Что посмотреть
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Обзоры

"Свобода" начинается с "Парамаунта"

Добавить в закладки

Параллельно с Американским кинорынком в Санта-Монике в конце февраля проходил Фестиваль Свободы (Freedom Film Festival), который пятый год подряд организует Американский Кинофонд (American Cinema Founda-tion) при спонсорской поддержке компании «Филип Моррис». По приглашению этого фестиваля я и находилась в Штатах.
Главная идея фестиваля – поддерживать восточноевропейское кино, кино бывших советских республик в Соединенных Штатах, где для него до сих пор не находится места на рыночном пространстве; показывать его, устраивать зрительские обсуждения с участием авторов, потихоньку внедрять в сознание американцев мысль о том, что на свете существует кино не только американское, и даже не только западноевропейское. Главная тема фестиваля – защита прав человека, так что акцент в программе обычно делается на тех фильмах, в которых речь идет о тяжком коммунистическом прошлом, о нарушении свобод в социалистическом и постсоциалистическом пространстве.
Впервые фестиваль проводился в 1997г. в Американском Киноинституте в Вашингтоне. В феврале 1998г. он переместился в Лос-Анджелес. В 1999г. FFF заявил о себе в Берлине, отметив таким образом 10-летие падения Стены и освобождения Восточной Европы. Анджей Вайда, горячий сторонник идей организаторов фестиваля во главе с Гэри Маквеем, исполнительным директором ACF, поддержал Фестиваль Свободы тем, что учредил свой приз, который он присуждает выдающимся кинематографистам во время Берлинского кинофестиваля в рамках мероприятий FFF. В 2000 году Вайда вручил приз Кире Муратовой, в этом – чешскому режиссеру Яну Шванкмайеру.
Программа Фестиваля Свободы обычно составляется из фильмов, отобранных группой сотрудников, советников и помощников Гэри Маквея на различных восточноевропейских фестивалях, с которыми их связывают тесные дружеские отношения, – таких, как Карловарский, Московский, Бакинский, кинофестиваль в Коттбусе (Германия), традиционная Неделя венгерского кино в Будапеште, при непосредственном участии представителей этих фестивалей. Программа, которую они показывали в начале февраля в Берлине, а потом в Лос-Анджелесе, складывалась из восточноевропейских лент, картин из бывшего Советского Союза, отобранных ими с помощью коллег в Карловых Варах, Москве, Баку.
На открытии 22 февраля 5-го FFF в Лос-Анджелесе, Санта-Моника, традиционно проводящемся на студии «Парамаунт», был показан фильм Любиши Самарджича «Небесный крюк» (его европейская премьера состоялась на Берлинском фестивале 2000г.), который представил сам знаменитый югославский актер, а теперь и режиссер. Показ этого фильма, надо заметить, – поступок для американцев достаточно отважный, если вспомнить, что речь в фильме идет о последствиях бомбардировок НАТО в конце югославской войны.
В программе нынешнего фестиваля, включающего в себя венгерское «Маленькое путешествие» Михая Бужаса, польский «Воячек» Леха Маевского и другие ленты, есть и два фильма из России. Это «Брат-2» Алексея Балабанова и документальная лента Евгения Цымбала «Обыкновенный большевизм», которую представил сам автор, ответивший после американской премьеры ленты на вопросы зрителей, которых, прямо скажем, у нашего кино немного, но они есть. И эти зрители, которых, надо надеяться, с помощью FFF, будет все больше и больше, имеют полное право смотреть российские фильмы в нормальных условиях – в таких же, в которых смотрят все остальное кино, а не на тряпочных ворованных видеокассетах, которыми неизвестно кто по-прежнему торгует на Брайтон-Бич.
В нью-йоркском Квинсе, по пути домой из Лос-Анджелеса, я полюбопытствовала, какой же видеопродукт предлагают в одной из многочисленных русских лавочек, расположенных на Квинс-бульваре. Какой угодно: от «Девчат» и «Полосатого рейса» до свежайших фильмов, премьера которых чуть ли не вчера состоялась в России. Так что знакомые из России, давно живущие в Штатах, полностью в курсе того, что сегодня происходит в нашем кино. Копии скверные, упаковка крайне непривлекательная, грязная, товарный вид, что называется, отсутствует. Но расходятся фильмы хорошо.
Американские энтузиасты, организаторы Freedom Film Festival, пропагандисты нашего кинематографа, заметно показали себя на прошлом Московском кинофестивале, где они, с помощью вышеупомянутого спонсора, организовали супер-прием в «Метрополе». Прием приемом, но сейчас речь идет о работе, которая и в их, и в наших интересах – продвижении российского кино в Штатах и американского некоммерческого кино, американской классики, с которой молодое поколение российских зрителей не слишком знакомо, в России.
Благородная мысль внедриться в самые отдаленные уголки России с тем, чтобы нести туда идеи и дух свободы и демократии, а также «кинопросвещать» население (возможно, организовать сеть маленьких клубных кинотеатров, где показывались бы специальные программы – как восточноевропейские, так и американские некоммерческие), овладела Американским Кинофондом не на шутку, вследствие чего на официальной и ряде неофициальных встреч в Лос-Анджелесе нами был обсужден ряд конкретных мероприятий в рамках грядущего в июне Московского международного кинофестиваля. Не буду забегать вперед, но упомяну хотя бы идею совместной постановки в Москве киношоу под названием «Американский классический мюзикл».
Кстати, симпатичный русский прием, организованный FFF по случаю премьеры «Брата-2», «Обыкновенного большевизма» и Московского кинофестиваля на берегу океана, рядом с Американским кинорынком (AFM), в одном из кинорыночных ресторанов «Ребекка», привлек внимание AFMов-цев, несмотря на кучу параллельно проходивших в это время мероприятий и приемов. Они наведались в мексиканский ресторан попробовать текилу и «Маргариту» и воплотить идеи Фестиваля Свободы в действие, ознакомившись с русским контингентом (многие отправились после приема на «Брата-2»), – у них-то на кинорынке с восточноевропейским кино не густо.

Текст: Евгения Тирдатова
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?