Рекламное объявление
О рекламодателе
ERID: 2W5zFJSejhJ
"Морфий" -- не первый отечественный фильм, исследующий проблему зависимости. Освежите в памяти образцы советской классики, пополнившей набор Тимоти Лири "антиболтином", "озверином", "обалдином" и "каплями от "ы".
В 1988 году СССР перестал наконец-то упираться и кардинально улучшил свой имидж в глазах цивилизованных людей, признав, что в стране есть секс («Маленькая Вера» (1988)) и есть наркотики («Игла» (1988)). Со вкусом детализированная сцена порока, где подруга Виктора Цоя, разложив на салфеточке весь причиндал, вкалывает себе в натруженную вену большой стеклянный шприц (одноразовые еще не завезли) произвел неизгладимое впечатление на советских зрителей. Фильм Рашида Нугманова записали в первый отечественный джанки-муви: высохшее Аральское море стало нашей психоделической Невадой (у американцев в этой пустыне испытывали атомную бомбу, у нас – бациллы сибирской язвы), а бредущий к горизонту одинокий Цой – нашим Джимом Моррисоном.
От внимания заинтересованной общественности как-то ускользнул тот факт, что фармацевтика – давно и подробно разработанная тема в отечественном кино. Еще задолго до "Иглы" на наши экраны выходили фильмы, полностью посвященные сильнодействующим веществам, а также их испытаниям на детях, животных и инопланетянах. Важное уточнение: в отборе фильмов мы руководствовались исключительно научными критериями, а не зубоскальством над психоделическим содержанием картин советского периода.
Кадр из фильма «Игла»
Веселый порошок в желтом чемоданчике
«Приключения желтого чемоданчика» (1970) (реж. Илья Фрэз, 1970)
"Конечно это чудо – лекарство от простуды, но здесь готовлю я…", поет Евгений Лебедев в фильме Ильи Фрэза о добром докторе, потерявшем свой желтый чемоданчик, набитый новейшими психотропными лекарствами для коррекции поведения трудных подростков. Свои изобретения доктор маскирует под невинные кондитерские изделия – "конфеты смелости", "конфеты "антиболтин" и т.д. Невольной жертвой одной из таких конфет становится Татьяна Пельтцер, практически весь фильм проведшая в состоянии галлюцинозной эйфории с выраженным синдромом деперсонализации: пенсионерка принимает себя за супер-бабушку, лазает по крышам, прыгает через забор и пр. Кстати, одна из фирменных разработок доктора – "антиболтин" – очень похож на риталин (метифенидант), одиозный психостимулятор, активно используемый в США для лечения синдрома детской гиперактивности. Американские дети специально имитируют этот синдром, чтобы им прописали риталин, по действию близкий к амфетамину, что спровоцировало уже серию публичных скандалов известных под названием "Дело риталиновых джанки". Риталин – наркотик поколения "икс" – сбывает одноклассникам герой средненькой по качеству американской кампус-комедии «Проделки в колледже» /Charlie Bartlett/ (2007). У нас про такие "проделки" снимали кино уже давно.
Кадр из фильма «Приключения желтого чемоданчика»
Метапроптизол – диссидентское лекарство
«Лекарство против страха» (1978) (реж. Альберт Мкртчян, 1978)
Один из самых странных детективов позднесоветского кино – экранизация романа братьев Вайнеров "Лекарство против страха". Изобретенный советскими химиками чудо-порошок "метапроптизол", попавший в руки нечистоплотных барыг от науки и валютчиков, угодил на большой экран явно по недосмотру органов. Точнее – по их тайному "досмотру", чтобы не вызвать подозрение заморского противника в успешной разработке КГБ боевых психомиметиков – веществ, изменяющих личность человека, которыми снабжаются шпионы и бойцы спецслужб. Уволенный из лаборатории в результате интриг начальника (носящего фармацевтическую фамилию Панафидин) гениальный ученый Лыжин получает метапроптизол у себя на кухне, но никого не боится – свою дозу он уже принял. В 1989-м был сделан пятисерийный, более удачный, но и более путанный римейк фильма с Игорем Костолевским и Леонидом Куравлевым "Вход в лабиринт".
Кадр из фильма «Лекарство против страха»
Капли от "ы"
«Кин-дза-дза!» (1986) (реж. Георгий Данелия, 1986)
Чатлане и пацаки разговаривают в фильме Данелия на очень простом языке, в котором есть всего два слова – "ку" и "кю". Но мало кто заметил, что в нем есть еще и третье слово – "ы". Чатлане (Евгений Леонов) произносят его в случае неудачи, фрустрации или приступа паники, а пацаки (Юрий Яковлев), заслышав "ы", обязаны закапать в рот тщетланину антидот, чтобы вывести его из ступора – весьма, судя по всему, болезненного. Какое вещество используется в данном случае – не ясно: герои фильма – инопланетяне, так что о фармакологии планеты Плюк остается строить лишь догадки. Налицо, однако, очевидная зависимость чатлан от пацакских капель, которые заедают песком. Земной аналог при приступе – любой транквилизатор быстрого действия, желательно с антисудорожным эффектом. Кстати, кто-нибудь, кроме Данелия, интересовался, чем лечатся братья по разуму от приступов панической депрессии?
Кадр из фильма «Кин-дза-дза!»
Озверин кота
"Месть кота Леопольда" (реж. Анатолий Резников, 1975)
Под "озверином", прописанном коту Леопольду добрым старым псом, можно понимать все, что угодно, начиная, скажем, с простейшей валерьянки. Здесь важней другое: человеческая психиатрия развита достаточно, а вот есть ли, так сказать, звериная? Животные с начатками высшей мозговой активности тоже могут испытывать депрессию, панические приступы, навязчивые мысли или просто тронуться умом. И еще: кастрированные коты есть у многих, а те, у кого есть некастрированные, кормят их "котом-баюном". Вот изобрели бы и для кастрированных спецтаблетку, чтобы домашняя игрушка почувствовала себя на минутку зверем? Никто об этом не задумывался? В нашем кино изобрели.
Кадр из фильма «Месть кота Леопольда»
Национальная проблема "обалдин"
«Руки вверх!» (1981) (реж. Владимир Грамматиков, 1981)
"Средство страшное открыто нашим мудрым Шито-Крыто…" Фильм "Руки вверх!" продолжает славные традиции, заложенные в "Желтом чемоданчике", стыкуя психиатрию с секретными разработками спецслужб. "Обалдин" – мощный боевой психомиметик, изобретенный генералом иностранной разведки Шито-Крыто (Рамаз Чхиквадзе) и предзначенный для ведения диверсионной работы на территории СССР. Жертвами операции "Братцы-тунеядцы" становятся наши подростки, которые превращаются в двоечников и дегенератов, а "завоевать страну, населенную идиотами и тунеядцами – плевое дело", как правильно замечает генерал. Замечательный фильм Грамматикова обладает всеми атрибутами триллера про наркотраффик: здесь есть и пушеры, есть агентская сеть, есть и перебежчик Вицин, которого пытают газовой горелкой, есть детское кунг-фу, и пророческая идея "обалдина", объясняющая, вообще-то говоря, многое (если не вообще все) в славной истории нашей родины. Как и в "Желтом чемоданчике" испытывать новое лекарство вызвали Татьяну Пельтцер: актриса, выпив порошок, опять превращается в "самую освобожденную бабушку СССР", по праву закрепив за собой титул главной отечественной джанки-стар.
Кадр из фильма «Руки вверх!»
7 готических фильмов о любви для тех, кому мало «Дракулы»
Сегодня / Текст: Гульназ Давлетшина
Что посмотреть на Хэллоуин? Андрей Волков советует «Запертую комнату» — хоррор, который вы не видели
Сегодня / Текст: Андрей Волков
Рецензия на сериал «Splinter Cell: Караул смерти» — интересное возрождение культовой франшизы
Сегодня / Текст: Сергей Сергиенко
Рецензия на фильм «Черный телефон 2» — старорежимный хоррор для тех, кто устал от Neon и A24
24 октября / Текст: Настасья Горбачевская
Новые фильмы, которые уже можно посмотреть онлайн
24 октября / Текст: Владимир Ростовский
Рецензия на триллер «Рука, качающая колыбель»: осторожно, няня!
24 октября / Текст: Оля Смолина
Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).