
Мифологический байопик о гребце Юрии Тюкалове.
На российские экраны выходит картина «Первый на Олимпе» — героическая история многократного чемпиона СССР по академической гребле и золотого призера Олимпиады в Хельсинки Юрия Тюкалова. Фильм Артема Михалкова последовательно превращает жизнь гребца в миф, от пережитой блокады до судьбоносной гонки на водах залива Мейлахти.
Совсем юный Юра Тюкалов (Марк-Малик Мурашкин) живет в блокадном Ленинграде и на лодке доставляет почту солдатам, стоящим на страже побережья. Во время одного из немецких налетов отец мальчика (Антон Филипенко) гибнет под бомбами, успевая только передать сыну альбом с рисунками и крикнуть «Греби!». Рокот моторов бомбардировщиков, грохот взрывов и качающие лодку волны с тех пор преследуют Юру каждый раз, когда герой оказывается у воды. После окончания войны Тюкалов (Глеб Калюжный) устраивается на завод, хоть и мечтает пойти по стопам отца-художника. Увидев объявление о наборе в команду «Красное знамя», Юра решает испытать себя и попадает в дивный новый мир академической гребли. Готовить молодого спортсмена берутся Михаил (Артем Быстров) и Вера (Елена Лядова) Савримовичи — заслуженные гребцы СССР, поверившие в парня, а в качестве антагониста выступает главный тренер всесоюзной команды Иван Колосов (Андрей Смоляков), получивший задачу за четыре года отобрать лучших из лучших для Олимпиады в Финляндии.
Путь Юрия Тюкалова в «Первом на Олимпе» — борьба с ПТСР, попытка с помощью гребли побороть собственных демонов и вытеснить саму память о страшных событиях блокады Ленинграда. Вероятно, именно для кристаллизации личной драмы авторы проекта допустили определенную вольность в работе с документальным материалом — персонажи, смерть которых двигает экранного Тюкалова по сюжету, в действительности прожили довольно долгую жизнь. Впрочем, омлет не приготовить, не разбив яиц, и Михалков-младший, для которого «Первый на Олимпе» уже второй спортивный байопик в карьере, прекрасно понимает, в какой момент на героя нужно обрушить обстоятельства непреодолимой силы.
Тюкалов Калюжного балансирует между почти мифическим персонажем и живым человеком. Актер старательно передает всю бурю эмоций, что бушует внутри молодого спортсмена, разрывающегося между травмой войны, мечтами о карьере художника, изнурительными тренировками и жаждой простого человеческого счастья. В традиционную для спортивной драмы арку героя уместилось все, чего зрители могут ожидать от подобного жанра: личная трагедия, первая любовь, сопряженная с препятствиями, козни тренера-завистника и непременное падение перед обязательным триумфом. Калюжный пусть и несколько механически, но ловко и со знанием дела трансформируется в потерянное дитя войны, робкого, но целеустремленного юношу, пытающегося жить по-новому.
Тем не менее временами не хватает напряжения: внутренний конфликт героя порой выглядит наигранным, а антагонизм с Колосовым — мелочным. «Первый на Олимпе» словно избегает остроты, в моменты потенциального взрыва сглаживает углы и включает героическую музыку. Оттого, с одной стороны, история получается стройная и ясная, а с другой — до смешного пресная, будто команде не хватило желания или сил развернуться. Даже потенциальный проигрыш Тюкалова не ощущается угрозой, а проявляется скорее как фон для сюжета о неизбежном триумфе советского гребца. Очков картине не добавляет и операторская работа: гонки (особенно решающая), без сомнения, выглядят захватывающе, но при этом фильм, увы, лишен визуальной новизны и самости.
«Первый на Олимпе» займет законное место в ряду героических байопиков. В конце концов любая спортивная победа неизбежно превращается в миф, а ее участники — в некое подобие олимпийских богов. Картина же Артема Михалкова пока находится где-то на перепутье, где главный герой уже лишился некоторых элементов биографии в угоду формированию легенды о победителе, но еще остался (в первую очередь благодаря игре Глеба Калюжного) человеком с понятными слабостями, переживаниями и драматической предысторией.
за каких-то замшелых никому не известных Тюкаловых взялись