Что посмотреть
Морозко Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWwJxdkFam Okko Okko
Рецензии

Рецензия на мультфильм «Маленький Принц»

Мультипликационная переделка классической сказки, в которой Маленький Принц оказывается слабым второстепенным персонажем

Добавить в закладки

Зачислив дочь в престижную школу, женщина перегружает малышку летними занятиями и требует, чтобы та провела все каникулы за книжками и тетрадками. Поначалу девочка прилежно выполняет мамины инструкции, но затем она обнаруживает, что в соседнем доме живет пожилой авиатор, пытающийся починить архаичный биплан. Подружившись со стариком и пренебрегая занятиями ради общения с ним, девочка узнает от пилота историю о том, как много лет назад он повстречал в пустыне Сахара Маленького Принца, прилетевшего на Землю с далекого астероида.

Кадр из мультфильма "Маленький принц"

Над картиной работала французская анимационная студия ON Animation Studios, также известная по мультфильму «Хранитель Луны»

Одна из самых известных книг нашей планеты, «Маленький Принц» Антуана де Сент-Экзюпери стоит на полках детской литературы. Формально это правильно, но по сути – нет. «Принц» адресован скорее взрослым, чем детям, и по-настоящему ценить эту книгу обычно начинают в старших классах. «Принц» ведь не увлекательное приключение, а метафорическая притча и философское размышление, пусть и замаскированное под сказку. Нужно многое понять о жизни и о себе, чтобы в полной мере осмыслить идеи выдающегося француза.

Кадр из мультфильма "Маленький принц"

Кукольную анимацию для мультфильма создал режиссер Джейми Калири, получивший в 2010 году премию «Эмми» за заставку телесериала «Такая разная Тара»

Все это, разумеется, осложняет жизнь экранизаторов, но ни в коем случае не дает права обращаться с «Принцем» так, как с ним обошлись французские и канадские аниматоры, работавшие над новым мультфильмом по мотивам книги. Мало того что они превратили Принца и Авиатора во второстепенных персонажей их собственной истории, чтобы освободить сюжетное место для девочки, которой даже не придумали имя (Принца и Авиатора еще можно писать с больших букв, но Девочка – это уже перебор). Они еще и существенно сократили исходное повествование и переврали его!

Кадр из мультфильма "Маленький принц"

«Маленького Принца» нельзя свести к паре фраз. Но если все же попытаться это сделать, то можно сказать, что французский писатель прежде всего посвятил свою книгу детскому взгляду на вещи, чистому и незамыленному. Однако детский взгляд на вещи не имеет никакого отношения к ребячеству. Вспомним, что делает Принц в повести. Разве он беззаботно играет? Ничего подобного. Он выпалывает баобабы, заботится о Розе, исследует Солнечную систему, заводит дружбу с Лисом и Авиатором… За всю повесть он совершает лишь один безответственный поступок – бросает Розу и свой астероид. И это так его гложет, что он идет на страшный риск, чтобы вернуться домой.

Кадр из мультфильма "Маленький принц"

Иными словами, «Маленький Принц» прославляет ответственность, любознательность, готовность учиться и трудиться. Экранизация же, созданная режиссером «Кунг-фу панды» Марком Осборном, сводится к словам из песни советских лет: «Мы – маленькие дети, нам хочется гулять». Юная героиня готовится к занятиям в школе, куда не прошла по собеседованию (Девочка все же попала в школу, поскольку семья переехала в школьный микрорайон)? «Брось это скучное дело, – советует ей фильм. – Тусуйся с маразматичным стариком, который при первом знакомстве тебя чуть не угробил, обманывай маму, манкируй учебой… А потом садись в самолет, которым не умеешь управлять, и лети на поиски Принца. Потому что в нашей истории Принц – жалкий хлюпик, который не может сам себя спасти». И это при том, что де Сент-Экзюпери в одном из первых абзацев «Принца» замечает, что школьные занятия географией ему в жизни очень пригодились. Для летчика карта – важнейшая вещь!

Кадр из мультфильма "Маленький принц"

Да, мультфильм Осборна – не лишенная увлекательности детская история. Да, мама Девочки перегибает палку, когда требует, чтобы та занималась чуть ли не круглосуточно. И да, у детей есть право на детство. Но де Сент-Экзюпери писал совсем о другом! Книга учит ответственности, а фильм – безответственности (Девочка и Авиатор знакомятся, когда оторвавшийся пропеллер биплана пробивает стену дома Девочки, и это подается как милая шалость). Книга прославляет труд фонарщиков, а фильм унижает уборщиков. Мол, их работа жалкая и недостойная. Книга отмечает, что учеба полезнее всего, когда книжное знание сочетается с практическим. Фильм же обвиняет книжное знание чуть ли не в зомбировании детей. Ни одного хорошего слова в адрес учебников от него не дождаться. И если в книге есть «странные» персонажи (с точки зрения Принца), но нет отрицательных, то в кульминации фильма бравая героиня противостоит зловещим Бизнесмену и Тщеславному Человеку, чтобы спасти от них Принца. Соответственно, картина заканчивается чередой экшен-сцен, хотя у де Сент-Экзюпери ничего подобного нет и в помине!

Кадр из мультфильма "Маленький принц"

Было бы куда лучше, если бы авторы ленты не мудрили и нарисовали простой как валенок мультфильм о девочке-заучке, которая с помощью нового знакомого обретает тягу к приключениям и совершает подвиг против зловредного большого бизнеса. Но, конечно, им хотелось присоседиться к одному из главных «брендов» французской литературы. И получилось, что использованные в мультфильме сцены «Маленького Принца» – про бузину, а история Девочки – про дядьку. И добро бы «Принц» де Сент-Экзюпери вошел в картину целиком – но нет, в мультфильм попала лишь половина книги. Те же фонарщики в картине не упоминаются, хотя астероид с фонарем по экрану все же пролетает. Видимо, как издевка над теми, кто надеялся, что если фильм называется «Маленький Принц», то в кадр попадут все приключения заглавного героя.

С графикой и анимацией, с другой стороны, у мультфильма все в порядке. Особенно обаятельны сцены, позаимствованные из книги, поскольку они переданы с помощью элегантной кукольной анимации. Однако основная, компьютерная часть «Принца» тоже заслуживает похвал. Обидно, что о сценарии ленты этого не скажешь – он больше раздражает, чем радует.

С 24 декабря в кино.

Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?