Наверх
Фильмы 2017 Чудо-Женщина Спасатели Малибу Нелюбовь Мумия Тачки 3 Трансформеры: Последний рыцарь Гадкий я 3 Человек-паук: Возвращение домой
Опасные и прекрасные.
10 самых сексапильных экшен-героинь
Один против всех.
10 фильмов о борьбе человека с системой
Ищу работу. Интим не предлагать.
15 былых звезд, которым срочно нужен хит
Новая жизнь старых вещей.
15 кочующих по Голливуду предметов реквизита
Без лица.
12 знаменитых персонажей, оставшихся за кадром фильмов и сериалов

Рецензия на фильм

Елена

Социальная трагедия бронебойного действия

Первая по-настоящему мощная лента нашего главного фестивального режиссера

Заглавной героине – немолодой медсестре – повезло выйти замуж за богатого пациента. Она живет с ним в роскошной квартире на Остоженке, время от времени навещая бедную семью – сына, невестку, пару внуков, к которым состоятельный супруг испытывает явное отвращение. Смирная Елена мирится с ситуацией – до тех пор, пока не возникает необходимость отмазать старшенького от армии.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Елена"

До сей поры наше фестивальное все Андрей Звягинцев мало интересовался сегодняшним днем – первые два его фильма, «Возвращение» (2003) и «Изгнание» (2007), обласканные Венецией и Каннами, не имели никакого отношения к настоящему: притчи, утоляющие потребность западного зрителя в фирменном духоискательстве русского авторского кино. В третьей картине Звягинцев, очевидно насмотревшись актуального отечественного жесткача вроде опусов Валерии Гай Германики (не зря две роли в «Елене» – одна из которых ключевая – отданы актерам из сериала «Школа»), бросил условную нетленку, переориентировался на злободневку – и снял чуть ли не самую важную российскую картину последних двадцати лет.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Елена"


«Елене» выделили беспрецедентное место в каннском «Особом взгляде» – фильм был официальной картиной закрытия конкурса.

Он же получил приз жюри за режиссуру.

Именно «Елену» продюсер картины и президент «Кинотавра» Александр Роднянский хотел показать Дмитрию Медведеву на закрытии фестиваля в Сочи – жаль, президент не доехал.

Население нашей страны делится на два условных лагеря, публицистом Юрием Сапрыкиным метко нареченных людьми айфона и людьми шансона – два народа, населяющих одну территорию и обреченных на вечную вражду. Эту тему в новом кино удивительным образом никто не поднимал – Звягинцев же не просто высказался: он расставил железобетонные точки над самыми тревожными i. Снобирующий миллиардер, метко сыгранный Андреем Смирновым, убежден, что каждый неимущий перед ним априори в неоплатном долгу. Бедствующий любитель пива и компьютерных игр с окраин, портретированный отличным театральным актером Алексеем Розиным, уверен, что весь мир должен ему за его неприкаянность. Кто кого сожрет – богатые и больные бедных и здоровых или наоборот? И на чью сторону встанет заглавная героиня, представляющая собой нейтральную, но мощную силу – тот самый неопределившийся и до поры безмолвствующий русский народ?

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Елена"

Звягинцев сообщает нам, что ситуация безвыходна – снобы и жлобы отвратительны одинаково, вопрос лишь в том, кто окажется более жизнеспособен: люди, высокомерно плюющие на близких, или люди, плюющие на прохожих с балкона. Первые достойны того, чтобы быть побежденными теми самыми силами, которые они так недооценили. Вторые определенно недостойны занять место первых.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Елена"

Кастинг в «Елене» точечный, как бомбардировка – и лучшая позиция у Елены Лядовой, играющей прожженную дочку главного героя: циничная девица на папином содержании, с неохотой навещающая его в клинике, оказывается герою ближе, чем сердечная жена, готовящая ему по утрам идеальную овсянку и пичкающая по расписанию лекарством. В их диалогах прорезается беспощадный саркастический юмор, в котором Звягинцева до сих пор заподозрить было трудно: «Гедонистка, б***дь – такая же, как мама», – с любовью говорит персонаж Смирнова дочери. А заглавной героине, представительнице народа-богоносца, по дороге к семье в окне электрички чудится мертвая белая лошадь – очевидный привет из образной системы Тарковского, в эпигонстве по отношению к которому все эти годы состоял главный упрек, адресованный Звягинцеву отечественной критикой. Окей, проехали лошадь и поехали дальше – как бы говорит нам подражатель. Мне и дальше есть что сказать.

Жесткий финал «Елены» без обиняков сообщает зрителю: у Звягинцева нет иллюзий не только по поводу современного российского общества – он не особенно заблуждается и по поводу человеческой природы. А это, кажется, первый шаг к тому, чтобы стать большим кинохудожником ханековско-триеровского масштаба и формата.

 77

Комментарии

Пользователи еще не оставили комментариев.


Добавить комментарий
Аватар пользователя Гость
Войдите на сайт



Зарегистрируйтесь



Новости партнеров




 
 
Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть