Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 2W5zFJmsqh2 Okko
Рецензии

Суши вёсла: рецензия на спортивную драму «Первый на Олимпе»

Мифологический байопик о гребце Юрии Тюкалове.

Добавить в закладки

Трейлер

На российские экраны выходит картина «Первый на Олимпе» — героическая история многократного чемпиона СССР по академической гребле и золотого призера Олимпиады в Хельсинки Юрия Тюкалова. Фильм Артема Михалкова последовательно превращает жизнь гребца в миф, от пережитой блокады до судьбоносной гонки на водах залива Мейлахти.

Совсем юный Юра Тюкалов (Марк-Малик Мурашкин) живет в блокадном Ленинграде и на лодке доставляет почту солдатам, стоящим на страже побережья. Во время одного из немецких налетов отец мальчика (Антон Филипенко) гибнет под бомбами, успевая только передать сыну альбом с рисунками и крикнуть «Греби!». Рокот моторов бомбардировщиков, грохот взрывов и качающие лодку волны с тех пор преследуют Юру каждый раз, когда герой оказывается у воды. После окончания войны Тюкалов (Глеб Калюжный) устраивается на завод, хоть и мечтает пойти по стопам отца-художника. Увидев объявление о наборе в команду «Красное знамя», Юра решает испытать себя и попадает в дивный новый мир академической гребли. Готовить молодого спортсмена берутся Михаил (Артем Быстров) и Вера (Елена Лядова) Савримовичи — заслуженные гребцы СССР, поверившие в парня, а в качестве антагониста выступает главный тренер всесоюзной команды Иван Колосов (Андрей Смоляков), получивший задачу за четыре года отобрать лучших из лучших для Олимпиады в Финляндии.

Андрей Смоляков в роли Ивана на кадре из фильма «Первый на Олимпе»

Андрей Смоляков в роли Ивана на кадре из фильма «Первый на Олимпе»

Путь Юрия Тюкалова в «Первом на Олимпе» — борьба с ПТСР, попытка с помощью гребли побороть собственных демонов и вытеснить саму память о страшных событиях блокады Ленинграда. Вероятно, именно для кристаллизации личной драмы авторы проекта допустили определенную вольность в работе с документальным материалом — персонажи, смерть которых двигает экранного Тюкалова по сюжету, в действительности прожили довольно долгую жизнь. Впрочем, омлет не приготовить, не разбив яиц, и Михалков-младший, для которого «Первый на Олимпе» уже второй спортивный байопик в карьере, прекрасно понимает, в какой момент на героя нужно обрушить обстоятельства непреодолимой силы.

Глеб Калюжный в роли Юры на кадре из фильма «Первый на Олимпе»

Глеб Калюжный в роли Юры на кадре из фильма «Первый на Олимпе»

Тюкалов Калюжного балансирует между почти мифическим персонажем и живым человеком. Актер старательно передает всю бурю эмоций, что бушует внутри молодого спортсмена, разрывающегося между травмой войны, мечтами о карьере художника, изнурительными тренировками и жаждой простого человеческого счастья. В традиционную для спортивной драмы арку героя уместилось все, чего зрители могут ожидать от подобного жанра: личная трагедия, первая любовь, сопряженная с препятствиями, козни тренера-завистника и непременное падение перед обязательным триумфом. Калюжный пусть и несколько механически, но ловко и со знанием дела трансформируется в потерянное дитя войны, робкого, но целеустремленного юношу, пытающегося жить по-новому.

Кадр из фильма «Первый на Олимпе»

Кадр из фильма «Первый на Олимпе»

Тем не менее временами не хватает напряжения: внутренний конфликт героя порой выглядит наигранным, а антагонизм с Колосовым — мелочным. «Первый на Олимпе» словно избегает остроты, в моменты потенциального взрыва сглаживает углы и включает героическую музыку. Оттого, с одной стороны, история получается стройная и ясная, а с другой — до смешного пресная, будто команде не хватило желания или сил развернуться. Даже потенциальный проигрыш Тюкалова не ощущается угрозой, а проявляется скорее как фон для сюжета о неизбежном триумфе советского гребца. Очков картине не добавляет и операторская работа: гонки (особенно решающая), без сомнения, выглядят захватывающе, но при этом фильм, увы, лишен визуальной новизны и самости.

«Первый на Олимпе» займет законное место в ряду героических байопиков. В конце концов любая спортивная победа неизбежно превращается в миф, а ее участники — в некое подобие олимпийских богов. Картина же Артема Михалкова пока находится где-то на перепутье, где главный герой уже лишился некоторых элементов биографии в угоду формированию легенды о победителе, но еще остался (в первую очередь благодаря игре Глеба Калюжного) человеком с понятными слабостями, переживаниями и драматической предысторией.

Текст: Владимир Ростовский
1 комментарий
А
Известные русские спортсмены все кончились, переэкранизировали всех.
за каких-то замшелых никому не известных Тюкаловых взялись
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2025 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?