Наверх
Фильмы 2018 Гоголь. Страшная месть Мамма Миа 2 Кристофер Робин Мег: Монстр глубины 22 мили Отель «Артемида» Шпион, который меня кинул Альфа Между рядами

Наши блокбастеры с ОМОНом, саммитом и романтической расчлененкой

Блокбастер про дозоры у нас классно раскрутили, и был завидный коммерческий результат. Режиссера Тимура Бекмамбетова допустили в святая святых – Голливуд. Для его выжидающих коллег – продюсеров и режиссеров – это послужило воодушевляющим сигналом. В Голливуд захотели все, и российское кино стало срочно печь блокбастеры, как пирожки с развесистой клюквой.

Пошли боевики, пошли фэнтези, они выстреливаются на экран так безумно, что впопыхах рискуют пристрелить самих себя. Творение Тимура Бекмамбетова в сравнении с новыми изделиями кажется классикой.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Сдвиг"


На сцене кинотеатра «Пушкинский» хохотала Анна Кильчевская. Режиссер блокбастера «Сдвиг» (2006) не могла вспомнить имена своих коллег по съемочной площадке, и это ее смешило. Из всего, что она сумела сказать публике, запомнилось главное: кино снимать очень просто.

Фильм подтвердил: проще простого. Надо только хорошо заплатить компьютерным художникам, чтобы сделали волну, как в « »Посейдоне« /Poseidon/ (2006). Они и сделали в точности, как под копирку. Правда, в »Посейдоне« есть еще и океан, а в »Сдвиге« – только отдельно взятая и потому неубедительная волна. Волне надо было разрушить какие-то постройки и утопить каких-то людей. Она должна была также уничтожить какой-то саммит, но на саммит не хватило фантазии или денег. Что одни герои пытаются сгубить и что другие спасают, мы не увидим.

Кинокомпания »Golden Key Entertainment« называет картину »тектоническим боевиком«: там главная угроза – рукотворное землетрясение, дитя террора. А герой-сейсмолог – русский, но в Амстердаме. Он зарекся ездить на криминальную родину, но его заманили туда на конференцию, и он попал в сети бандитских структур, из лабораторного отшельника обратившись в спасителя человечества. В фильме есть террористы, которые косят под »патриотов« и толкуют о великой России, а на самом деле оказываются со сдвигом. Красотка-тележурналистка, которая лезет в горячие точки, не забывая думать о красе ногтей. Дядя »с прежнего времени« – фольклорный носитель российской сермяги, которая в нужную минуту всегда себя окажет. Автомобильные погони, застенки и волна-убийца. Наличествуют все штампы среднеарифметического боевика, сваленные в кучу без системы и логики, так что иногда кажется, что ленту склеили из обрывков многих фильмов, только сильно пожухших. Поэтому остается неясным, где тут бандиты, а где наши оперативники. Возможно, оперативники и есть бандиты. Непонятно также, кого спас наш герой, если волна все равно нахлынула. А раз нахлынула, то что сталось с саммитом, о котором авторы забыли.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Сдвиг"

Такое кино действительно легко делать: не надо думать и не надо уметь. Провал такого кино – не диковинка. Трагичней случай с »Меченосцем« (2006) – первой работой Филиппа Янковского в жанре фэнтези.


В своей первой картине »В движении« (2002) Филипп Янковский показал себя режиссером способным и умным. Во второй – »Статский советник« (2005) – он спасовал перед маститыми актерами, которые сыграли ему разнокалиберные концертные номера, но сложить фильм в единое целое не получилось, и теперь молодой режиссер догадывается, что кино снимать – трудно. И вот – третья, »Меченосец«, история о парне, у которого из ладони в трудную минуту вырастает разящий клинок.

Идею трудно признать оригинальной: неизбежно встают в памяти Эдвард Руки-Ножницы и Люди Икс – Саблезубые Магнето и Мистические Циклопы. Встав на этот путь повторений, легко скатиться в амбициозную провинциальщину. Что и происходит в российском кино регулярно, как только оно начинает есть из чужой кормушки.

Тема засланцев в наш мир становится для сценаристов универсальным »золотым ключиком«: на »чужих«, »темных« или »мокрых« легко возложить все миссии по исправлению или по изничтожению человечества. Можно смоделировать любую метафору и открыть такой простор для зрительского сотворчества, что собственное творчество становится делом формальным: брось хоть камень, хоть кирпич, что под руку подвернется, – круги по воде пойдут сами.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Меченосец"

Наверное, Саша-меченосец – засланец. Но происхождение меча-ладошки нам не объяснят, хотя он – воплощение светлой мечты типа »Почему люди не летают?«. Саша своего меча сначала стыдится, как энуреза, – рубит себе руку с волчьим воем отчаяния. Но потом учится использовать его для пользы дела. Теперь вопрос: для какой пользы и какого дела используют свое изобретение авторы?

А они этого не знают. Или знают одно: для пользы кассы.

Руки-Ножницы Эдварду были нужны, чтобы оттенить его одиночество в равнодушном мире. Зубы-сабли и стальные когти помогали Людям Икс бороться с шовинизмом »нормальных« за равноправие меньшинств – в данном случае мутантов. Свое всесильное оружие Саша-»меченосец« пускает в ход совершенно бессистемно. Убить человека и скинуть труп в речку – это для него род недуга, того же энуреза. Потом нахлынет любовь: прямо на лестничной площадке он ухватит за ногу незнакомую девушку, и обоих сразит стрела Амура так мгновенно, что в зале зайдутся от истерического смеха. И с той поры свой меч Саша будет пускать в ход исключительно для Кати. Катю играет Чулпан Хаматова, и она хорошо выполняет режиссерское задание: не без изящества воспроизводит позы из гламурных журналов – даже когда грохается в обморок. Хаматова – актриса, которую когда-нибудь назовут великой, и использовать ее в качестве модели столь же нерасчетливо, как Сашиным мечом-руки-ножницы резать колбасу.

Мотив колбасы тоже будет. Это когда Саша настрогает злодея Клима так, что первая половина туловища будет ползти по полу, а вторая – трепыхаться, открывая зрителю кровавый анатомический срез. Этот кадр, как и кадр откушенного кусачками большого пальца руки, обозначит еще один жанровый срез картины – натуралистичного ужастика.

Затем пойдет новый срез – типовая охота на человека. С ментами-тупарями, ОМОНом, кувырканием машин и вертолетом. И, наконец, финал – это патетическая романтика в младогорьковском духе: Саша все время принимает позы типа »Что сделаю я для людей?!«, а его противники располагаются в композициях типа »Рожденный ползать летать не может!". Апофеоз картины – финальный кадр, когда камера взмоет ввысь над окровавленными влюбленными, и распахнется порубленный Сашею лес, и откроется набег пенистой волны, и зал, по идее, должен зарыдать под патетическую, но очень настырную музыку Игоря Вдовина. Но вместо этого в зале смеются. Это вообще первый на моей памяти триллер, по ходу которого публика умирает от обидного для авторов хохота.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Меченосец"

В фильме есть пачка денег, где вперемежку доллары с рублями и, кажется, евро. Это золотой ключик ко всем секретам картины. В ней, как в рулетке, собраны все приемы, которые в других лентах исправно заманивали публику, – смесь жанров и стилей, слитых по принципу: авось сработает. Но слить жанры и стили – это не режиссура, потому что режиссура – это, по слову Райкина, положить нужную краску в нужное место. Это вкус, с которым в фильме большая напряженка. Это чувство меры, исключающее повсеместное фортиссимо и краску, которую льют ведрами. Это способность сказать актеру, что играть всю гамму переживаний последовательно, как начинающий пианист гамму, совсем не нужно – получится комично, как у Жаркова перед убиением его героя.

Это, наконец, мужество задать себе жесткие вопросы о жанре, стиле, теме и задаче будущего фильма. А собрать много-много денег – это задачей быть не может, это всего только мечта прекрасная, но еще неясная. Мы очень хотим в Голливуд. Там действительно много денег. Но чтобы их стало так много, Голливуду пришлось сначала воспитать поколения первоклассных профи и так найти золотой ключик к массовой публике. А мы, сколько ни называем себя на американский манер Golden Key, сколько ни навариваем вертолетных погонь и компьютерных цунами, а все равно выходят все те же щи, хоть и с анчоусами.

Комментарии  98




Главное

 

Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть