Наверх
Фильмы 2016 Доктор Стрэндж Инферно Джек Ричер 2 Прибытие 28 панфиловцев Моана Викинг Елки 5 Изгой-один Фантастические твари и где они обитают
Гений чистой красоты.
10 лиц Екатерины Гусевой
Маленькие звезды.
20 самых ярких детских ролей
Танцоры и мушкетеры.
15 зарубежных рекордсменов советского проката
Ветер, ветер, ты могуч!
10 самых эффектных киноторнадо
Не Годзиллой единой.
13 фильмов о гигантских монстрах

Рецензия на фильм

Елена

Социальная трагедия бронебойного действия

Первая по-настоящему мощная лента нашего главного фестивального режиссера

Заглавной героине – немолодой медсестре – повезло выйти замуж за богатого пациента. Она живет с ним в роскошной квартире на Остоженке, время от времени навещая бедную семью – сына, невестку, пару внуков, к которым состоятельный супруг испытывает явное отвращение. Смирная Елена мирится с ситуацией – до тех пор, пока не возникает необходимость отмазать старшенького от армии.

Кадр из фильма "Елена"

Кадр из фильма "Елена"

До сей поры наше фестивальное все Андрей Звягинцев мало интересовался сегодняшним днем – первые два его фильма, «Возвращение» (2003) и «Изгнание» (2007), обласканные Венецией и Каннами, не имели никакого отношения к настоящему: притчи, утоляющие потребность западного зрителя в фирменном духоискательстве русского авторского кино. В третьей картине Звягинцев, очевидно насмотревшись актуального отечественного жесткача вроде опусов Валерии Гай Германики (не зря две роли в «Елене» – одна из которых ключевая – отданы актерам из сериала «Школа»), бросил условную нетленку, переориентировался на злободневку – и снял чуть ли не самую важную российскую картину последних двадцати лет.

Кадр из фильма "Елена"

Кадр из фильма "Елена"


«Елене» выделили беспрецедентное место в каннском «Особом взгляде» – фильм был официальной картиной закрытия конкурса.

Он же получил приз жюри за режиссуру.

Именно «Елену» продюсер картины и президент «Кинотавра» Александр Роднянский хотел показать Дмитрию Медведеву на закрытии фестиваля в Сочи – жаль, президент не доехал.

Население нашей страны делится на два условных лагеря, публицистом Юрием Сапрыкиным метко нареченных людьми айфона и людьми шансона – два народа, населяющих одну территорию и обреченных на вечную вражду. Эту тему в новом кино удивительным образом никто не поднимал – Звягинцев же не просто высказался: он расставил железобетонные точки над самыми тревожными i. Снобирующий миллиардер, метко сыгранный Андреем Смирновым, убежден, что каждый неимущий перед ним априори в неоплатном долгу. Бедствующий любитель пива и компьютерных игр с окраин, портретированный отличным театральным актером Алексеем Розиным, уверен, что весь мир должен ему за его неприкаянность. Кто кого сожрет – богатые и больные бедных и здоровых или наоборот? И на чью сторону встанет заглавная героиня, представляющая собой нейтральную, но мощную силу – тот самый неопределившийся и до поры безмолвствующий русский народ?

Кадр из фильма "Елена"

Кадр из фильма "Елена"

Звягинцев сообщает нам, что ситуация безвыходна – снобы и жлобы отвратительны одинаково, вопрос лишь в том, кто окажется более жизнеспособен: люди, высокомерно плюющие на близких, или люди, плюющие на прохожих с балкона. Первые достойны того, чтобы быть побежденными теми самыми силами, которые они так недооценили. Вторые определенно недостойны занять место первых.

Кадр из фильма "Елена"

Кадр из фильма "Елена"

Кастинг в «Елене» точечный, как бомбардировка – и лучшая позиция у Елены Лядовой, играющей прожженную дочку главного героя: циничная девица на папином содержании, с неохотой навещающая его в клинике, оказывается герою ближе, чем сердечная жена, готовящая ему по утрам идеальную овсянку и пичкающая по расписанию лекарством. В их диалогах прорезается беспощадный саркастический юмор, в котором Звягинцева до сих пор заподозрить было трудно: «Гедонистка, б***дь – такая же, как мама», – с любовью говорит персонаж Смирнова дочери. А заглавной героине, представительнице народа-богоносца, по дороге к семье в окне электрички чудится мертвая белая лошадь – очевидный привет из образной системы Тарковского, в эпигонстве по отношению к которому все эти годы состоял главный упрек, адресованный Звягинцеву отечественной критикой. Окей, проехали лошадь и поехали дальше – как бы говорит нам подражатель. Мне и дальше есть что сказать.

Жесткий финал «Елены» без обиняков сообщает зрителю: у Звягинцева нет иллюзий не только по поводу современного российского общества – он не особенно заблуждается и по поводу человеческой природы. А это, кажется, первый шаг к тому, чтобы стать большим кинохудожником ханековско-триеровского масштаба и формата.

 49

Комментарии

Пользователи еще не оставили комментариев.


Добавить комментарий
Аватар пользователя Гость
Войдите на сайт



Зарегистрируйтесь



Новости партнеров




 


Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть