Что посмотреть
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Статьи о кино

Возвращение короля

Ширится география марвеловских супергероев. Мы уже знаем кинокомиксных персонажей из Америки, России и даже из космоса, а сейчас пришло время Черной Пантеры – супергероя из вымышленной африканской страны Ваканда

Добавить в закладки
Возвращение короля

Мы не можем до выхода фильма в России раскрыть все его тайны, но мы многое можем рассказать о картине, в которой Т’Чалла восходит на трон после гибели отца и сражается с другим членом королевской семьи, у которого свои виды на Ваканду и ее военную мощь. Устоит ли супергерой под натиском суперубийцы?

Предыстория фильма

1960-е принято называть «Серебряным веком комиксов», но для Marvel это было золотое время. Творческая команда студии фонтанировала идеями, и каждый год в марвеловских комиксах появлялись новые супергерои и суперзлодеи. Причем это были не однодневки, а персонажи, которые до сих пор определяют комиксную вселенную студии и населяют ее блокбастеры.

В 1966 году на страницах комикса «Фантастическая Четверка» дебютировал Черная Пантера – первый марвеловский темнокожий супергерой. Он был придуман как раз потому, что у Marvel были чернокожие поклонники, но не было ориентированного на них материала. Так что легендарный художник Джек Кирби предложил ввести в действие похожего на этих читателей персонажа. Ведущий сценарист марвеловских комиксов Стэн Ли согласился с Кирби, и они вместе придумали Черную Пантеру. Марвеловцы дали персонажу такое имя, потому что Ли вспомнил героя из предшествовавшей комиксам эпохи «грошовых романов», который странствовал и сражался вместе с черной пантерой. Кстати, правильнее было бы написать «леопард», потому что именно так именуются африканские большие кошки, которых имели в виду Ли и Кирби.

Было бы логично, если бы соавторы сделали первым темнокожим супергероем Marvel американца, но Ли и Кирби пошли другим путем. В то время у всех на слуху было атомное оружие, а вместе с ним и один из основных мировых источников урана – африканское государство Конго. Когда в 1945 году американцы сбросили на Хиросиму атомную бомбу, ее начинка была выделена из руды, добытой в конголезской провинции Катанга. Сам Эйнштейн как-то написал, что в Конго находятся самые значимые на планете залежи радиоактивного материала.

Во времена Эйнштейна Конго принадлежало Бельгии. Однако в 1960 году страна обрела независимость, и в Конго тут же начался политический кризис, перешедший в продолжительную войну. В тех событиях участвовали такие знаменитые африканцы, как просоветский премьер-министр Патрис Лумумба и проамериканский диктатор Мобуту Сесе Секо. Камнем политического преткновения была упомянутая выше провинция Катанга с ее урановыми рудниками. Американцы не могли допустить, чтобы стратегическое сырье попало под контроль СССР. Естественно, в Штатах очень внимательно следили за событиями в Конго, и для антиправительственных темнокожих активистов Лумумба был политическим героем.

Вдохновившись конголезским кризисом и другими печальными страницами из африканской истории, Ли и Кирби сделали Черную Пантеру принцем из вымышленной африканской страны Ваканда. На территории этой страны находятся залежи уникального металла под названием «вибраниум» (напомним, что «уран» по-английски – uranium, так что намек вполне прозрачный), и использование вибраниума делает Ваканду самым технологически продвинутым государством в мире. Из вибраниума можно делать все – от непробиваемой защиты (щит Капитана Америка сделан из вибраниума, равно как и броня Черной Пантеры) до уникальных лекарств. Одно из таких снадобий, изготавливаемое из растущего на вибраниумных залежах растения, наделяет Черную Пантеру сверхсилой, сверхвыносливостью и прочими сверхспособностями.

Прекрасно понимая, что такое сокровище делает их страну лакомой добычей для захватчиков, предшественники Т’Чаллы на троне решили скрыть от мира богатства и технологии Ваканды. Страна накрыта огромным маскировочным силовым полем, и со стороны кажется, что Ваканда – нищий и отсталый край, где нечем поживиться и который незачем завоевывать. Поэтому американское правительство не вкладывается в людей вроде Мобуту, и Т’Чалла, в отличие от несчастного Лумумбы, может спокойно странствовать по миру, участвовать в приключениях Мстителей и давать прикурить американским и африканским расистам вроде членов ку-клукс-клана и властей Южной Африки эпохи апартеида. Правда, в Ваканде не всегда тишь да гладь, но основная опасность для страны исходит от ее жителей, претендующих на трон Т’Чаллы и готовых устроить переворот и развязать гражданскую войну. Впрочем, в позднейших комиксах все же была история о том, как Черная Пантера отбивал нападение суперзлодеев-наемников, инспирированное американскими властями с целью завладеть вибраниумом.

Стоит отметить, что супергеройские комиксы по самой своей природе недемократичны, и потому царственные особы в них регулярно оказываются положительными персонажами. Вспомним хотя бы Тора, наследника трона Асгарда. Или Питера Куилла из «Стражей Галактики», который в комиксах и мультфильмах (но не в игровых лентах) происходит из рода правителей планеты Спартакс и может претендовать на императорский престол. Правда, чтобы быть «хорошим парнем», облеченный властью супергерой не должен зазнаваться и якшаться только с ровней. Но это касается не только супергероев, а вообще всех американских экранных правителей.

Всего через несколько месяцев после комиксного дебюта Черной Пантеры в Америке была основана «Партия черных пантер» – леворадикальное движение, пропагандировавшее вооруженную борьбу за права темнокожего населения Штатов. «Черные пантеры» были принципиальными противниками знаменитого проповедника Мартина Лютера Кинга, который считал, что равных прав можно добиться мирным путем. Кинга вдохновлял Махатма Ганди, «Черных пантер» – Мао Цзэдун. Активным членом «Партии» была Афени Шакур, мать рэпера Тупака Шакура, и у самого музыканта была татуировка пантеры, указывающая на его юношеский интерес к организации.

Судя по всему, «Черные пантеры» не имели никакого отношения к комиксу Marvel. Тем не менее студия была шокирована. Она боялась, что ее супергероя начнут воспринимать как скрытую пропаганду радикальных идей. Ли, Кирби и другие были вполне прогрессивными американцами, но не настолько, чтобы открыто поддерживать убийство полицейских. Так что комиксный герой в определенный момент отмежевался от «Черных пантер» и даже какое-то время называл себя «Черным Леопардом». Впрочем, вдумчивым читателям и без этого было понятно, что потомственный монарх не может быть радикалом-социалистом, как бы панибратски он ни общался с «простым людом».

Как и у прочих многолетних комиксов, у «Черной Пантеры» (герой со временем переселился из чужих историй в цикл собственного имени) были взлеты и падения. Первый из творческих пиков комикса пришелся на середину 1970-х, второй – на конец 1980-х, третий – на конец 1990-х. Постепенно Черная Пантера превратился в марвеловский ответ Бэтмену. Хотя Т’Чалла благодаря чудесному снадобью наделен физической сверхсилой, он прежде всего крут благодаря запредельному мастерству в боевых искусствах, острейшему уму, колоссальному богатству и особому боевому костюму с гаджетами. Также у него есть мистические способности, происходящие из связи его клана с богом-пантерой Баст, верховным божеством мифологии Ваканды.

Черная Пантера никогда не был столь же популярен, как Человек-паук или Люди Икс, но у него всегда были преданные поклонники. Прежде всего, среди темнокожих американцев, которые с восторгом принимали любого интересного чернокожего персонажа, который был воплощением силы и власти.

Напомним, что в то время, когда комиксы о Черной Пантере начали публиковаться, темнокожие персонажи в американской массовой культуре в основном были слугами и рабочими. Маленькая Вупи Голдберг, будущая известная комедиантка, была шокирована, когда в 1966 году увидела в сериале «Стартрек» темнокожую женщину на мостике космического корабля – не уборщицу, а офицера по связи.

Т’Чалла был столь же шокирующим персонажем – могущественным и добродетельным африканским владыкой без тени комплекса расовой неполноценности и со способностями, которыми он не был обязан западным колонизаторам. О нем говорили, что он представляет Африку, которая могла бы быть, если бы на континент не пришли белые эксплуататоры. И многим эта греза импонировала. Особенно с тех пор, как над комиксами о Т’Чалле начали работать темнокожие авторы вроде Кристофера Приста – первого афроамериканского редактора в истории мейнстримных комиксов.

В начале 1990-х о своей любви к Черной Пантере заявил Уэсли Снайпс. Будущий исполнитель роли Блейда прямо говорил, что ему нравится Т’Чалла, потому что он является антитезой всех стереотипов об африканцах и африканском прошлом и настоящем. Снайпс в то время активно набирал популярность благодаря таким лентам, как «Нью-Джек-Сити», «Тропическая лихорадка» и «Пассажир 57», и он был готов сыграть Черную Пантеру после съемок в паре с Сильвестром Сталлоне в «Разрушителе» 1993 года. Напомним, что после выхода в 1989 году «Бэтмена» Тима Бертона киноэкранизации комиксов вошли в моду, так что экранизация «Черной Пантеры» перестала быть несбыточной мечтой. Тем более что Эдди Мерфи своими лентами как раз доказал, что фильму не нужно строиться вокруг белой физиономии, чтобы прилично заработать.

Затея Снайпса была поддержана студией Marvel, и проект несколько лет разрабатывался. Но привлеченные Снайпсом сценаристы не смогли сочинить сценарий, который бы устроил Стэна Ли. Кроме того, не удалось найти сторонних инвесторов, а у Marvel тогда были финансовые проблемы. Она хотела экранизировать свои комиксы не для того, чтобы вкладывать деньги, а для того, чтобы получать их от голливудских компаний и зрителей. Так что, хотя актер не сдавался и проект трепыхался до начала 2000-х, «Черная Пантера» со Снайпсом так и не вышла. Как ни странно, Снайпс сам фактически поставил на своей «Черной Пантере» крест, когда с успехом сыграл Блейда. Marvel после этого не хотела, чтобы актер ассоциировался с другим ее комиксным персонажем.

Тем не менее студия понимала и признавала, что экранизировать «Черную Пантеру» нужно. Хотя бы потому, что это ключевой темнокожий персонаж, а политкорректность сейчас – это уже не добрая воля авторов, как в 1960-х, а их прямая обязанность. Когда в середине 2000-х сложился проект «киновселенная Marvel», «Черная Пантера» был среди десяти первых картин, которые студия намеревалась снять. Этот план не сбылся, но не потому, что Marvel отложила супергероя в долгий ящик, а потому, что продолжались не дававшие качественного результата поиски сценаристов, которые бы познакомили зрителей с африканским супергероем и Вакандой.

В итоге было решено, что Черная Пантера так важен для киновселенной Marvel, что он в ней дебютирует за несколько лет до выхода его сольного блокбастера. Для дебюта Т’Чаллы был выбран «Первый Мститель: Противостояние» – тринадцатый фильм марвеловского цикла, который стал первым в так называемой «третьей фазе» эпопеи (первая фаза завершилась выходом «Мстителей», вторая – премьерой «Человека-муравья»). Поскольку речь в картине шла о разделении супергероев на две враждующие группы, Черная Пантера был включен в сюжет как поначалу посторонний герой, не знакомый с персонажами и свободный в выборе политической позиции. Заодно в сценарии была обыграна гибель пожилого короля Т’Чаки, открывшая принцу-наследнику Т’Чалле путь на престол и заложившая основу для будущего придворного конфликта.

Кадр из фильма «Первый Мститель: Противостояние»

Когда встал вопрос о том, кто сыграет Т’Чаллу, долгого спора не было. По словам продюсера марвеловского киноцикла Кевина Файги, он сразу вспомнил о Чедвике Боузмане. Этот актер из Южной Каролины долгое время преимущественно работал в театре и трудился в Нью-Йорке преподавателем актерского мастерства, так что широкая публика его не знала. Однако в начале 2010-х Боузман начал регулярно сниматься в кино, и он подряд сыграл двух знаменитых темнокожих американцев – великого игрока в бейсбол Джеки Робинсона в картине «42» (2013) и основателя нескольких музыкальных жанров Джеймса Брауна в байопике «Джеймс Браун: Путь наверх» (2014).

Файги был впечатлен тем, как мастерски Боузман перевоплотился в двух очень разных героев нации, и он решил, что такой хороший актер сможет сыграть и Черную Пантеру. Так что Боузман был нанят без долгого кастинга и даже без прослушивания. Боссы Marvel лишь удостоверились, что актерское видение Боузмана совпадает с их представлением о персонаже. Понятно, для актера контракт с Marvel был манной небесной и ответом на его молитвы, причем в буквальном смысле слова. Верующий баптист Боузман искренне просил Бога о том, чтобы ему позволили сыграть Т’Чаллу.

Вместе с Боузманом был нанят мэтр южноафриканского театра Джон Кани, который, в частности, снимался в известной голливудской ленте «Призрак и Тьма». Кани много раз бывал с гастролями в Америке, и профессионалы там его хорошо знают. Помимо английского языка актер владеет африканским языком коса – одним из официальных языков ЮАР и официальным языком Зимбабве. Коса известен как один из языков со щелкающими согласными (в самом слове «коса» «к» произносится со щелчком). Благодаря Кани коса был выбран ритуальным языком Ваканды, а южноафриканский акцент актера стал основным акцентом, с которым говорят по-английски жители вымышленной страны. Боузман стал первым, кто освоил акцент Кани как акцент Ваканды.

Хотя Черная Пантера столь силен, что не нуждается в охране, у него есть придворная гвардия Дора Милаже, состоящая исключительно из женщин. В комиксах это не только телохранители, но и потенциальные жены правителя Ваканды, которых собирают со всей страны, чтобы все племена имели равный шанс породниться с владыкой. В фильмах, однако, сексуальную сторону Дора Милаже решили проигнорировать, и на экране это просто отлично подготовленные женщины-телохранители с бритыми головами. Для съемок «Первого Мстителя: Противостояние» была нанята немецкая актриса угандийского происхождения Флоренс Касумба, которая сыграла члена Дора Милаже по имени Айо, сопровождающую Т’Чаллу за границами Ваканды. Кстати, у Дора Милаже есть реальный прототип – женская гвардия короля Дагомеи, основанного в XVII веке независимого государства на побережье Западной Африки. Сейчас на территории Дагомеи находятся Бенин и Того. Дагомея была одной из тех стран, которые отлично нажились на международной торговле черными рабами.

Когда Кристофер Прист работал над комиксом о Черной Пантере, он придумал белокожего персонажа по имени Эверетт Росс, отчасти основанного на Чендлере из ситкома «Друзья». Росс – это хоть и положительный, но довольно-таки жалкий тип в сравнении с комиксными супергероями. По профессии Росс американский чиновник, сопровождающий значимых иностранцев вроде Т’Чаллы. Главной художественной задачей Росса было смотреть на Черную Пантеру снизу вверх и передавать читателям свое восхищение африканцем. Марвеловцы решили включить Росса в киноповествование о Т’Чалле, но сделать его более компетентным и крутым, чем в комиксах. В кино это полевой агент ЦРУ, бывший военный летчик и эксперт по борьбе с терроризмом. Тем не менее для изображения Росса в «Первом Мстителе: Противостояние» пригласили известного британца Мартина Фримена из «Шерлока» и «Хоббита», который, по всем своем обаянии, на «крутого парня» никак не тянет. Обидное противоречие между тем, как персонаж представлен, и тем, какое впечатление он оставляет.

«Первый Мститель: Противостояние» вышел в мае 2016 года и произвел куда более сильное впечатление, чем Фримен в роли Росса. Картина собрала более миллиарда долларов и была высоко оценена публикой и критикой. Черная Пантера не был основным героем ленты, но он был значимым персонажем, и его дебют определенно удался. Поклонники приняли Боузмана как супергероя, и они с нетерпением ждали уже объявленного «сольного» фильма о Черной Пантере и Ваканде. Marvel же в то время уже вовсю над ним трудилась, обещая выпустить его менее чем через два года, в феврале 2018-го.

Работа над фильмом

Плотная работа над «Черной Пантерой» началась весной 2015 года. Первой задачей Файги было найти режиссера – естественно, чернокожего и кровно заинтересованного в материале. После выхода в 2014 году исторической драмы «Сельма», рассказывавшей о Мартине Лютере Кинге и номинированной на «Оскар» в категориях «лучший фильм» и «лучшая оригинальная песня», очевидным претендентом на руководство «Черной Пантерой» была постановщица «Сельмы» Ава Дюверней. Файги провел с ней переговоры, но ее видение проекта Marvel не устроило. Так что Дюверней занялась более «женственной» блокбастерной сказкой «Излом времени», которая выйдет в прокат в марте этого года, а продюсер продолжил поиски.

После отказа от Дюверней основных кандидатов было двое: известный постановщик боевиков Ф. Гэри Грей, который в 2015 году выпустил удачный музыкальный байопик «Голос улиц», и менее опытный Райан Куглер – калифорниец, который несколько лет снимал короткометражные ленты, пока наконец не смог дебютировать в большом кино. В 2013 году Куглер выпустил малобюджетную картину «Станция “Фрутвейл”» – историю о мелком темнокожем уголовнике Оскаре Гранте, которого полицейский застрелил уже после того, как скрутил парня за драку в метро. Это реальное происшествие имело большой политический резонанс в 2009 году. Картина же Куглера была удостоена двух основных призов на фестивале «Сандэнс» и дебютантского приза в Каннах, после чего режиссеру доверили съемки спортивной драмы «Крид: Наследие Рокки».

Райан Куглер и Чедвик Боузман

В конечном итоге «Крид» определил карьерный вектор Куглера. Прокатный и критический успех картины окончательно убедил Файги, что с Куглером стоит сотрудничать. Ф. Гэри Грей же предпочел заняться «Форсажем 8», более подходящим ему по постановочному стилю. После своего назначения Куглер сообщил публике, что вырос на комиксах о Черной Пантере и что для него это очень личный проект, над которым он будет работать со своими ключевыми сотрудниками, а не с постоянной закадровой командой проектов Marvel. В частности, он привлек к съемкам оператора-постановщика «Станции “Фрутвейл”» Рэйчел Моррисон, художника-постановщика «Станции» и «Крида» Ханну Бичлер и шведского композитора Людвига Горанссона, сочинившего музыку «Станции» и «Крида».

Для сочинения сценария «Черной Пантеры» был нанят Джо Роберт Коул, темнокожий выпускник марвеловской программы по подготовке сценаристов. По словам Коула, ему в детстве так не хватало черных киногероев, что он придумал истории о темнокожем Джеймсе Бонде и темнокожем Бэтмене. Понятно, теперь Коул хочет, чтобы у нынешнего поколения юных зрителей такой проблемы не было и чтобы Голливуд предоставлял им героев на любой вкус и цвет.

Так как представлен Т’Чалла был за пределами Ваканды, то «сольный» фильм о нем было логично связать с родной страной супергероя и показать ее во всем блеске футуристических технологий и архаичных традиций (в экранной Ваканде удивительно много архаики для современного государства). В качестве основных злодеев были выбраны Улисс Кло и Эрик Стивенс по прозвищу Киллмонгер («Торговец смертью»).

В киновселенной Marvel Улисс Кло – это белокожий африканский гангстер и торговец оружием, который выкрал из Ваканды большое количество вибраниума и в фильме «Мстители: Эра Альтрона» продал металл Альтрону. В результате он лишился половины левой руки и теперь носит высокотехнологичный протез. В «Черной Пантере» Кло пытается продолжить воровать и продавать вибраниум, что привлекает к нему пристальное внимание ЦРУ и Т’Чаллы. Как и в «Мстителях», этого колоритного негодяя сыграл британский актер Энди Серкис, в основном известный по работе над компьютерными персонажами вроде Голлума, Кинг Конга и Цезаря из «Планеты обезьян».

Эрик Стивенс – злодей куда более хладнокровный и куда более опасный. В фильме это двоюродный брат Т’Чаллы, который рано лишился отца-принца и вырос на родине матери, в США. Эрик получил хорошее образование и лучшую подготовку в американском спецназе, но любви к Америке это в нем не воспитало. Наоборот, он считает, что Штаты погрязли в расизме и что Ваканда должна забыть о самоизоляции и завоевать Америку и другие «белые» страны с большим темнокожим населением, дабы перевернуть их с ног на голову и сделать негров господами. По законам Ваканды любой знатный воин может занять престол, если победит короля в честном поединке, и Эрик хочет использовать это правило, чтобы возглавить страну, где никогда не жил, и повести ее к кровавым победам. Все, кто пытается ему помешать, должны либо сражаться с ним, либо заказывать гробы. Роль Киллмонгера досталась Майклу Б. Джордану, постоянному актеру Куглера. Он снимался в «Станции» и в «Криде», а также играл Джонни Шторма в неудачной новой «Фантастической Четверке».

Если Айо служит в отряде Дора Милаже, то генерал Окойе его возглавляет. Это очень гордая, стоическая, исключительно законопослушная и не особенно женственная героиня, роль которой получила американка с зимбабвийскими корнями Данай Гурира. Она хорошо известна поклонникам сериала «Ходячие мертвецы», где Гурира изображает суровую воительницу Мишонн. Впрочем, Окойе куда круче. Она отвечает не только за охрану короля, но и за разведку Ваканды.

Данай Гурира и Лупита Нионго

Одну из подотчетных Окойе разведчиц зовут Накия. Это бывшая возлюбленная Т’Чаллы, и у них все еще близкие и непростые отношения. Как и положено тайному агенту в голливудских лентах, Накия отлично владеет боевыми искусствами и умеет маскироваться. Ее роль досталась Лупите Нионго – кенийке, которая получила «Оскар» за историческую драму «12 лет рабства». Нионго родилась в Мексике и выросла в Кении. Ее семье пришлось покинуть родные края из-за политических нестроений.

У принца Т’Чаллы есть младшая сестра Шури. Как и все привилегированные жители Ваканды, она отлично умеет драться. Но ее основная специальность – научные разработки. Шури отвечает в Ваканде за инновации и разбирается во всех способах использования вибраниума. Именно Шури создает для Т’Чаллы оружие и броню. При этом по поведению она все еще девушка-подросток с ехидным чувством юмора и неуважительным отношением к традициям. Роль Шури получила Летиция Райт – начинающая английская актриса, которая родилась в Гайане, на севере Южной Америки.

Среди племен Ваканды есть племя джабари, которое держится особняком и не подчиняется власти короля. Джабари возглавляет могучий воин М’Баку, в комиксах известный как суперзлодей Человек-обезьяна. В наши дни сопоставлять негров с обезьянами не полагается, так что в фильме это просто М’Баку. Хотя его люди чтут обезьян, и в доспехе М’Баку есть обезьяньи мотивы. В комиксах джабари живут в джунглях, но Куглер решил, что это слишком банально, и в фильме поселение джабари находится в заснеженных горах Ваканды. Роль М’Баку получил театральный актер Уинстон Дюк, который иммигрировал в Америку из Республики Тринидад и Тобаго в Карибском море. В отличие от прочих вакандцев, которые говорят на коса, племя джабари пользуется языком игбо, распространенном в Нигерии.

Анджела Бассетт и Чедвик Боузман

Номинантка «Оскара» за байопик 1993 года «На что способна любовь» Анджела Бассетт сыграла Рамонду, мать и советницу Т’Чаллы. Верховным жрецом Зури стал лауреат «Оскара» за «Последнего короля Шотландии» Форест Уитакер, а британский угандиец Дэниел Калуя из нашумевшего сатирического хоррора «Прочь» изобразил В’Каби, старого друга Т’Чаллы и главного пограничника Ваканды. Сын Джона Кани Атандва Кани сыграл короля Т’Чаку в молодости. Стерлинг К. Браун из телесериала «Это мы» получил роль принца Н’Джобу, отца Киллмонгера. Часто снимающийся в артхаусных лентах выходец из Кот-д’Ивуара Исаак де Банколе изобразил одного из старейшин Ваканды.

Дэниел Калуя и Чедвик Боузман

В то время как Куглер надзирал за работой над сценарием и собирал внушительную актерскую труппу, художник-постановщик Ханна Бичлер создавала Ваканду. Естественно, она вдохновлялась идеями и дизайнами из комиксов, но прежде всего она черпала вдохновение в реальных культурах Черной Африки. Ваканда – небольшая страна, но в ней живут разные племена, и у каждого племени свой стиль архитектуры, одежды и украшений, а порой и свой стиль пирсинга и шрамирования. Уганда, Руанда, Бурунди, Конго, Эфиопия, Лесото, Нигерия, Кения, Мали… Эти и другие африканские страны подарили Бичлер и ее коллегам визуальные идеи для изображения Ваканды. Письменность Ваканды была основана на древней письменности Нигерии. Группа стремилась сделать вымышленную страну Африкой в миниатюре, чтобы впечатлить публику и вызвать интерес к Черному континенту даже у тех, кто прежде о нем не задумывался.

В Ваканде традиционные обряды и стили одежды сочетаются с продвинутыми и фантастическими технологиями вроде небоскребов, поездов на магнитной подушке, левитирующих боевых кораблей и изощренного оружия. Одно не стоит без другого. Так, женщины из Дора Милаже вооружены копьями, которые кажутся архаичным оружием, но из-за скрытых футуристических возможностей позволяют сражаться даже с тяжеловооруженным современным противником.

Те члены группы, которым доводилось бывать в Африке или жить там, использовали свои воспоминания, фотографии, видео в дополнение к тому обильному материалу, который собрала исследовательская группа фильма. Тем не менее основные съемки фильма в африканских странах не проходили. Так как Ваканды не существует, то было решено, что ее проще всего будет нарисовать на компьютерах и построить на студии. Так что съемки проходили не где-нибудь в ЮАР, а на студии EUE/Screen Gems в Атланте, штат Джорджия, где власти предоставляют для голливудцев льготные налоговые условия. В Африку летали лишь операторы воздушных съемок, которые снимали в горах Уганды.

Актерам часто приходилось играть на фоне «зеленых» экранов, но были и реальные впечатляющие постройки-декорации вроде сооруженного под открытым небом Водопада воинов, где в Ваканде проходят поединки, определяющие нового правителя. Водопад окружен скалами, на которых располагаются зрители из числа племенной аристократии. Эти-то скалы высотой 11 метров и были построены, чтобы на них в самом деле можно было разместить всех участников церемонии. В декорацию были встроены насосы для нагнетания воды водопада. Та часть постройки, где актерам предстояло сражаться, была покрыта замаскированным под камни резиновым материалом, чтобы на него было не больно падать. Строительство декорации занято четыре месяца, а съемки в ней продолжались всего две недели.

Если до Африки основная часть группы не доехала, то в Южной Корее им побывать удалось. В фильме есть целый ряд корейских сцен, которые снимались в городе Пусан, втором по населению после Сеула. В частности, в Пусане была создана грандиозная сцена погони с участием 150 автомобилей и 700 участников массовки. Немногочисленные американские фрагменты фильма снимались в Атланте.

В основу боевых стилей героев картины были положены африканские боевые искусства и боевые танцы. Привлекались и боевые искусства из стран вроде Бразилии, где сильно африканское культурное влияние. Майкл Б. Джордан тренировался отдельно от коллег, поскольку у его персонажа американская, а не африканская подготовка. Вообще, Джордан старался поменьше общаться с другими актерами, чтобы проще было изображать чужака в Ваканде. Своя боевая подготовка была и у Лупиты Нионго, поскольку ее героиня много странствовала по свету, и она освоила самые разные единоборства, от дзюдо до тайского муай-тай.

За обильную компьютерную графику фильма отвечали три десятка студий, а вот культурный консультант был всего один – уже упоминавшийся южноафриканский актер Атандва Кани, сын Джона Кани. Он помогал с изучением языка коса и акцента, с которым говорят по-английски его носители, а также объяснял особенности африканских традиций и даже учил группу песням, под которые в Африке принято работать. Говорят, эти песни лучше всего помогали в тяжелые съемочные дни, когда нужен был дополнительный заряд энергии.

Персонажи «Черной Пантеры»

Кадр из фильма «Черная Пантера»

Король Т’Чалла, он же Черная Пантера – главный герой фильма. Потомственный правитель Ваканды, он всю жизнь готовился к тому, чтобы занять престол. Но прежде он должен отстоять власть в сражении с теми, кто хочет превратить Ваканду в страну-агрессора. Т’Чалла обладает сверхчеловеческими способностями благодаря боевому костюму и снадобью из редкого растения-мутанта. Т’Чаллу сыграл Чедвик Боузман.

Кадр из фильма «Черная Пантера»

Эрик Стивенс, он же Киллмонгер – главный злодей фильма. Двоюродный брат Т’Чаллы, Эрик вырос в Америке, прошел подготовку в спецназе и пропитался лютой ненавистью к белым. Он возвращается в Ваканду, чтобы захватить власть и завоевать все страны, где белые в лучшем положении, чем чернокожие. После многочисленных боевых операций Эрик стал безжалостным и исключительно умелым убийцей. Эрика сыграл Майкл Б. Джордан.

Кадр из фильма «Черная Пантера»

Шури – младшая сестра Т’Чаллы, которая отвечает в Ваканде за инновации. В киновселенной Marvel Шури – это, возможно, умнейший человек на всей земле. Хотя она еще юна, она успела освоить многие области науки, от разработки оружия до медицины. Шури сыграла Летиция Райт.

Кадр из фильма «Черная Пантера»

Окойе – генерал армии Ваканды. Она командует женским подразделением Дора Милаже, которое защищает короля и выполняет функции спецназа. Окойе сыграла Данай Гурира.

Кадр из фильма «Черная Пантера»

Накия – бывшая возлюбленная Т’Чаллы и профессиональная разведчица Ваканды. В отличие от большинства жителей страны, она была во многих странах, и у нее свой взгляд на мировую политику. Накию сыграла Лупита Нионго.

Кадр из фильма «Черная Пантера»

Эверетт Росс – агент ЦРУ, бывший военный летчик и эксперт по борьбе с терроризмом. Росс и Т’Чалла сотрудничают, когда их интересы совпадают. Росса сыграл Мартин Фримен.

Кадр из фильма «Черная Пантера»

М’Баку – вождь горного племени джабари, которое не признает власть короля Ваканды, но обычно не бросает ему вызов. В отличие от других жителей Ваканды, М’Баку и его люди полагаются на традиционные африканские технологии. М’Баку сыграл Уинстон Дюк.

Кадр из фильма «Черная Пантера»

Улисс Кло – торговец оружием и гангстер из Южной Африки. Кло знает об истинном богатстве Ваканды, и он надеется сделать состояние на торговле вибраниумом. Улисса сыграл Энди Серкис.

Кадр из фильма «Черная Пантера»

Зури – верховный жрец Ваканды, главный отправитель церемоний и наставник Т’Чаллы. Зури сыграл Форест Уитакер.

Т’Чака – погибший король Ваканды и отец Т’Чаллы. Благодаря мистической связи с предками Т’Чалла может общаться с покойным отцом и просить у него совета. Т’Чаку в старости сыграл Джон Кани, а Т’Чаку в молодости – его сын Атандва Кани.

Кадр из фильма «Черная Пантера»

Рамонда – вдовствующая королева Ваканды, мать Т’Чаллы и Шури и вдова Т’Чаки. Рамонду сыграла Анджела Бассетт.

Ожидания

Выход «Черной Пантеры» в Америке сопровождается огромным политико-культурным ажиотажем. Заинтересованные зрители ждут картину об африканском супергерое как пришествие мессии, и именно в таких религиозно-восторженных тонах описывают ленту многие критики и журналисты. На наш взгляд, это откровенный перегиб, но он помогает фильму сделать огромную кассу. Потраченные на фильм 200 миллионов долларов уже окупились, а деньги продолжают прибывать.

В будущем успех «Черной Пантеры» может вдохновить на создание новых «небелых» комиксных блокбастеров, и это сделает мир кинокомиксов интереснее и разнообразнее, хотя и не обязательно лучше. Ну, а пока «Черную Пантеру» стоит посмотреть не только потому, что это грандиозное и экзотическое зрелище, но и потому, что это важная глава в истории киновселенной Marvel. Без нее будет трудно понять следующую картину студии «Мстители: Война бесконечности», которая соберет вместе всех супергероев студии, земных и космических. Появятся в фильме и ключевые персонажи «Черной Пантеры» во главе с Т’Чаллой. Напоминаем, что самая ожидаемая лента года ждет нас в первой половине мая.

Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?