Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 2W5zFGFSYoJ Okko
Обзоры

Вальс на все времена: «Оскар» за мультфильм «Отец и дочь» Микаэля Дюдока де Вит

Имя нового Оскаровского лауреата за лучший мультфильм Микаэля Дюдока де Вит пока еще мало известно нашему зрителю. Да и откуда, кроме Интернета, наши любители анимации могут черпать серьезную профессиональную информацию? А между тем французская столица мировой анимации Анси, где в прошлом месяце завершился очередной международный мультфестиваль, опять веско подтвердила лидерство этого режиссера в современном анимационном кино. Его изящная рисованная лента "Отец и дочь" получила Гран-при знаменитого смотра и приз от многотысячной публики, а главное -- вновь заставила пережить глубокие чувства людей самых разных эстетических взглядов и жизненных пристрастий.

Добавить в закладки
Вальс на все времена: «Оскар» за мультфильм «Отец и дочь» Микаэля Дюдока де Вит

Трепетная, грустная и поэтичная история о том, как дочь всю жизнь ждала лодку отца, уплывшую за горизонт, и в самом деле никого не оставляет равнодушным и утверждает на сегодняшнем экране вечные ценности искусства. Недаром те редкие наши ценители мульткино, кому удалось увидеть фильм Дюдока на последнем фестивале российских аниматоров в Тарусе, теперь измеряют все достижения и проблемы современного мультэкрана сравнением с этой совершенной в своей простоте и икренности лентой.

Как признается сам режиссер, приступая к работе над новой картиной, он хотел взять историю, которая могла бы взволновать самую широкую публику. Однако ему хотелось сделать не сентиментальное зрелище, которое он сам не любит, а серьезный фильм, увлекающий зрителей глубокими и понятными человеческими эмоциями. Идя навстречу публике, он конечно, сильно рисковал, но результат превзошел все его ожидания.
-- Когда фильм был завершен, – рассказывает Микаэль Дюдок, – меня поразила реакция зрителей. Я, конечно, рассчитывал, что эта история о неожиданной разлуке отца и дочери будет волновать людей, но понимал, что публика слишком разнородна, и ждал самых разных впечатлений. А в итоге был просто потрясен и восхищен реакцией зрителей. Это действительно большое счастье – видеть, какие глубокие переживания вызывает моя картина…
Микаэл Дюдок родился в Голландии, учился на родине своей матери в Швейцарии, а всерьез заниматься анимацией начал в Англии, где и сейчас живет со своей семьей – очаровательной женой, дочкой и сыном, которых он с большой нежностью изобразил в своем фильме. Свободно владеющий тремя языками, впитавший традиции многонациональной европейской культуры, этот художник не случайно отказывается в своих фильмах от слов. Музыка – как самый интернациональный и органичный для анимации язык – помогает режиссеру создавать самые сложные образы, рассказывать самые сокровенные истории, выражать самые глубокие чувства. Под звуки флейты и струнного ансамбля трогательно общались герои его первого знаменитого фильма "Монах и рыбка", который лет шесть назад получил множество наград и номинацию на Оскара. Грустная мелодия старинного вальса, кстати, очень напоминающая русские вальсы начала ХХ века, связала в один круг жизни судьбы всех персонажей и его нового фильма "Отец и дочь".
-- В своем последнем фильме я действительно использовал очень известную и очень красивую мелодию, – признается режиссер.-- Она вызывает ностальгические печальные эмоции, и ее уже не раз использовали в кино, например, Эмир Кустурица. Но для меня эта музыка совершенно неразделима с действием моего фильма. Ведь я делаю свои картины уже на основе готовой музыкальной партитуры. И для меня это – не просто вальс, под который люди могут танцевать, это – камертон, определяющий и настроение героев, и смену времен года, и движение самого колеса жизни…
Символическим колесом жизни в фильме Дюдока становится обычное колесо велосипеда, которое в каждой новой сцене картины привозит дочку – сначала маленькой девочкой, затем влюбленной девушкой, счастливой матерью и, наконец, слабеющей старушкой – на высокий берег, откуда она в последний раз провожала своего любимого отца и где в своих мечтах снова надеялась встретить дорого человека. В магическом движении этого велосипедного колеса, вращающегося в ритме сентиментального старого вальса, мы видим на экране и долгую жизнь героини, и само Время, которое изменяет декорации и образ жизни человека, но не его Душу, навеки храняющую любовь и нежность.
Высокий эмоциональный накал фильма "Отец и дочь" создает впечатление, что его сделал человек, переживший глубокое душевное потрясение или перенесший тяжелую утрату. Но, к счастью, жизнь 47-летнего Микаэля Дюдока пока еще не давала этому талантливому художнику жестокого повода столь страстно выражать свои личные эмоции. Просто он умеет видеть и чувствовать радость и боль окружающего его мира. А его любовь к искусству анимации дарит ему счастливую возможность одинаково наслаждаться и тончайшими изысками эмоциональных откровений нашего Юрия Норштейна, и живописной палитрой эпических кинополотен великого канадского режиссера Фредерика Бака, и изощренной графиче-ской игрой знаменитого голландского аниматора Пола Дриссена.
После Оскаровского триумфа и фестивальных побед Микаэль Дюдок собирается вернуться к повседневной работе, которая, однако, даже такому известному художнику не обещает безоблачного будущего. Его новый авторский фильм будет авангардным и, скорее всего, не увлечет широкую публику. А значит, знаменитому режиссеру опять приходится всерьез думать о нелюбимой коммерче-ской работе, которая помогает аниматорам всего мира выживать в своей профессии и которая уже не раз выручала Дюдока в тяжелые периоды его независимой творческой жизни.
-- Когда меня спрашивают, могу ли я прожить без анимации, я получаю возможность с удовольствием покритиковать нашу непростую профессию, – говорит со смехом режиссер. – Конечно, это не очень здоровая работа. Я работаю в одиночку долгими днями и часами и очень скучаю по домашней жизни в семье. Это похоже на сумасшествие и, наверное, надо действительно быть сумасшедшим, чтобы постоянно делать мультфильмы. Иногда я себя спрашиваю: "Что я делаю?!" И все же сейчас я радуюсь успеху своего фильма и тому, что снова могу снимать кино, и тому, что пока еще остался здоров. Но думаю, если бы я не стал аниматором, то был бы блюз-гитаристом, играл бы в джазовом ансамбле и, наверное, был бы счастливее…

Текст: Наталья Лукиных
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2025 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?