Что посмотреть
Морозко Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWwJxdkFam Okko Okko
Любимое кино

Любимое кино. Пятница, 13-е

Вы обречены. Вы все обречены

Добавить в закладки
You're Doomed. You're All Doomed

В готовящийся к открытию детский лагерь на живописном озере приезжает полицейский. Он объясняет собравшимся в лагере молодым вожатым, что разыскивает городского сумасшедшего Ральфа, который, когда напьется, начинает буянить и пророчить конец света. Как только коп уезжает, в лагерь заявляется Ральф. Напугав своим внезапным появлением одну из девушек, он гордо объявляет: «Я – посланник Божий. Если вы останетесь здесь, вы все обречены. Это место проклято. Проклято. На нем лежит смертельное проклятие!» Еще раз повторив, что ребята должны немедленно покинуть лагерь, мужчина уходит и напоследок с завыванием произносит: «Вы обречены. Вы все обречены».

История молодежных слэшеров 1980-х началась с «Хэллоуина», но его одного для успеха жанра было мало. Нужен был еще один выдающийся хоррор, сборы которого убедили бы сомневающихся, что популярность «Хэллоуина» не случайность и что в жанр в самом деле стоит вкладывать деньги. И такая картина не заставила себя ждать. Она вышла весной 1980 года, через полтора года после триумфа ленты Джона Карпентера, и поставил ее Шон Каннингем, друг и продюсер будущего режиссера «Кошмара на улице Вязов» Уэса Крейвена. Его кровавый опус назывался «Пятница, 13-е».

Подобно многим голливудским продюсерам, Шон Канннингем пришел в кино из любви к искусству (он отказался ради него от мечты о медицине), но быстро осознал, что если хочешь удержаться в профессии, то надо зарабатывать деньги, а не поражать высоколобых критиков. Он начал с рекламных роликов, затем переключился на слегка замаскированную порнографию (в начале 1970-х были в моде «образовательные» эротические фильмы, якобы предназначенные для расширения горизонтов семейных пар), а в 1972 году спродюсировал малобюджетный хоррор Уэса Крейвена «Последний дом слева», который заработал более трех миллионов долларов, хотя стоил всего 87 тысяч.

Хотя это был большой успех по меркам независимого кино, Каннингем со временем счел, что добьется большего, если переключится на детские ленты. Поэтому в 1978 году он как режиссер и продюсер выпустил сразу две детские спортивные комедии: «Сироты Мэнни» и «А вот и “Тигры”». Обе ленты «отбили» затраченные на них средства, но толком ничего не заработали, и Каннингем осознал, что Америке нужно не добродушное детское кино, а что-то пожестче. Его подозрения полностью оправдались, когда вышедший осенью того же года «Хэллоуин» сорвал банк и заставил всех создателей малобюджетных лент задуматься о кровожадных маньяках.

Каннингем, надо сказать, не горел желанием возвращаться к хоррорам, но запах денег перебивал все сомнения. И, конечно, Каннингем хотел снять не просто хоррор, подражающий «Хэллоуину», а «самое страшное кино о молодых людях всех времен и народов», которое бы заставило испугаться даже тех, кто уже заработал иммунитет к жанру после десяти походов на фильм Карпентера.

Планируя будущую картину, Каннингем и его сценарист Виктор Миллер, ранее работавший над обеими детскими лентами постановщика, решили, что лента будет о том, как компания разбитных студентов собирается вдали от взрослых и как их одного за другим убивает маньяк, связанный с неким «давнишним злом» (напомним, что «Хэллоуин» тоже начинается с пролога, действие которого развивается за годы до основных событий картины). Где в Америке такие места, где полно ребят и почти нет взрослых? Каннингем предложил детский лагерь в глубинке, где до заезда подопечных собираются молодые вожатые, вчерашние школьники.

Чтобы связать воедино секс и насилие, две основные темы молодежного кино, Миллер придумал историю о том, как много лет назад в детском лагере утонул мальчик, которого проглядели вожатые, уединившиеся для занятий любовью. Эта трагедия свела с ума мать мальчика, и с тех пор женщина делает все возможное и невозможное, чтобы предотвратить новое открытие лагеря и гибель других малышей. Она даже готова убивать приезжающих в лагерь вожатых, напоминающих ей тех, по вине кого погиб ее Джейсон.

Почему Миллер сделал злодейкой фильма женщину, да еще и безутешную мать? Во-первых, он хотел шокировать зрителей, привыкших к маньякам-мужчинам и рассматривающих женщин и девушек лишь как потенциальных жертв экранного преступника. Во-вторых, ему нравилось извращенное изящество идеи «женщина так сильно любит своего погибшего сына, что убивает чужих детей». В-третьих, такой сценарный ход ставил с ног на голову сюжет самого первого слэшера – «Психоза» Альфреда Хичкока, где маньяк убивал в память о своей умершей матери. Наконец, было логично свести в финале последнюю оставшуюся в живых девушку с женщиной-убийцей, чтобы у положительной героини был шанс против сумасшедшей в «открытом бою».

В то время как Миллер писал и переписывал сценарий, Каннингем думал над названием будущего фильма. Он знал, что ему нужно нечто пугающее, броское, но не слишком определенное, навроде «Хэллоуина». Однако режиссеру пришли в голову слова «Пятница, 13-е», и они так ему понравились, что он тут же заказал постер с этими словами крупным шрифтом и разместил его в профессиональном издании Variety, чтобы привлечь внимание инвесторов и прокатчиков.

Постер и в самом деле заинтересовал инвесторов из компании Georgetown Productions, ранее работавших с Каннингемом над «Последним домом слева», и они согласились выделить ему 500 тысяч долларов – с условием, что получат полный контроль над фильмом, а не кусок будущих доходов. Режиссер долго колебался, прежде чем принял это предложение, и потому реклама в Variety обманула читателей. Она обещала, что фильм будет готов к декабрю 1979 года, а Каннингем лишь в августе 1979-го получил от инвесторов деньги, а от Миллера – первую (но далеко не последнюю) рабочую версию сценария.

Нанятые Каннингемом специалисты по кастингу Джули Хьюз и Барри Мосс преимущественно работали с театрами, и потому у набранных ими молодых ребят было больше театрального, чем экранного опыта. Так, получивший одну из второстепенных ролей будущий знаменитый актер Кевин Бейкон дебютировал в кино лишь годом ранее, засветившись в комедии 1978 года «Зверинец». До съемок в «Пятнице» он работал официантом и играл «чего изволите» в театре. Исполнительница главной роли Эдриенн Кинг была лишь немногим опытнее – на ее счету было три эпизода в фильмах «Между линиями», «Лихорадка субботнего вечера» и «Волосы» (девушка была певицей и танцовщицей по образованию).

Естественно, Каннингему было нужно более громкое имя, чтобы поставить его на первое место на постерах картины. Поэтому он решил отдать злодейскую роль известной актрисе. Режиссер надеялся залучить Эстелль Парсонс, лауреатку «Оскара» за роль второго плана в «Бонни и Клайде» 1967 года, но та наотрез отказалась сниматься в кровавом хорроре. Бетси Палмер, ненадолго ставшая звездой во второй половине 1950-х и позднее пробавлявшаяся в телесериалах и телешоу, также не хотела изображать маньячку. Но ей как раз нужны были деньги на новую машину, и она сочла, что стыд ей глаза не выест, так как будущий фильм «будет такой ерундой, что никто его не увидит». За съемки в «Пятнице» она получила 10 тысяч долларов и впервые в карьере первое место в перечне актеров на постере и в финальных титрах фильма.

Хотя в сюжете «Пятницы» убийства вожатых были связаны с сексом, бывший порнограф Каннингем был последним человеком, кто бы взялся «наказывать» персонажей за непристойное поведение. Поэтому в основном действии фильма была лишь одна секс-сцена, и совершенно ясно было, что миссис Вурхиз (такое имя получила героиня Палмер) убивает всех вожатых подряд, независимо от их поведения. При этом «финальная девушка» Элис, героиня Эдриенн Кинг, не только не была девственницей, но и крутила роман с директором лагеря (!). Хотя внешне она в самом деле казалась самой консервативной из вожатых. Не был фильм и «женоненавистническим» кино – злодейка убивала как девушек, так и парней.

В то время как Карпентер в «Хэллоуине» подражал Хичкоку и нагнетал ужас за счет операторских и осветительных ухищрений, Каннингем трезво оценивал свои скромные способности и понимал, что ему нужно оружие попроще и помощнее. Поэтому он решил сделать убийства кровавыми (в «Хэллоуине», напомним, крови почти не было) и показать их во всех жутких подробностях. Чтобы этого добиться, он по совету друзей пригласил мастера спецэффектного грима Тома Савини, бывшего военного фотографа (Савини служил во Вьетнаме) и создателя кровавых эффектов для «Мартина» и «Рассвета мертвецов» Джорджа Ромеро.

По меркам размашистого «Рассвета» «Пятница» была камерным проектом, и это позволило Савини тщательно проработать каждую экранную смерть и сделать ее не похожей на другие. В дальнейшем изобретательность и разнообразие убийств стали визитной карточкой цикла, да и всего жанра. В тех сценах, где на экране были видны руки злодейки, это, как правило, были руки не отмеченного в титрах картины ассистента Савини, грека Тасо Ставракиса. Каннингем хотел, чтобы ничто не заставило зрителей хотя бы заподозрить, что преступления совершает женщина, да еще и в исполнении Бетси Палмер, у которой была кристально чистая экранная репутация.

Если во время работы над «Хэллоуином» Карпентер снимал осень Иллинойса весной в Калифорнии, то Каннингем снимал летнюю «Пятницу» в сентябрьском штате Нью-Джерси. Сроки из-за этого были максимально сжатыми, потому что к концу трехнедельных съемок трава и листва уже начали жухнуть. Промедление означало бы, что иллюзия лета полностью рассеется. Основным местом съемок был действующий бойскаутский лагерь No-Be-Bo-Sco на северо-западе штата, открытый еще в 1927 году. Сейчас в этом лагере есть музейный уголок, посвященный «Пятнице».

Поскольку миссис Вурхиз впервые появлялась в кадре лишь в кульминации ленты, до этого момента присутствие убийцы за пределами экрана обозначалось особой музыкальной темой (если преступницы рядом не было, то ее музыка не звучала, даже если в кадре случалось нечто страшное). Этот ход был позаимствован из спилберговских «Челюстей», где незримое присутствие акулы-убийцы также обозначалось музыкой.

Композитор фильма Гарри Манфредини придумал «тему Вурхиз», вдохновившись одним из произведений современного польского композитора Кшиштофа Пендерецкого и фразой из сценария: Kill her, mummy! («Убей ее, мамочка!» – миссис Вурхиз произносит эту фразу от имени Джейсона). Манфредини свел слова женщины к трехкратному повторению слогов «ки» и «ма», записанных через эхо-ревербератор. Таким образом, получилось, что «тема Вурхиз» – это в основе своей потусторонний голос сына, который звучит в воспаленном воображении больной женщины и приказывает ей совершать убийства. Каннингем хотел, чтобы эта тема была исполнена хором, но в бюджете картины на хор не нашлось денег, и Манфредини лично записал голосовую партию. Как и основная тема «Хэллоуина», тема Манфредини стала классикой голливудской музыки.

Ближе к концу съемок Канннигем решил, что лента должна закончиться не хеппи-эндом, а сценой, напоминающей, что зло бессмертно. Савини, только что посмотревший «Кэрри» Брайна де Пальмы, предложил показать, как Джейсон (очевидно, зомби) внезапно появляется из-под воды и пытается утопить Элис, плывущую на лодке после убийства миссис Вурхиз. Напомним, что в финале «Кэрри» погребенная землетрясением главная героиня вытягивает из-под земли руку и хватает одноклассницу, пришедшую положить цветы на место гибели девушки. Как и в «Кэрри», так и в «Пятнице» финальную сцену можно понимать как галлюцинацию героинь, что типично для молодежных хорроров, любящих заигрывать со сказочностью и нереальностью.

Каннингем хотел поручить Джейсона своему 10-летнему сыну, но жена режиссера не позволила парнишке окунуться в холодную осеннюю воду. Поэтому первым исполнителем этой роли стал 14-летний Ари Леман, ранее сыгравший в «Сиротах Мэнни». В дальнейшем Леман стал музыкантом и создал металл-группу First Jason. Он не пытался сделать актерскую карьеру, так как счел съемки слишком нудным занятием, не сравнимым по драйву с выступлениями на сцене.

Стоит отметить, что короткое «оживление» Джейсона в финале «Пятницы» отнюдь не означало, что авторы фильма планировали сиквелы с участием этого персонажа. Хотя Джейсон Вурхиз стал основным злодеем последующих «Пятниц», для создателей первой картины он был лишь невинной жертвой, и все они протестовали против превращения Джейсона в маньяка. Однако остановить создание продолжений они не могли – права на цикл были в руках других людей.

Когда картина была завершена, Каннингем показал ее прокатчикам из крупных студий, и те пришли в такой восторг, что за права на прокат ленты разгорелась «аукционная война». В конце концов фильм разделили по-братски. Студия Paramount взялась прокатывать картину в США, а Warner – за пределами Америки. Поскольку контракт с Paramount принес инвесторам 1,5 миллиона долларов, 500-тысячная «Пятница» окупилась еще до выхода на экраны.

Вдохновившись рекордными для жанра доходами «Хэллоуина», Paramount потратила 500 тысяч долларов на шумную рекламную кампанию и выпустила «Пятницу» в широкий прокат. Напомним, что в то время еще была жива традиция постепенного запуска фильма – сперва в одном городе, затем в другом и так далее, в зависимости от сборов и зрительского интереса. Широкого проката – то есть одновременного выхода в сотнях и даже тысячах кинотеатров – в то время удостаивались лишь крупные студийные проекты. «Пятница» была первой независимой картиной со скромным бюджетом, которая удостоилась такой чести и такого доверия. И она его полностью оправдала.

Выйдя в прокат 9 мая 1980 года, «Пятница, 13-е» собрала 40 миллионов в США и еще 20 миллионов в других странах. «Хэллоуин», напомним, заработал 70 миллионов, но и 60 миллионов для такого кино были превосходным результатом. Критики клеймили новую картину с еще большим остервенением, чем ее жанровую предшественницу, поскольку «Пятницу» уже нельзя было похвалить ни за мастерскую операторскую работу, ни за подражание Хичкоку, ни за сдержанную жестокость, ни даже за убедительные диалоги. «Пятница» была откровенным кровавым трэшем без претензий на высоколобость, и ее единственным достоинством было мастерское запугивание зрителей и создание атмосферы ужаса.

Этого, однако, оказалось вполне достаточно, чтобы сделать ленту хитом, вписать ее в жанровые анналы и обеспечить эффективный прототип для сиквелов и других постановок жанра «слэшер». «Хэллоуином» было легко вдохновиться, но ему трудно было подражать. «Пятница, 13-е» в этом отношении была куда удобнее, поскольку ее снял менее одаренный режиссер.

Всего картина породила девять сиквелов, кроссовер с «Кошмаром на улице Вязов» под названием «Фредди против Джейсона» и выпущенный в 2009 году вольный ремейк, где главным злодеем оказался Джейсон. Интересно отметить, что сюжет с убийцей-женщиной в жанре не прижился. Хотя можно назвать отдельные фильмы с таким сюжетом, слэшеры – это до сих пор почти исключительно истории о маньяках-мужчинах. Что, впрочем, соответствует реальной криминальной статистике.

Из всех фраз «Пятницы» единственной сравнительно популярной цитатой стали слова Сумасшедшего Ральфа «Вы обречены. Вы все обречены», которые обычно используются юмористически. В фильме же это, разумеется, довольно жуткие слова, отражающие неприглядность ситуации, в которую попали главные герои. Собравшиеся в детском лагере молодые люди, они чувствуют себя в полной безопасности, но на самом деле им всем грозит смерть, и никто из взрослых не сможет им помочь. Хотя местные жители предупреждают ребят об опасности, никто из них не пытается эвакуировать студентов или защитить их, и ребята остаются один на один с опасностью.

Между прочим, разобщенность поколений и «импотенция» взрослых как защитников молодежи – это любимая тема 1980-х, и не только в слэшерах. Конечно, в то время были и картины вроде «Коммандо», где герой истребляет целую злодейскую армию, чтобы спасти свою дочь. Но, когда думаешь о 1980-х, куда чаще вспоминаются ленты вроде «Назад в будущее» или «Парня-каратиста», в которых посторонние дяди оказываются для подростков ближе, чем их родители. Или картины наподобие «Кошмара на улице Вязов», где взрослые навлекают на детей беду и ничего не могут сделать, чтобы ее остановить.

Ключевым фильмом предыдущей киноэпохи был «Крестный отец», где трагедия героя была в том, что он не смог оторваться от своей семьи и зажить самостоятельной, честной жизнью. У молодых персонажей нового поколения такой проблемы не было. Но их свобода зачастую оборачивалась одиночеством. Особенно опасным в Хэллоуин. И в ночь на пятницу, 13 июня.

Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?