Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Рецензии

Рецензия на фильм «Легенда о Коловрате»

Внешне эффектное историческое фэнтези о нашествии Батыя, которое из-за обилия сценарных странностей смотрится как абсурдная комедия

Добавить в закладки

Десятник Евпатий Коловрат (Илья Малаков) служит в дружине рязанского князя Юрия и считается одним из лучших городских воинов. Когда к Рязани подходит несметная орда хана Батыя (Александр Цой), князь посылает на переговоры своего сына и отряжает в качестве телохранителей Коловрата и его людей. Рязанцы пытаются задобрить хана, но тот их обманывает и пытается убить. Княжич погибает, а Коловрату и дружинникам чудом удается сбежать. Когда ратники окольными тропами возвращаются в Рязань, они обнаруживают, что монголы дотла сожгли город и перебили всех их близких. Собрав крошечный отряд из своих людей и чудом выживших дружинников, Евпатий посылает гонцов с мольбами о помощи к соседним князьям и нападает на монголов, чтобы задержать их до прибытия русских армий.

Кадр из фильма «Легенда о Коловрате»

Во время съемок Илья Малаков сломал руку на репетиции в театре. Чтобы не подводить коллег, он снимался через боль, на сильных препаратах

В истории Руси и России не счесть героических побед и трагических триумфов (то есть поражений, которые в итоге привели к победе). Их так много, что лишь некоторые из них упоминаются в школьных учебниках – не говоря уже о том, чтобы подробно освещаться в романах и фильмах. Снимать кино о наших славных достижениях можно еще лет сто – и потому удивительно, что государственные и частные средства были потрачены на эпическую картину о полном и безоговорочном поражении.

Да, легенда о Коловрате сравнительно известна. Да, в ней есть пафосный и героический «стержень». Но если вдуматься в ее суть, то это история о тотальном превосходстве монголов над русскими. Сверхчеловеческий героизм экранного Коловрата и его товарищей не прославляет русичей, а подчеркивает, что даже таких богатырей орда Батыя могла раздавить как клопов, едва заметив их существование. Причем если Коловрат из рязанского предания командовал солидным отрядом в 1700 воинов и он нанес значительный ущерб орде, пока не был убит, то у экранного Коловрата под началом лишь десяток бойцов, и они безнадежно и комично смотрятся на фоне гигантской монгольской армии (летописную орду создатели фильма не урезали). Сколько ордынцев рязанцы в итоге убивают? Несколько десятков? Не смешите вражьи тумены…

Кадр из фильма «Легенда о Коловрате»

Напрашивающиеся параллели с «28 панфиловцами» и «300 спартанцами» здесь неуместны, хотя визуально и постановочно картина «300 спартанцам» многим обязана. Советские и спартанские воины погибли, чтобы обеспечить победу своим народам. Коловрат же лишь слегка отомстил за родню и соседей. Орду это не остановило и иго не предотвратило. Поэтому «Легенда» не вызывает патриотический подъем, а вгоняет в депрессию и наводит на печальные размышления о феодальной раздробленности. Это совсем не то, о чем хочется думать после двух часов исторического фэнтези. С таким кино трудно соревноваться с голливудским жанровым позитивом!

Почему мы назвали «Легенду» «историческим фэнтези»? Потому что и название фильма, и его пресс-материалы с порога дают понять, что лента не задумывалась как исторически точная реконструкция. Да и что тут реконструировать, если Евпатий – герой предания, а не летописи? Так что нет смысла критиковать картину за детали костюмов или особенности боевых тактик. Авторы «Легенды» дали волю фантазии, и смотрится их кино «богато» и впечатляюще, а порой и необычно.

Кадр из фильма «Легенда о Коловрате»

Скажем, Батый и его придворные предстают в причудливых обликах, сочетающих китайские, монгольские и даже, кажется, японские мотивы. У экспертов-археологов от такого, наверно, случится сердечный приступ, но главное, что ордынцы «внушают» и ярко контрастируют с русичами, которые одеты более традиционно и которые смотрятся как люди на фоне иноземных демонов. А поскольку действие развивается снежной зимой (монголы в самом деле напали, когда можно было передвигаться по замерзшим рекам), то ордынцы и рязанцы нарядны и не заляпаны грязью, как в некоторых других недавних лентах про Средневековье.

К несчастью, визуальная красота картины и ее обилие спецэффектов сводятся на нет сценарием, который, кажется, был написан под изрядной дозой наркотиков. Кому, например, пришла в голову мысль сделать Коловрата страдающим от временной амнезии? В детстве герой получил сильный удар по голове, и с тех пор он всякий раз, когда просыпается, забывает обо всем, что случилось с того времени, и от душевного смятения буянит, пока его не приводят в чувство и не напоминают, кто он и что он. К сути фильма эти гротескные отсылки к «Помни…» и «50 первым поцелуям» не имеют никакого отношения. Они не очеловечивают идеализированного героя, а провоцируют яростный фейспалм всякий раз, когда сюжет останавливается, чтобы Коловрата в очередной раз связали, разбудили, усмирили и ввели в курс дела.

Кадр из фильма «Легенда о Коловрате»

Ни одного кадра фильма не было снято на натуре. Лента создавалась в павильонах, на фоне «зеленых» экранов, и почти все задники были нарисованы на компьютерах

Прочие сюжетные «сбои» не столь нелепы, но фейспалм от них лишь немногим менее яростный. Как вам, скажем, момент, когда витязи перед кульминационным боем отпускают в лес гигантского ручного медведя сразу после того, как зверь им помог, в одиночку раскидав монгольский отряд? Коловрат надеется задержать монголов до подхода княжеских армий, и у него каждый боец на счету. Решается судьба Руси (по крайней мере, так кажется Евпатию), а десятник отказывается от косматого богатыря, который сильнее всей его «рати» и который отнюдь не возражает против участия в войне. Это не любовь к животным – это предательство родины! Или же запредельная глупость. Ясно, что медведь не участвует в продолжительном кульминационном бое, поскольку он полностью компьютерный и очень дорогой. Но сцена совместного боя русских воинов и медведя, при всей ее абсурдности, смотрелась бы столь круто, что искупила бы многие сценарные недостатки. Погибать, так с Мишей!

Впрочем, если бы у зверя была большая по времени роль, то он мог бы затмить Илью Малакова. В предании Евпатий описан как могучий богатырь навроде былинных героев, но авторы фильма показали Коловрата рядовым парнем без косой сажени в плечах и яркой харизмы. Мол, «если судьба прикажет, то героем может стать любой». Это очевидная параллель с кино о Великой Отечественной войне, и в ней есть художественный и моральный смысл. Но стоило ли делать главного героя фэнтези насколько «среднестатистическим»? Все-таки это другой жанр и другая война. Вся суть средневековой Руси в том, что простые люди выращивали хлеб, а профессиональным военными (тем более уважаемыми командирами) были люди отнюдь не простые. В отличие от Орды, где каждый мог быть отправлен в армию. Собственно, поэтому Орда и побеждала. Она научилась использовать количество, чтобы бить качество.

Кадр из фильма «Легенда о Коловрате»

Но вернемся к сценарным ляпам и странностям. Их столько, что они для вдумчивого зрителя превращают картину из пафосной экшен-драмы в уморительную «комедию загибов». Плохо или хорошо? Трудно ответить однозначно, потому что комичность «Легенды» мешает фильму вгонять в депрессию. Но ясно, что авторы фильма не планировали, что публика будет смеяться над каждой второй сценой, а не только над редкими специально заготовленными шутками и гэгами.

А что же экшен? Его много, он компетентен и порой изобретателен, но нет ни одной по-настоящему ударной сцены. Кроме того, авторы фильма почему-то упустили возможность сделать кульминацией «Легенды» описанный в предании поединок Евпатия с монгольским богатуром из родни Батыя. Соответствующий злодей в картине есть, но его участие в войне примечательно лишь тем, как быстро оно закачивается. Сценарный сюрприз? Скорее недоработка.

Кадр из фильма «Легенда о Коловрате»

Пожалуй, лучшая часть картины – это ее мощный и эклектичный саундтрек, сочетающий народные инструменты разных стран и электрогитары. Не обращайте внимания на слабую песню и клип A Fine Day to Die, которые армяно-американский композитор «Легенды» Серж Танкян, лидер группы System Of A Down, создал совместно с Катей IOWA. Музыка в фильме куда сильнее, чем эта запись.

В целом «Легенда», к сожалению, типична для нашего нынешнего кино и ТВ. Делать красивую картинку (пусть и не на высшем голливудском уровне) у нас научились, и с историко-сказочной атмосферой у фильма все очень даже неплохо. Но какой смысл в эффектной оболочке, если у нее внутри бредовый сценарий и если лента «победного» жанра рассказывает не о победе? Над этой составляющей картин нашим кинематографистам еще работать и работать.

С 30 ноября в кино.

Альтернативное мнение
Борис Хохлов
Могу понять тех, кто будет разочарован, попытавшись увидеть в «Легенде о Коловрате» историко-патриотическую драму. Это героический эпик, причем, больше в азиатских традициях – далекий от реальности и нарочито преувеличенный, хлесткий по эмоциям, беспрецедентный по визуалу и «качающий» по саундтреку. Учить по нему российскую историю бессмысленно, а вот заряжаться чистой кинетической энергией кино, не задаваясь лишними вопросами, – всегда пожалуйста.
 
Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?