Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Рецензии

Рецензия на фильм «Излечить страх»

Скомканный и плоский байопик о святителе Луке, выдающемся хирурге и деятеле православной Церкви. Лучше дождаться телесериала

Добавить в закладки
Вера, надежда, наркоз

Трейлер

В 1917 году талантливый хирург Валентин Войно-Ясенецкий (Андрей Саминин в молодости, Виталий Безруков в старости) получает должность главного врача Ташкентской городской больницы. Через несколько месяцев после его прибытия в городе начинаются волнения. Войно-Ясенецкий с равной заботой лечит раненых «красных» и «белых», что навлекает на него гнев новых властей, однако врач продолжает без разбора спасать жизни. Мало того, когда «красные» расстреливают местных православных священников, доктор принимает сан, а затем и монашеский постриг под именем Лука и вскоре становится епископом Ташкентским и Туркестанским, одним из ведущих врачей и церковных деятелей первой половины XX века.

Кадр из фильма "Излечить страх"

В титрах картины нет имени автора сценария, поскольку он из скромности попросил сохранить свое имя в тайне

Талантливыми хирургами не становятся, а рождаются. Конечно, врачу надо много учиться и практиковаться, но никакие учебники и стажировки не помогут тому, кого природа не одарила светлой головой, твердой рукой и абсолютной уверенностью в себе и своей правоте. Хирург может сомневаться и колебаться, лишь когда планирует курс лечения. В тот момент, когда пациента кладут на операционный стол, врач должен почувствовать себя непогрешимым богом, правомочным вершителем судеб. Иначе в ключевой момент его рука дрогнет, и рутинная операция превратится в медицинскую катастрофу.

Кадр из фильма "Излечить страх"

В 1946 году святитель Лука получил Сталинскую премию первой степени за разработку новых методов лечения гнойных заболеваний и ранений. Большую ее часть (130 тысяч из 200 тысяч рублей) он перечислил в помощь детским домам

Валентин Войно-Ясенецкий, ныне известный как святитель Лука (в 2000 году РПЦ признала его святым), был хирургом от бога. Кажется, он долго сомневался в себе лишь один раз в жизни – когда решал, стать ли ему художником, как он мечтал в детстве, или врачом, как подсказывала ему жажда послужить людям. Войно-Ясенецкий выбрал медицину и после этого больше не сомневался. Ни тогда, когда рисковал жизнью ради «неправильных» пациентов во время Гражданской войны, ни тогда, когда, оставшись врачом, принял сан и монашеский постриг, ни тогда, когда в тюрьме и ссылке от него требовали отречься от веры – если не ради себя, то ради четырех маленьких детей, оставшихся без отца. Он остался несгибаемым и во время войны, когда его руки и консультации спасли бесчисленных раненых солдат, и после войны, когда он продолжил борьбу за сохранение Церкви в СССР уже в сане архиепископа Симферопольского и Крымского. И советские власти, то навешивавшие на него безумные обвинения, то награждавшие его за вклад в медицину, ничего не могли с ним поделать.

Кадр из фильма "Излечить страх"

Святитель Лука был одним из ярчайших граждан нашей страны в XX веке, и масштаб его личности был таков, что его невозможно втиснуть в двухчасовое повествование. Что, к сожалению, хорошо видно в выходящем в российский прокат байопике о Войно-Ясенецком. Пытаясь охватить хотя бы часть событий и переживаний святого, «Излечить страх» суматошно прыгает из эпохи в эпоху и показывает врача-священника то в Ташкенте 1917-го, то в Крыму 1961-го, то в ссылке, то на допросе, то в военном госпитале во время войны… Однако такое отражение жизни святителя даже «галопом по Европам» не назовешь, поскольку лента получилась удивительно примитивной и поверхностной, не дающей даже общего представления о вкладе Войно-Ясенецкого в науку, в религиозную жизнь, в религиозную философию…

Кадр из фильма "Излечить страх"

Осталась за кадром и значительная часть его семейной жизни. Картина довольно подробно рассказывает о болезни и смерти его жены (хирург, разумеется, никогда бы не стал монахом, если бы не остался вдовцом), но дети святителя практически исчезают из повествования после принятия Войно-Ясенецким сана, и лента оставляет несведущих зрителей в волнении и недоумении по поводу того, что советская власть сделала с отпрысками несгибаемого иерарха. Стоило, наверно, хотя бы в финальных титрах упомянуть, что все они смогли сделать медицинские карьеры, несмотря на «пятно» в их биографии.

Кадр из фильма "Излечить страх"

И так далее, и тому подобное. За пять минут чтения статьи в Википедии можно узнать и понять о святителе больше, чем после двух часов просмотра. При этом несгибаемость и выдержка Луки делают его не особенно интересным драматическим персонажем, поскольку фильм, в сущности, просто перечисляет некоторые испытания, выпавшие на долю святого, и демонстрирует, как Войно-Ясенецкий раз за разом вел себя наилучшим, наиидеальнейшим образом. Он даже заботился о здоровье гэпэушника, который его допрашивал и который умер прямо на рабочем месте, так и не сумев сломить епископа! Человеческая слабость хирурга за весь фильм проявляется лишь в одной-единственной сцене – когда он молит умирающую жену не покидать его. Это достойный пример для подражания, и не только для воцерковленных людей. Но драматическое повествование требует более человечного и более слабого главного героя – того, кто с трудом преодолевает испытания, а не отмахивается от них как от назойливых мух.

Кадр из фильма "Излечить страх"

Чтобы как-то это компенсировать, фильм пытается предложить второго главного героя – молодого монаха, который в 1961 году прислуживает умирающему архиепископу и «стучит» в «органы» (по ходу действия ему приказывают совершить еще более омерзительный поступок). Этот персонаж куда слабее и человечнее Луки, но герой, за душу и совесть которого зрители должны переживать, из него не получается. Во-первых, потому что мы не знаем, что заставило его работать против Церкви (может, он отчаянный карьерист?), а во-вторых, потому что монашек тонет в лучах харизмы, которые источает Виталий Безруков (отец Сергея Безрукова) в образе благообразного ослепшего старика. Такой вот парадокс. Один герой проходит сквозь невзгоды как нож сквозь масло, а другой не вызывает симпатии. И убедительная актерская игра эту фундаментальную проблему не решает.

Предвосхищая критику, авторы фильма уже объявили, что «Излечить страх» – это лишь выжимка из готовящегося сериала о святителе и что полная версия повествования подробнее раскроет затронутые темы и предложит не скомканное, а обстоятельное и глубокое повествование. Возможно. Но в этом случае, пожалуй, стоило сразу выпустить сериал, да подлиннее. Потому что из фильма можно узнать только, что был такой замечательный пастырь и врач и что советские горки не смогли его укатать. А этого достаточно лишь для надгробной надписи, а не для байопика.

 

Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?