Наверх
Фильмы 2018 Мир Юрского периода 2 Лето Суперсемейка 2 8 подруг Оушена Ночная смена План побега 2 Убийца 2. Против всех

На экраны выходит картина Патриса Леконта «Вдова с острова Сен-Пьер» /Veuve de Saint-Pierre, La/, ставшая одной из самых смотрибельных на прошлогоднем Московском МКФ. «Вдова» претендовала на главный приз, а получила приз Гильдии киноведов и кинокритиков России. Пресса писала о фильме напропалую, однако оценки были чаще всего полярными. От «чисто развлекательное мероприятие», до «фильм хорош, но безумно скучен», от «дорогой коммерческий проект» до «художественность в каждом кадре». Фокус, однако, заключается в том, что «Вдова» запоздала к своему зрителю примерно на полсотни лет. Она не то чтобы архаична. Скорее излишне традиционна и восходит к тем ставшими классическими экранизациям психологической прозы, которыми французское кино наводнило кинотеатры в 50-е годы. Такую историю мог бы написать какой-нибудь средней руки литератор Х1Х века, последователь и подражатель Золя. А написали и сняли сейчас – в последний год ХХ века. Тем не менее «Вдова» имеет все шансы стать прокатным хитом среди серьезной немолодой аудитории. Леконт соединяет трагическое и мелодраматическое и получает сплав, который будет по зубам ушедшим на заслуженный отдых преподавательницам вузов. Три культовые фигуры современного кинематографа – Жюльетт Бинош, Эмир Кустурица и Даниель Отей – составляют здесь отнюдь не любовный треугольник. Скорее, трио, где у каждого своя мелодия и свое соло.

Кадр из фильма: Жульетт Бинош и Даниель Отой

Кадр из фильма: Жульетт Бинош и Даниель Отой

«Вдова с острова Сен-Пьер» - это гильотина. Так ее называют в народе. Гильотину везут на крошечный осторовк отдаленной французской колонии. Местный рыбак Огюст Нил (Кустурица) совершил случайное убийство и суд приговорил его к смертной казни. Пока корабль не привезет гильотину, Огюст будет сидеть в осклизлой каморке под надзором капитана местного военного гарнизона (Отей). Так он просидит чуть ли не год, будет помогать жене капитана мадам Ла (Бинош) разводить цветы в теплице, женится, спасет ребенка, заставит полюбить себя чуть ли не всех островитян, восстановит против мадам Ла местную знать и совершит акт личного благородства - никуда не убежит, а пойдет на казнь, чтобы не подводить свою благодетельницу. Потому что мадам Ла – воплощенная совесть, местная мать Тереза, и этого Огюста таким, каким мы видим его в конце фильма, чуть ли не на руках вынянчила. Инициатива, как известно, наказуема. Доброта, как выясняется, тоже. Доброта мадам Ла никого не спасла, а некоторых даже погубила. Сначала был казнен Огюст, а вслед за ним ее муж, капитан, который ради жены и ее «прихоти» нарушил присягу.

Кадр из фильма: Жульетт Бинош и Эмир Кустурица

Кадр из фильма: Жульетт Бинош и Эмир Кустурица

Сказать, что этот фильм просто литературен, значит не сказать ничего. Он – чистейший образец тех иллюстраций, что передают не сюжет, но дух первоосновы. Рассматривать такие иллюстрации не менее интересно, чем читать оригинал. «Вдова» - это иллюстрация к французской истории, достаточно беспощадная и беспристрастная. В то, что сценарий фильма абсолютно оригинален, поверить решительно невозможно. В нем сплелись традиции двух литератур: французской и – как это ни странно – русской. Странно, потому что обладатель многочисленных «Сезаров, неоднократный номинант Канна и Британской Академии киноискусств Леконт ни в какой такой особенной любви к России и русскому не замечен. От французов тут – догматичность, манерность, расчетливость, холодность. От русских – нравственная позиция, состоящая в том, что герои выбирают не то, что могут, а то, что не могут не сделать. Можно связать заключенному теплый шарф, но нельзя не взвалить на себя чужую ошибку и грех. Можно разрешить жене возиться с осужденным бедолагой, но нельзя не нарушить присягу, чтобы доказать ей свою любовь. Беда в том, что всем им суждено прожить не свою жизнь. Убийца – вовсе не убийца, а добрейшей души человек. Капитанская жена физически задыхается в узком гарнизонном мирке. А сам капитан не из тех вояк, кто ради чести мундира готов пожертвовать человеческим в себе. Мир распадается на то, кто ты есть на самом деле и то, кем тебе суждено быть. Мир в представлении Леконта и его героев вообще враждебная штука. Черные холодные волны. Снежные холодные поля. Убогие холодные комнаты. Одинокая женщина у окна, потерявшая все по собственной воле.

Кадр из фильма: Жульетт Бинош и Эмир Кустурица

Кадр из фильма: Жульетт Бинош и Эмир Кустурица

Одна из фестивальных рецензий на »Вдову с острова Сен-Пьер« называлась »Шутка милосердия". Шутка получилась со слезами на глазах. Как, впрочем, и милосердие.



Комментарии  92


Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть