Наверх
Фильмы 2017 Чудо-Женщина Спасатели Малибу Нелюбовь Мумия Тачки 3 Трансформеры: Последний рыцарь Гадкий я 3 Человек-паук: Возвращение домой
15 секунд славы.
7 знаменитых киноактеров, начинавших карьеру со съемок в рекламе
Повторение – мать мучения!
10 фильмов о петлях времени
Контрольные выстрелы.
15 худших финалов известных кинофильмов
Что-то пошло не так….
13 неудачных розыгрышей в кино
Смывайся!
10 выдающихся кинопобегов

Зюйд-вест, инцест и норд-ост

Что начинается как боевик, продолжается как триллер, а заканчивается душераздирающей мелодрамой, будучи на самом деле ни тем, ни другим, ни третьим? Эта загадка, «что сие есть», возникает еще до просмотра, до всех загадок внутри «Олдбоя» /Oldboy/ (2003) – в анонсировании картины Чхан-Ук Пака, сразу названной в Канне «шедевром». Тарантино легко отделался. Но даже имя режиссера сначала путали, произнося «Чан-Вук Парк», а уж сколько путаницы возникло в переводе названия… «Старина», «Старый парень», «Однокашник» – все не то, неправильный ответ. «Олдбой» – он и есть «Олдбой», вещь в себе, короткое жесткое слово, напоминающее «Банзай», но с международным акцентом.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Oldboy"

Пак Чхан-Ук («Объединенная зона безопасности» /Joint Security Area/ (2000)) снова снял авторское кино, предельно личное отношение ко всему. Другое дело, что с некоторых пор это отношение в принципе не проявляется, если не станет массовым. Но об авторском кино можно говорить, когда цитирование чужого не паническое, а осмысленное, становящееся «контекстом», и когда проблематика, сколь бы камерной ни казалась, оказывается «мировой». Месть – исток всего международного терроризма, ответ индивида на мировой государственный беспредел. И, может быть, главный прорыв «Олдбоя» – закрытие темы «Запад есть Запад, Восток есть Восток». Это Запад еще валит в одну кучу «азиатское» кино, не в силах отличить Гонконг от Китая, Китай от Кореи, Южную Корею от Северной, а Непал – от Бутана. Восток же больше не скрывает, что «сейчас среди тех, чье влияние толкает меня вперед – такие люди, как Софокл, Шекспир, Кафка, Достоевский, Бальзак, Золя, Стендаль, Остин, Филип К. Дик, Желязны и Воннегут».

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Oldboy"

Кореец легко оперирует как «историческими» именами Хичкока, Олдрича, Тарковского, так и «актуальными» – Каурисмяки, Финчера, Блие. Хотя его фильм снят по манга-комиксам чисто восточного человека Цутии Гарона, в нем говорится о «Графе Монте-Кристо», и пятнадцать лет в застенке обозначены телехроникой о падении Берлинской стены, об отказе Британии от Гонконга, о мировых чемпионатах по боксу. Наряду с тем они обозначены чисто восточной логикой ставить годовые зарубки, татуируя собственную руку. Западник ставил бы их на стенке. В саундтреке европейский почти старинный вальс монтируется с генерируемой Востоком музыкой техно. «Олдбой» – может быть, первый пример столь свободной ориентации во всей мировой культуре для сугубо индивидуальной, частной разборки по одной-единственной проблеме. «Месть и с чем ее едят». С осьминогами.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Oldboy"

Фильм называют апофеозом «кино жестокости». Живой съеденный осьминог, драки с кун-фу, с ножами и молотками по голове, зубы, выдранные гвоздодером, отрезанный язык. Но, если учитывать также мотив жареных пельменей, деликатно показанный секс, присутствие гипнотизерши и саму окончательную проблематику «разрушенной интимности», фильм вовсе не жесток, а чисто символичен. В нем на самом деле ни на что не противно смотреть, если вы против разрушения интимности, которое впрямь непростительно и порождает месть, и за «свободных людей в свободной стране». В этом случае «кино жестокости» превращается в просто «кино» – захватывающее, нервное, дрожащее на вершине сегодняшних съемочных техник. Четкая трехчастная структура лишает длиннот два часа хронометража. Какие бы загогулины ни выделывал Пак Чхан-Ук, он аккуратно показывает тезис-антитезис-синтез: ту логику, что заложена буквально в любом человеческом организме. И неважно, сойдетесь ли вы в итоге с его соображениями по «мести», «инцесту» и «интиму». Важнее, чтобы до вас дошло, на каком уровне сегодня нужно соображать.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Oldboy"

История несчастного О Дэ-су, ни за что ни про что проведшего 15 лет в застенке, затем ни за что ни про что выпущенного, намеренного отомстить, но втянутого в разгадку, кому именно мстить, да так, что она вдруг приводит к обратному результату – вся история, в конце концов, лишь повод для роста скорости соображения. От пьянки в честь дня рождения дочери до детских инцестуальных недоразумений 20 лет назад и недетских инцестуальных недоразумений еще 15 лет спустя, скорость в «Олдбое» очень высокая. По-своему она тоже приводит к обратному результату. Оказывается, никакого хаоса вместо логики и сумбура вместо морали при таком обилии информации может у зрителя вовсе не возникать. Если быстрей переваривать информацию, мораль свободного человека становится только чище. Та самая мораль, которая вечно считалась вбитой намертво и традиционной по определению. Реактивна она по определению на сегодняшний день.

Несколько лет назад европеец Жан Беккер снял «Элизу» /Elisa/ (1995) с похожим пафосом. И нельзя сказать, что Депардье с Ванессой Паради – актеры слабее, нежели Цой Мин-Сик (О Дэ-су) и Канг Хе-Чжонг (Мидо). Но «Элиза» как фильм была в тысячу раз слабее «Олдбоя», который в конечном итоге ставит не на пафос – он ставит на, грубо говоря, «ноосферу». Впервые на экране весь земной шарик со всеми его заморочками охвачен работой мозга, и это действительно гипноз – только уже для публики.

 70

Комментарии

Пользователи еще не оставили комментариев.


Добавить комментарий
Аватар пользователя Гость
Войдите на сайт



Зарегистрируйтесь



Новости партнеров


 
 
Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть