение. Как автор фильма о сражающейся с вампирами старшекласснице, Уидон был идеальным сценаристом для такого проекта.

С готовностью взявшись за дело, большой поклонник «Чужого» и «Чужих» за несколько месяцев подготовил для студии 30-страничную сценарную разработку и занялся полноценным сценарием. Но пока Уидон сочинял, продюсеры Fox перечитали финансовые сводки «Баффи» (это было несложно – студия была прокатчиком ленты) и осознали, что выпускать «Чужого» с молодой героиней, которая не так известна публике, как Эллен Рипли и Сигурни Уивер, – слишком большой риск. Поэтому вместо фактического перезапуска цикла продюсеры решили сделать Уивер финансовое предложение, от которого та не сможет отказаться, и вернуть ее героиню в кадр. Уидону же было приказано сочинить новый сценарий, где клонировали уже Рипли.

Кадр из фильма "Чужой 4: Воскрешение"

Сценарист был от нового замысла не в восторге. Он уже прикипел душой к истории Ньют, и возвращение к жизни героини, которая героически погибла ради спасения человечества, казалось ему надругательством над памятью Рипли. Ньют, напротив, погибла во время криосна, и она толком не успела пожить. Так что ее «второй шанс» был логичным и уместным.

Однако Уидон был слишком амбициозным и влюбленным в фантастику автором, чтобы по собственной воле передать «Чужого 4» другому сценаристу – вполне возможно, менее талантливому и хуже разбирающемуся в цикле. Поэтому Уидон, поскрипев зубами, взялся за новый текст, который он решил выстроить вокруг мысли о том, что клонирование Рипли – чудовищное преступление, приводящее к новой масштабной трагедии и даже ставящее под угрозу Землю (точнее, то, что от нашей планеты осталось ко времени действия фильма). Такая вот фига в кармане в адрес студийных боссов.

Хотя в новом сценарии главной героиней вновь была Рипли, это была уже не та женщина, которую зрители привыкли видеть в кадре. Во время клонирования военные ученые не смогли полностью разделить Рипли и созревавшую в ее теле матку Чужих, и потому новая Рипли унаследовала некоторые генетические черты своего паразита – начиная с кислотной крови и повышенных рефлексов и заканчивая способностью понимать Чужих и сочувствовать им. Это не только гарантировало, что четвертый «Чужой», названный «Чужой: Воскрешение», будет заметно отличаться от трех предыдущих серий, но и обеспечило Сигурни Уивер интересный «художественный вызов» – возможность сыграть старую героиню в новом, причудливом ключе. Именно это в первую очередь привлекло Уивер к проекту. Хотя 11 миллионов долларов гонорара и полномочия сопродюсера также пришлись очень кстати. По воспоминаниям Уидона, Уивер требовала, чтобы он сделал Рипли как можно более странной и «нечеловечной», чтобы ее было как можно более интересно играть.

Кадр из фильма "Чужой 4: Воскрешение"

К тому времени когда Уивер подписала контракт на участие в съемках, Fox уже наняла Вайнону Райдер на вторую главную женскую роль картины. Если в предыдущих сериях «Чужого» роботы-андроиды выглядели как мужчины, то Уидон сделал андроида «Воскрешения» женщиной, чтобы провести феминистскую параллель между роботом и мутантом. Как новая Рипли, так и андроид Колл (напомним, что имена андроидов в «Чужом» дают по латинскому алфавиту – Эш, Бишоп, Колл) – сильные «женщины», которые не уверены в своем праве на существование. В отличие от мужчин, которые об этом даже не задумываются, обе героини проводят весь фильм, прежде чем решают, что все же должны жить дальше. Несмотря на то, что обе они – преследуемые и потенциально опасные отщепенки. Это, заметим, очень часто встречающаяся идея в сценариях Уидона – отщепенцы собираются вместе, находят общий язык, становятся лучшими друзьями и помогают друг другу разглядеть смысл своих жизней.

Поскольку Райдер ранее играла роли совсем другого плана (Мина в «Дракуле», Ким в «Эдварде Руки-ножницы»…), студийные продюсеры сомневались, что очень популярная в 1990-х актриса согласится сыграть робота. Но оказалось, что Райдер – большая поклонница «Чужого», и долго уговаривать ее не пришлось.

Подбирая картине режиссера, продюсеры по традиции искали начинающего, но амбициозного постановщика с ярким художественным видением. Очевидным кандидатом в то время был британец Дэнни Бойл, который уже выпустил «Неглубокую могилу» и приступил к съемкам «На игле», но с ним договориться не удалось. Не сговорились продюсеры и с новозеландцем Питером Джексоном (будущим режиссером «Властелина Колец»), и с американцем Брайаном Сингером, которому Fox в дальнейшем доверила «Людей Икс». А вот француза Жан-Пьера Жёне, постановщика «Деликатесов» и «Города потерянных детей», голливудское приглашение увлекло.

Кадр из фильма "Чужой 4: Воскрешение"

Вообще-то Fox пыталась нанять Жёне вместе с его напарником и соавтором Марком Каро, поскольку в то время они считались неразлучным дуэтом. Но если Жёне хотел попробовать себя на «фабрике грез», то Каро это было совершенно неинтересно. В результате их дуэт распался, и Жёне и Каро больше как сорежиссеры не работали. Впрочем, этот «развод» был мирным, и Каро, художник и дизайнер по первой специальности, даже помог бывшему напарнику с дизайном скафандров для «Воскрешения».

С самого начала Жёне поставил Fox два существенных условия. Во-первых, он был готов снимать лишь при условии, что ему позволят создать картину в его фирменном мрачно-эксцентричном стиле, с гротескным юмором. Продюсеры на это согласились, поскольку они меньше всего хотели, чтобы новый «Чужой» оказался шаблоннной, ничем не примечательной лентой. Во-вторых, Жёне потребовал, чтобы ему разрешили привлечь к проекту нескольких ведущих членов съемочной группы, с которыми режиссер работал во Франции. Прежде всего, это были оператор-постановщик Дариус Хонджи (уроженец Ирана, проведший детство во Франции и молодость в США) и супервайзер визуальных эффектов Питоф (Жан-Кристоф Комар), будущий режиссер «Видока» и печально известной «Женщины-кошки». Студия согласилась и на это – продюсеры не собирались навязывать режиссеру сотрудников, с которыми ему было комфортно работать. Позднее Жёне шутил, что над фильмом работало сколько французов, что «Воскрешение» было французской картиной – просто снятой в Америке на голливудские деньги.

Вместе с закадровыми сотрудниками Жёне нанял двух «своих» актеров – американского здоровяка Рона Перлмана, героя «Города потерянных детей» и будущего героя «Хеллбоя», и французского комика Доминика Пинона, играющего у Жёне во всех его картинах. Оба они сыграли наемников, которые привозят на военно-научный космический корабль людей в криокамерах для тайных экспериментов с Чужими и которые вместе с Рипли оказываются в центре событий, когда Чужие вырываются на свободу. Перлман изобразил боевика Джонера, а Пинон – прикованного к инвалидному креслу корабельного механика Джона Вриса. Что интересно, Жёне не пришлось уговаривать студию нанять французского актера – продюсеры Fox сами предложили ему отдать Пинону роль Вриса!

Кадр из фильма "Чужой 4: Воскрешение"

Также наемников сыграли Майкл Уинкотт (младший брат второстепенной экшен-звезды Джеффа Уинкотта и Гай Гинзборн из блокбастера с Кевином Костнером «Робин Гуд: Принц воров») и Гэри Дурдан – будущий Уоррик Браун из первых сезонов сериала «C.S.I. Место преступления». Дэн Хедайя из «Коммандо» изобразил руководящего экспериментами генерала Переса, а Брэд Дуриф из хоррор-цикла «Детская игра» сыграл доктора Гедимана, экспериментирующего с Чужими и Рипли. Также в картине засветился Рэймонд Крус, будущий герой полицейских сериалов «Ищейка» и «Особо тяжкие преступления». Он сыграл солдата из охраны корабля, который вместе с наемниками и Рипли пытается сбежать от разбушевавшихся Чужих.

Позднее Джосс Уидон признался, что ему не нравился кастинг второстепенных ролей в «Воскрешении», поскольку у каждого из персонажей их характер был буквально на лице написан, и это не оставляло места для «неожиданных сюжетных ходов» («Зрители думают, что этот персонаж нормален, а он внезапно оказывается психопатом!»). Но это была особенность режиссерского видения Жёне – набирать актеров с яркими, эффектными лицами, не требующими долгих пояснений («И так видно, что этот герой из себя представляет!»).

Подчеркнутая визуальность подхода Жёне сразу стала очевидна всем членам группы, когда они увидели подготовленный им совместно с Уидоном режиссерский сценарий. Каждый фрагмент, даже сугубо разговорный, сопровождался раскадровочным рисунком, поясняющим, как эта сцена будет сниматься. Конечно, подробными раскадровками в Голливуде никого не удивишь. Но даже те режиссеры, кто обожает их рисовать, редко включают их непосредственно в сценарий. При этом после завершения картины обнаружилось, что большинство сцен было снято в точном соответствии с раскадровками Жёне. Это тоже редкость, потому что съемочная площадка часто подсказывает лучшие решения, чем те, которые сложились в голове постановщика до начала съемок. И нужно быть абсолютным «визуалом», чтобы найти все наилучшие ракурсы задолго до появления в павильоне.

Кадр из фильма "Чужой 4: Воскрешение"

Приступая к голливудскому проекту, Жёне полагал, что в Америке все будет совсем не так, как во Франции. Доверяя популярному мифу, он думал, что американские продюсеры с готовностью тратят деньги, но вставляют режиссерам палки в колеса, когда те начинают художественные эксперименты и отходят от голливудских стандартов. Но на деле Жёне работал в Штатах так же, как во Франции. Продюсеры переживали из-за съемочных проволочек и лишних трат (бюджет в 70 миллионов долларов был достаточно существенной суммой, чтобы в нее можно было уложиться без сверхъестественных ухищрений), но позволяли Жёне снимать так, как он считал нужным. Так что, в отличие от настрадавшегося из-за конфликтов с продюсерами режиссера «Чужого 3» Дэвида Финчера, француз здорово провел время на съемках своего «Чужого».

Конечно, это не означало, что снимать «Воскрешение» было просто, легко и приятно. Но Жёне должен был лишь решать художественные проблемы, а не, как в свое время Финчер, днем пахать на площадке, а по ночам ругаться с продюсерами и студийными чиновниками по другую сторону Атлантики.

Не спать ночами Жёне не приходилось еще и потому, что, в отличие от трех предшественниц, его картина полностью снималась в Америке, на студии Fox в Лос-Анджелесе. На этом настояла Сигурни Уивер, которая сочла, что переезды из страны в страну выматывают группу и только мешают работать.

Кадр из фильма "Чужой 4: Воскрешение"

Съемки, которые проходили с октября 1996 года по февраль 1997 года, начались с самой сложной и опасной сцены – эпизода, в котором персонажи погружаются под воду и проплывают через затопленный корабельный камбуз. Этот фрагмент длится лишь несколько минут, но его съемки заняли целый месяц, и они потребовали основательной подготовки всех участвовавших в них актеров и членов группы.

Главная трудность этой сцены заключалась в том, что камбуз был полностью затоплен, и актеры в промежутках между дублями не могли всплывать на поверхность, чтобы подышать воздухом. Поэтому за пределами кадра звезд страховали водолазы с баллонами с воздухом и дыхательными трубками. Благодаря этому актеры могли десятки минут проводить под водой. Но, конечно, это все равно было неприятно и опасно. Особенно поначалу. Предварительно звезды провели несколько недель, тренируясь в обычном бассейне, но есть большая психологическая разница между нахождением под водой в открытом бассейне и в закрытом «аквариуме».

Хуже всего пришлось Вайноне Райдер, которая в 12 лет едва не утонула и с тех пор панически боялась глубокой воды. Она надеялась, что ее сможет подменить дублерша, но, поскольку у ее героини была очень короткая прическа, лицо Колл было хорошо видно на экране. Так что Райдер пришлось победить страх и плыть вместе со всеми.

Кадр из фильма "Чужой 4: Воскрешение"

Для подводных съемок можно было арендовать большой «аквариум», но ближайшее место с достаточно большим бассейном было в калифорнийском городе Сан-Диего, и студия Fox решила, что лучше построить бассейн в одном из студийных павильонов и в дальнейшем использовать его для съемок других лент. Так что подводная декорация была оборудована в специально построенном аквариуме глубиной в 4,5 метра и длиной и шириной в 45 и 36 метров. Это позволило оператору-постановщику заранее определить, какое подводное освещение ему понадобится, и приказать надежно и безопасно вмонтировать источники света в стены сооружения. Поэтому актерам и подводным операторам не угрожал случайный удар током от протянутых под водой кабелей и установленных в аквариуме подводных софитов.

Съемки сцены, в которой Рипли играет в баскетбол и попутно «надирает задницы» наемникам в рукопашной схватке, таких ухищрений не потребовали, но они также заставили Уивер основательно потренироваться. Жёне решил, что, чтобы продемонстрировать новые способности Рипли, героиня должна не глядя и небрежно, через себя, забросить мяч в корзину. Во время подготовки к картине Уивер научилась это делать с приличной точностью (по словам, она попадала один раз из шести бросков). Но в ходе съемок оказалось, что актрисе придется бросать мяч с куда большего расстояния, чем во время тренировок. На репетиции Уивер ни разу не поразила корзину, и Жёне смирился с мыслью, что придется потратиться на спецэффектный «бросок» с помощью компьютерной графики. Но, когда включили камеру, актриса после серии неудачных попыток все же точно забросила мяч в кольцо! Тоже снимавшийся в этой сцене Рон Перлман был так поражен, что вышел из образа и воскликнул «О боже!». К счастью, это не испортило дубль.

Кадр из фильма "Чужой 4: Воскрешение"

В то время компьютерная графика уже входила в моду, но еще не использовалась постоянно, и многие спецэффектные сцены «Воскрешения» были созданы по старинке. Космические корабли были изощренными миниатюрными моделями, взрослые Чужие – каскадерами в костюмах, а монстры поменьше и побольше – хитроумными куклами-марионетками. Во многих сценах Чужого играл Том Вудрафф, руководитель спецэффектной студии Amalgamated Dynamics, ранее работавшей над «Чужим 3». Поскольку Вудрафф ранее был подчиненным Стэна Уинстона, он также трудился над «Чужими».

Нарисованные на компьютерах Чужие появлялись в фильме, в частности, в подводных сценах, где они должны были двигаться слишком быстро и грациозно для марионетки или человека в костюме. Их нарисовала для фильма студия Blue Sky, которую мы сейчас знаем как одну из ведущих американских студий полнометражной анимации («Ледниковый период», «Рио»). В то время Blue Sky еще только мечтала о самостоятельном творчестве и зарабатывала новаторскими компьютерными эффектами. К работе над «Воскрешением» ее привлекли, потому что ранее ее художники нарисовали для комедии «Квартирка Джо» танцующих и поющих тараканов. А Чужой – это тот же таракан. Только очень большой и с иначе устроенным телом…

Перед началом съемок Жёне с ближайшими сотрудниками тщательно изучил три предыдущих ленты о Чужих, чтобы в своей работе не перечеркнуть достижения предшественников, а вдохновиться ими и пойти дальше – например, сделать дизайн монстров более детальным и убедительным. Наибольшую фантазию режиссер и его коллеги проявили, когда работали над своим уникальным вкладом в цикл – «гибридным Чужим», соединившим в себе инопланетные и человеческие гены. Его главным отличием от предшествующих монстров были большие, почти собачьи глаза (у обычных Чужих, напомним, глаз нет) – очевидный намек на то, что даже у жуткого монстра может быть душа. Также у гибрида, по замыслу режиссера, должен был быть заметный пенис, но студия решила, что без этой анатомической детали мутант как-нибудь обойдется.

Кадр из фильма "Чужой 4: Воскрешение"

«Чужой: Воскрешение» вышел в прокат 26 ноября 1997 года. В Америке он прошел заметно хуже, чем его предшественник, но зарубежные сборы это скомпенсировали, и во всем мире 70-миллионная картина заработала столько же, сколько «Чужой 3», – 160 миллионов долларов. То есть она едва окупила студийные расходы.

Критики писали о ней более лестно, чем о фильме Дэвида Финчера, но даже защитники фильма признавали, что это в лучшем случае полуудача. Потому что Чужие у Жёне получились нестрашными, а картина – скорее причудливой, чем увлекательной, и больше смешной, чем драматичной. Со временем к хору критиков присоединился даже Джосс Уидон. Презрев голливудскую традицию не выносить сор из избы и не критиковать коллег и сотрудников, он как-то сказал в интервью, что «Воскрешение» – потрясающий пример того, как можно извратить сценарий за счет одних лишь ошибочных постановочных решений (кастинга, операторской и дизайнерской работы и так далее). Это была удивительно жесткая критика, но Уидону, очевидно, надоело, что многие обвиняют его сценарий в художественном провале фильма.

Если «Чужого 3» со временем ценят все выше, то «Воскрешение» сейчас критикуют едва ли не чаще, чем тогда, когда лента вышла в прокат. И неудивительно, что именно после этой картины цикл погрузился в спячку и «Чужой 5» не вышел до сих пор (дилогия «Чужой против Хищника» – это отдельная история). Но у «Воскрешения» все же есть определенные достоинства, и одно из них – его относительная позитивность. Если в предыдущих лентах к финальным титрам почти никто не оставался в живых, то в «Воскрешении» от Чужих помимо Рипли спаслось несколько наемников и немало военных. Так что, когда героиня в начале картины произносит запомнившуюся зрителям фразу о том, что размножение Чужих сулит неминуемую смерть, она преувеличивает. И ее ошибка вселяет во вдумчивых зрителей надежду, что их собственные пессимистические прогнозы тоже могут оказаться преувеличением. Пустячок, а приятно!

Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?