Наверх
Веном Звезда родилась Чёрный клановец Человек на Луне Без меня Ничего хорошего в отеле «Эль Рояль» Клубаре Хэллоуин Супербобровы: Народные мстители Репродукция Несокрушимый

Рецензия на фильм «Последний портрет»

Яркая трагикомическая зарисовка о том, как критик Джеймс Лорд позировал мэтру экзистенциального искусства Альберто Джакометти.

7
оценка

Живущий в Париже начала 1960-х американский арт-критик Джеймс Лорд (Арми Хаммер) знакомится со знаменитым скульптором и художником Альберто Джакометти (Джеффри Раш). Когда они становятся близкими друзьями, пожилой мэтр предлагает Лорду нарисовать его портрет. Он обещает, что Джеймсу придется позировать всего несколько часов. Критик с готовностью соглашается. Он надеется, что работа будет закончена до его предстоящего отлета в Америку. Однако художник оказывается невротичным перфекционистом. Джакометти снова и снова рисует Лорда и всякий раз выбрасывает или закрашивает полотно, так как стремится к недостижимому идеалу. Кроме того, мэтр постоянно отвлекается на страстный роман с проституткой. «Несколько часов» превращаются в дни и недели, и Лорд осознает, что может никогда не увидеть завершенную картину.

Кадр из фильма «Последний портрет»

Кадр из фильма «Последний портрет»

Колоритный характерный актер Стэнли Туччи принадлежит к числу тех голливудцев, кто сосредоточен на своей основной карьере, но иногда показывает себя с непривычной для публики стороны. В случае Туччи его «отдушина» – режиссура. В 1996 году он снял семейную драму «Большая ночь» и с тех пор выпустил еще четыре картины, включая прошлогодний байопик «Последний портрет», который только сейчас добрался до российского проката. Картина основана на реальной истории, и в ней много прямых цитат из воспоминаний участников событий.

Кадр из фильма «Последний портрет»

Кадр из фильма «Последний портрет»

Фигурирующий в фильме арт-дилер Пьер Матисс – сын Анри Матисса, знаменитого французского живописца

Прежде Туччи снимал фильмы с собой в главной роли, но в «Последнем портрете» он вовсе не появляется в кадре. Лента почти полностью принадлежит Джеффри Рашу и Арми Хаммеру – особенно Рашу, который с огромным удовольствием и большим мастерством отрывается в образе эксцентричного итальянца.

Кадр из фильма «Последний портрет»

Кадр из фильма «Последний портрет»

Скульптура Альберто Джакометти «Указующий человек» в 2015 году была продана за 141 миллион долларов. Это был рекорд для подобных произведений искусства

Как и подобает заслуженному и уважаемому европейскому творцу, Джакометти не чужд вежливости и обходительности. Но он также может быть ворчливым и сумасбродным – эдакая смесь чокнутого дедушки и маленького ребенка, который за много лет на вершине профессии привык, что ему потакают и что нет ничего важнее его желаний. Особенно когда речь идет о творчестве и поиске вдохновения. Добавьте к этому пусть и приглушенный, однако ж итальянский темперамент (Джакометти вырос в Швейцарии, но родился в итальянской семье), и вы получите одновременно притягательного и не слишком приятного субъекта, с которым очень интересно и очень тяжело. Лорду хватает нескольких дней позирования, чтобы почувствовать себя в клетке, из которой хочется выбраться. Но, как знаток и ценитель, он понимает, что участвует в создании потенциального шедевра. И он не может отказать мастеру, который хочет запечатлеть его для истории. Поэтому Лорд продолжает позировать, хотя постепенно приходит в отчаяние. По крайней мере, общение с Джакометти дает ему материал для нескольких книг.

Кадр из фильма «Последний портрет»

Кадр из фильма «Последний портрет»

Почему Джакометти рисует и уничтожает портреты, ругаясь при этом последними словами? Художник уверяет, что стремится к совершенству, и признается, что с годами стал очень требователен к своему искусству. Однако к концу фильма трудно не заподозрить, что это не невротичный перфекционизм, а «хитрый план». Будучи пессимистом и экзистенциалистом, Джакометти доводит самодовольного красавчика Лорда до той психической кондиции, при которой в глазах человека появляется неподдельный ужас – чувство, которое художник хочет запечатлеть. В отличие от своих предшественников из прошлых эпох, Джакометти не рисует парадные портреты, а создает пугающие изображения и скульптуры, которые изображают жизнь не «благодаря», а «вопреки». В самом начале совместной работы художник шокирует модель, когда объявляет Лорду, что видит перед собой лицо бандита и дегенерата. И он как будто стремится к тому, чтобы Джеймс в самом деле ощутил себя не элитарием, а человеком из низов, для которого каждый день – борьба за выживание. Впрочем, это лишь одно из возможных толкований странных поступков непознаваемого гения.

Кадр из фильма «Последний портрет»

Кадр из фильма «Последний портрет»

«Последний портрет» дает много поводов для размышлений о психологии и искусстве, но в первую очередь это интеллигентная трагикомедия с обилием смешных и очень смешных сцен. Раш солирует как заправский комик, но не превращает постановку в фарс и не лишает ее драматизма. Хаммер в основном выглядит стильно и шокировано, оттеняя своей нарочитой пресностью соленость старшего коллеги. Их дуэт похож на обычное изображение Шерлока Холмса и доктора Ватсона, хотя герои не расследуют преступления. Запоминается и Тони Шалуб, сыгравший мудрого и саркастичного Диего Джакометти – младшего брата Альберто и тоже известного скульптора, хотя и далеко не такого признанного и заслуженного, как Джакометти-старший.

Хорошее ли это кино? Да. Правда, не существенное – Туччи всего лишь рассказывает забавный анекдотец из истории искусства и не предлагает ничего нового и неожиданного. Но если вам нравятся интеллигентные психологические зарисовки, пропитанные юмором и актерским мастерством, то обратите внимание на «Последний портрет». Как минимум картина точно вас развлечет.

С 11 января в кино.

 
Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми!

Яндекс ДзенЯндекс Дзен | InstagramInstagram | TelegramTelegram | ТвиттерТвиттер


Комментарии  52


Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть