Наверх
Фильмы 2017 Человек-паук: Возвращение домой Планета обезьян: Война Блокбастер Черная вода Ужас Амитивилля: Пробуждение Дюнкерк Взрывная блондинка Темная башня
Первая перчатка.
12 лучших противников для Левши
Ирония кино.
10 самых популярных цитат из фильмов Эльдара Рязанова
Доступным языком.
20 российских сериалов, которые не стыдно смотреть
Очень плохие папочки.
12 звезд кино, которых не назовешь образцовыми отцами
Темные времена.
10 ролей, сыгранных сломленными судьбой актерами

Рецензия на фильм

Холодное танго

В постели с врагом

Потенциально сильная историческая драма о страстях в послевоенной Литве испорчена нелепым и тенденциозным сценарием.

5
оценка

Маленький еврей Макс становится сиротой, когда в 1941 году его родную Литву захватывают нацисты. Мальчик чудом спасается благодаря националисту Антанасу, который хоть и не любит евреев, но позволяет парнишке жить у себя дома – в квартире, которая прежде принадлежала семье Макса. В это время мальчик влюбляется в ровесницу Лайму, дочь Антанаса. После войны Макс (Риналь Мухаметов) попадает в детский дом в России и возвращается в Литву уже взрослым человеком. Он устраивается на работу музыкантом в ресторан и помогает Лайме (Юлия Пересильд) стать певицей в том же заведении. Хотя девушка ненавидит русских «оккупантов» и презирает евреев, между ней и Максом завязываются сложные отношения на грани привязанности и отвращения.

Кадр из фильма "Холодное танго"

Кадр из фильма "Холодное танго"

В отличие от персонажа своего романа, Эфраим Севела не был уроженцем Литвы, но он жил и работал в ней в первые послевоенные годы

Номинант «Оскара» за картину 1997 года «Вор» и лауреат множества призов за эту ленту и за вышедшего в 2004 году «Водителя для Веры», режиссер Павел Чухрай после десятилетнего перерыва возвращается в большое кино с новым историческим фильмом о сталинской эпохе.

Лента вдохновлена романом белорусско-еврейского писателя Эфраима Севелы «Продай твою мать», но акценты в ней расставлены существенно иначе. Если писавшего в Израиле Севелу занимали отношения советских евреев с другими жителями СССР и сама возможность существования евреев в «чуждых» для них странах, то у Чухрая главный герой – не столько еврей, сколько запутавшийся посторонний в жестком противостоянии литовцев и русских.

Кадр из фильма "Холодное танго"

Кадр из фильма "Холодное танго"

С одной стороны, Макс не может не ненавидеть тех, кто вместе с немцами расстрелял его мать и убил его сестру. С другой стороны, он признает право литовцев управлять своей страной, а не быть «советским народом». Даже когда Макс становится оперативником и включается в борьбу с «лесными братьями», он не боится защищать тех, в ком видит патриотов, а не нацистов. Хотя для них и для Лаймы он не меньший враг, чем, например, покровительствующий Максу украинский комендант Таратута в традиционно харизматичном исполнении Сергея Гармаша.

Кадр из фильма "Холодное танго"

Кадр из фильма "Холодное танго"

Лайму тоже раздирают противоречия. В фильме она не такая «зоологическая» антисемитка, как в книге, где ее буквально трясет в присутствии незнакомых евреев, но Чухрай показывает, что она получила вполне определенное воспитание и что Литва и литовцы для нее превыше всего. Советская оккупация для нее столь нестерпима, что она разрушает себя пьянками и беспорядочным сексом. Тем не менее к Максу она привязывается еще в детстве, хотя чаще отталкивает его, чем выказывает любовь.

В этом для Чухрая суть картины. Если бы Макс и Лайма родились и выросли в нормальных, мирных условиях без кровавых расправ и национальных конфликтов, то их влечение друг к другу могло бы сделать их крепкой семьей. Но политика вечно вклинивается в их отношения и отравляет их взаимные чувства. Хотя у них есть все для счастья, они не могут быть счастливы вместе. Слишком много в их сердцах боли, слишком многое они пережили вместе и порознь.

Кадр из фильма "Холодное танго"

Кадр из фильма "Холодное танго"

Это интересная и драматичная история с очень сложными героями, но подана она неудачно. Прежде всего, по дурной современной традиции в кино выходит полуторачасовой «обрезок», смонтированный из четырехсерийного телесериала, который будет выпущен позднее. Обрывочность и «дырявость» повествования не сразу бросается в глаза, но осознается, как только в фильм начинаешь вдумываться. А это кино, которое требует вдумчивого зрителя.

Далее, Чухраю не удалось сделать Макса и Лайму притягательными персонажами. Макс симпатичен своими страданиями и своей добротой, но в нем недостаточно решительности и мужественности, чтобы быть романтическим героем. Тем более в жестком повествовании, а не в ромкоме о хипстерах. В «Притяжении» Риналь Мухаметов смотрелся лучше. Хотя, казалось бы, его пришелец-пацифист должен был быть большим «облаком в штанах», чем переживший войну и записавшийся в спецслужбы парень.

Кадр из фильма "Холодное танго"

Кадр из фильма "Холодное танго"

В полной, телевизионной версии фильма есть сцена танца главных героев, давшая картине ее название. В киноверсию, однако, эта сцена не вошла

Лайма же вызывает откровенную гадливость. Не той системы обаяние у Юлии Пересильд, чтобы она могла сделать симпатичной вечно недовольную антисемитку и алкоголичку. Тут нужна Энн Хэтэуэй, Одри Хепберн, Джулия Робертс – женщина, которой можно простить все. Даже если понимаешь Лайму и ее боль, хороших чувств к ней не испытываешь. В книге это менее значимая героиня, чем в фильме, и Чухрай не сумел ее «отчистить», когда изменил ее сюжетную роль.

Заметьте, что речь не идет о том, чтобы сделать персонажей идеальными и безупречными. Они должны быть неоднозначными, это плюс картины. Но герои все же должны быть такими, чтобы их история затягивала, а не вызывала желание переиначить Гамлета: «Что нам Гекуба?» Тем более что действие развивается в республике, которая давно стала независимым государством и вышла из зоны нашего внимания.

Кадр из фильма "Холодное танго"

Кадр из фильма "Холодное танго"

Наконец, в «Холодном танго» немало сценарных нелепостей (отличный подарок для тех, кто любит разбирать кино по косточкам и издеваться над ним!) и откровенных ошибок, причем характерно тенденциозных. Так, герой Гармаша сетует, что советские генералы завалили трупами Кенигсберг во время штурма. Хотя кто-кто, а офицер и участник штурма должен знать, что трупы там были немецкие, а не наши. Это была почти эталонная операция – на одного погибшего советского солдата приходилось десять немецких. Как можно было вписать в сценарий пропагандистский штамп, не проверив хотя бы по Википедии, как было дело?! Когда слышишь такое, перестаешь верить всему, что лента рассказывает о военной и послевоенной Литве, потому что решаешь, что авторы фильма не относились серьезно к изучению прошлого.

Кадр из фильма "Холодное танго"

Кадр из фильма "Холодное танго"

И действительно, воссоздание истории хромает и там, где Чухрай вроде бы должен был быть особенно внимателен. Так, в определенный момент советская радиопередача рассказывает о «еврейских» врагах народа, хотя в то время официально рассуждали о «безродных космополитах», и по этому поводу даже были известные шутки. А когда режиссер показывает «лесных братьев», то он даже не заикается о том, сколько на их совести жизней рядовых, ни в чем не замешанных литовцев. А ведь в то время, когда развивается действие, «лесные братья» уже превратились в криминальные банды, которые не сражались с оккупацией, а просто выживали на нелегальном положении, грабя и убивая тех, кто подворачивался под руку. В фильме же они убивают лишь советских военных и людей из спецслужб, и кажется, что это доблестные повстанцы, а не озверевшие от неудач террористы.

В общем, понравиться «Холодное танго» может только тем, кто обожает российские исторические мелодрамы, все еще верит в постперестроечные антисоветские мифы, не вдумывается в сюжетные линии и находит Пересильд на экране не только красивой, а еще и невозможно обаятельной. Если это не про вас, то лучше не мучить себя и не разочароваться в создателе «Вора».

С 22 июня в кино.

 
Холодное танго Борис Иванов 5 10
 53

Комментарии

Пользователи оставили 1 комментарий.


Добавить комментарий
 -23 
Аватар пользователя fb_100001065841964
ветка Sergey Пользователь авторизован через соц. сеть «Facebook»22.06.2017, в 12:21:39

Да, очередной фильм для антисоветчиков, что поделать.

Но рецензент, конечно, аховский, если предлагает по Вики судить о таких вещах, как потери во время Кёнигсбергской операции. Пусть-ка прочтёт (по-украински), сколько тамошние википедисты записывают на счёт своим "великим украинским воинам" трупов "проклятых русских оккупантов" хотя бы в разделе "потери" статьи о захвате донецкого аэропорта. Да у них там на полном серьёзе "боевые укропы уничтожили пятьсот проклятых русских оккупантов, наши потери пятеро раненых... нет, извините, по уточнённым данным, - тыщу проклятых русских оккупантов, а наши потери - двое погибших, десять раненых".

Нет, брат. Кто в какую правду ВЕРИТ, такая и правда. Аминь.

Аватар пользователя Гость
Войдите на сайт



Зарегистрируйтесь



Новости партнеров


 
 
Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть