Что посмотреть Раньше было лучше?
Мосгаз. Дело № 10. Метроном Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLr2pM1dbH
Подборки фильмов

15 лучших фильмов ужасов 2022 года

2022 год настолько богат кошмарами, что выбрать 10 лучших хорроров совершенно невозможно. Бесконечные ребуты, удачные приквелы, зубодробительные дебюты, новые картины заслуженных мастеров из инди-сегмента: рассказываем о 15 знаковых, необычных и пугающих фильмах ужасов года, которые однозначно стоит посмотреть всем неравнодушным.

Добавить в закладки
15 лучших фильмов ужасов 2022 года

Джесси Бакли в роли Харпер на кадре из фильма «Род мужской»

Джесси Бакли в роли Харпер на кадре из фильма «Род мужской»

«Род мужской» — ещё один проект Алекса Гарленда, столкнувший зрителей лбами. Одни называют фильм претенциозным и неоправданно провокационным экспериментом, другие — выдающимся актуальным размышлением на тему абьюза, травм патриархата и комплекса вины. Для самого Гарленда история, как всегда, скорее библейская и вневременная, чем злободневная. Религиозные мотивы, поп-культурные символы (например, разбросанные пасхалки вроде масок Мэрилин Монро) и хтонический фолк-хоррор в декорациях старой Англии смешиваются в противоречивый психоделический кошмар. Можно долго спорить о том, удалось ли Гарленду подобрать нужные слова, но как автор-режиссёр он определённо состоялся: жуткое хоровое пение в саундтреке, зловещие кадры с дьявольскими мужчинами и взвинченной (но неизменно прекрасной) Джесси Бакли, а также омерзительные элементы боди-хоррора очаруют даже тех, кто не любит искать двойное дно в кино. 

Мэйсон Тэмз в роли Финна на кадре из фильма «Черный телефон»

Мэйсон Тэмз в роли Финна на кадре из фильма «Черный телефон»

Популярность тру-краймов лишний раз диагностирует тягу поп-культуры к фигурам, которые, вероятно, не настолько заслуживают публичного внимания. Фактурные маньяки — неглохнущий мотор жанра: публика шествует по пятам за убийцами по сериям франшиз. Режиссер «Синистера» Скотт Дерриксон провернул рискованный для хоррора трюк: портрет злодея (Итан Хоук) дал лишь широкими мазками, отдав право голоса жертвам — тем, кто уже не сможет спастись. 

Экранизация одноименного рассказа Джо Хилла переносит публику в конец 70-х, не только чтобы ностальгировать по маткультуре десятилетия, но и чтобы вспомнить тягучее ощущение небезопасности эпохи. Дети пропадают: когда следующим в списке становится Финни (Мэйсон Темз) — мальчишки с того света звонят пленнику, чтобы спасти. «Черный телефон» — не только болезненная и трогательная история взросления, но и попытка строчки статистики превратить в биографии людей, которые никогда не станут старше.

Миа Гот в роли Перл на кадре из фильма «Перл»

Миа Гот в роли Перл на кадре из фильма «Перл»

Независимый хоррормейкер и выдающийся стилизатор Тай Уэст сделал 2022 год ещё кошмарнее: весной он выпустил ретро-слэшер «Х» о резне на американской ферме, а уже осенью — приквел «Пёрл» о старушке-убийце из оригинального фильма. Оба проекта связаны сюжетно и кастом (главную роль везде играет Миа Гот), однако различий у лент больше, чем сходства. «Пёрл» — инфернальный психологический триллер в стилистике старых мюзиклов и мелодрам 1930-х; эдакий «Джокер» для киногиков о становлении обезумевшего антигероя. В отличие от «Х», балансирующего между смешным и страшным, приквел почти всегда остаётся предельно трагичным. История Пёрл совмещает в себе и драму об обманчивом мире Голливуда, и критику американской мечты, и в конце концов катастрофу девушки, родившейся не в то время и не в том месте.

Дженна Ортега в роли Лоррейн на кадре из фильма «X»

Дженна Ортега в роли Лоррейн на кадре из фильма «X»

«Х» — хардкорный эстетский слэшер о порноактёрах на старой ферме, столкнувшихся с безжалостной убийцей-старушкой. Тай Уэст элегантно перенимает приёмы у классиков жанра и окончательно размывает понятие между высоким и низким искусством: после просмотра «Х» даже у самых ярых критиков хоррора не хватит духа презрительно фыркать при виде последней девушки и маньяка в маске. Те, кто не верил в талант Мии Гот, тоже окажутся безоружными: актриса сыграла сразу две полярные роли (злой старушки и беспечной порнозвезды) и доказала, что ничем не уступает другой молодой звезде жанра, Ане Тейлор-Джой.

Аарон Мурхед в роли Джона на кадре из фильма «Сверхъестественное. Знаки»

Аарон Мурхед в роли Джона на кадре из фильма «Сверхъестественное. Знаки»

Что делать, если по комнате летает хрустальная пепельница? Вместо того чтобы вызывать охотников за привидениями, новые знакомые Джон и Ливай решают экспериментальный контакт с потусторонним монетизировать и запечатлеть явление на цифровых носителях. Дальше как по нотам: съемки документалки, контракты с Netflix, просмотры и смысл жизни в чем-то большем, чем работа и выходные в баре.

Мастера рукотворных чудес Аарон Мурхед и Джастин Бенсон делают то, что умеют лучше всего: сочиняют сай-фай из ничего. «Знаки» — кино пусть и камерное, но обманчиво простое. Масштаб производства обратно пропорционален идеями силе витальности: в чулане действительно притаилась целая вселенная. Помимо оценки жанровых выкрутасов стоит сказать, что новым фильмом Бенсон и Мурхед заразительно проиллюстрировали и главный принцип своей работы: «Делай кино с друзьями». Режиссеры верны изобретенной на заднем дворе догме производства уже 10 лет: сотрудничество с Marvel — скорее исключение, чем новый виток карьеры. Дома лучше. 

Вигго Мортенсен в роли Сола на кадре из фильма «Преступления будущего»

Вигго Мортенсен в роли Сола на кадре из фильма «Преступления будущего»

Комедиографа Джордана Пила, эффектно переквалифицировавшегося в хоррор-мейкеры, разве что не называют мессией жанра и светом в темном царстве. Режиссер очень точно и осознанно спаивает хлесткие комментарии социальному климату (прежде всего расизму) и удалые кинокошмары. «Нет» на фоне «Прочь» и «Мы» выглядит многосоставным долгостроем: лента о вторжении пришельцев — все такой же бойкий хоррор-аттракцион (теперь с аккордами вестерна), но с устройством подноготной в этот раз дела обстоят сложнее. Заглянув на ранчо голливудских лошадей-артисток и коневодов (Дэниэл Калуя и Кеке Палмер), режиссер целится во множество объектов критики — от исторического «отбеливания» культуры до издержек кинопроизводства. В результате после просмотра возникает зудящее желание заглянуть в синефильский толковый словарь, чтобы разобраться во всех пластах увесистых метафор и роли агрессивного шимпанзе, а не довольствоваться эпичным финалом поединка.

 Вигго Мортенсен в роли Сола на кадре из фильма «Преступления будущего»

 Вигго Мортенсен в роли Сола на кадре из фильма «Преступления будущего»

2022-й можно смело называть годом уверенных дебютов и неожиданных открытий, но кое-что остаётся неизменным. После многолетней паузы Дэвид Кроненберг возвращается в боди-хоррор и напоминает, за что его прозвали королём жанра. Правда, новый фильм «Преступления будущего» скорее не пугает, а вгоняет во фрустрацию: депрессивные размышления о печальном будущем человечества и одинокий герой Вигго Мортенсена производят больший эффект, чем разрезание органов и жуткие телесные мутации. Если раньше Кроненберг пытался поразить зрителей натуральным гримом и невообразимыми футуристическими декорациями, то в «Преступлениях будущего» автор просто рассказывает трагическую историю человека, отчаянно пытающегося принять себя. Что это, если не оптика зрелого режиссёра, познавшего все горести мира?

Джозеф Винтер в роли Шона на кадре из фильма «Паранормальные явления. Дом призраков»

Джозеф Винтер в роли Шона на кадре из фильма «Паранормальные явления. Дом призраков»

DIY-шедевр режиссёрской и семейной пары Джозефа и Ванессы Винтер поначалу выглядит как посредственное мокьюментари про дом с призраками. Блогер-недотёпа решает хайпануть и отправляется в заброшенное здание, чтобы провести там ночной эфир. Но все слухи о злой ауре места оказываются правдой: на голову инфлюенсера (которого сыграл сам Джозеф) устраивают охоту духи. Секрет Винтеров в том, что они не боятся совмещать чёрную комедию и хоррор. А ещё постоянно экспериментируют с формой: «Паранормальные явления. Дом призраков» снят как настоящий live-стрим с кучей камер и встроенным чатом, а главный герой на протяжении всего хронометража взаимодействует со своими зрителями. Благодаря этому протагонист выглядит как живой — пускай и очень раздражающий — человек, а хоррор-элементы пугают с двойной силой. Ведь кажется, что ты случайно попал на реальный эфир с призраками.

Джорджина Кэмпбелл в роли Тессы на кадре из фильма «Варвар»

Джорджина Кэмпбелл в роли Тессы на кадре из фильма «Варвар»

Если раздавать индивидуальные титулы каждому фильму из подборки, «Варвар» однозначно станет самым обсуждаемым. Крохотный инди-хоррор комедийных дел мастера Зака Креггера ворвался в медиапространство, выиграл гонку домашнего проката и тем самым проложил себе путь во множество списков лучших по итогам года. Пусть триумф прошел с большой помпой, но резонанс вполне заслужен. Лавируя меж спойлеров (которые в случае ленты действительно губительны), стоит сказать, что «Варвар» — кино ловко придуманное, в меру нахальное, одновременно прямолинейное и разностороннее. Достанется всем: и спасительницам, и губителям.

Ошибка в брони на Airbnb запускает механизм психологической и защиты: Тесса (Джорджина Кэмпбелл) обнаруживает в съемной квартире Кита (Билл Скарсгард) и пытается выбрать меньшее из зол (сомнительный сосед или дождливая ночь на улице?). Но до поры до времени девушка даже не подозревает обо всех опциях кошмара на Барбари-стрит. «Варвар» искренне хочется советовать всем-всем-всем — во-первых, потому что фильм интересно обсуждать после просмотра, во-вторых, из-за блестящей работы Джастина Лонга, которого все уже, кажется, списали со счетов. А зря. 

Майка Монро в роли Джулии на кадре из фильма «Наблюдающий»

Майка Монро в роли Джулии на кадре из фильма «Наблюдающий»

Фестиваль независимого кино «Сандэнс» в этом году удивил женскими дебютами в жанре. «Наблюдающий» Хлои Окуно помещает подопечных в непростые условия эмиграции: пара переезжает в Бухарест, где Френсиса (Карл Глусман) ждет новая работа, а Джулию (Майка Монро) — мучительная и болезненная адаптация. И дело не только в непривычке и прощании со старой рутиной, но и в новом спутнике. Джулия то и дело ловит взгляды соседа напротив: в кинотеатре, в окне, в продуктовом. Предчувствие или паранойя руководит состоянием девушки, будет не ясно до самого конца. Хлоя Окуно наглядно, но очень сдержанно рисует страх преследования и невроз опасений, от которого невозможно избавиться, договорившись с рассудком. Во время просмотра «Наблюдающего» то и дело перехватывает дыхание: Хлоя Окуно сдала на отлично вступительный экзамен в академию жанра, а Майка Монро в очередной раз подтверждает, что на территории хорроров чувствует себя как дома.

Дэйзи Эдгар-Джонс в роли Ноа на кадре из фильма «Свежатинка»

Дэйзи Эдгар-Джонс в роли Ноа на кадре из фильма «Свежатинка»

Мими Кейв воплотила в жизнь кошмар всех пользователей Tinder: по сюжету «Свежатинки» молодая девушка Ноа (Дэйзи Эдгар-Джонс) наконец-то находит идеального парня (Себастиан Стэн). Но в его домике, куда пара едет на выходные, прячется много скелетов (и не только в шкафах). Оригинальный дебют со звездой «Нормальных людей» начинается как наивная мелодрама, однако к финалу всё больше напоминает миллениальскую «Техасскую резню бензопилой»; только американское захолустье превращается в модный загородный лофт, а звезда экранизаций прозы Салли Руни и кумир фанатов Marvel истязают друг друга на протяжении полутора часов.

2022 год подарил нам много историй о борьбе с патриархатом, но только «Свежатинке» удалось упаковать остроумную критику в циничный и до горечи смешной жанровый сюжет. Побеждать зло можно не только на последнем дыхании, но и с окровавленной улыбкой.

Эмбер Мидфандер в роли Нару на кадре из фильма «Добыча»

Эмбер Мидфандер в роли Нару на кадре из фильма «Добыча»

За последние несколько лет вселенная «Хищника» откровенно настрадалась от голливудских продюсеров. Однако на этот раз студийные боссы позволили молодости и отваге увести франшизу вперёд. Режиссёр и сценарист «Кловерфилд, 10» Дэн Трахтенберг перемещает действие в индейскую Америку, так что главной героине из племени команчей (Эмбер Мидфандер) приходится сражаться с неубиваемым инопланетянином примитивными клинками и даже голыми руками. Выживет самый сильный и терпеливый, а протагонистке придётся противостоять не только пришельцу, но и белым колонизаторам. Хардкорная охота с выслеживанием цели, погони на лошадях и эффектный исторический сеттинг — это то, в чём так нуждался «Хищник».

Аня Тейлор Джой в роли Ольги на кадре из фильм «Варяг»

Аня Тейлор Джой в роли Ольги на кадре из фильм «Варяг»

После двух камерных ретро-хорроров, «Маяка» и «Ведьмы», режиссёр Роберт Эггерс решил серьёзно повысить ставки. Вместо инди-студии А24 — гиганты из Universal с бюджетом в сотню миллионов, а на экране целая ватага артистов первого класса: от Николь Кидман до Александра Скарсгарда. «Варяг» — это кино контрастов. С одной стороны, масштабный исторический эпик, основанный на хрестоматийной истории Гамлета (точнее, Амлета, его реального прототипа). С другой — странное эзотерическое жанровое кино, которое так любит Эггерс. Брутальность и жестокость фильма пугают не меньше, чем джампскейры в студийных хоррорах.

Нуми Рапас кадре из фильма «Ты не будешь в одиночестве»

Нуми Рапас кадре из фильма «Ты не будешь в одиночестве»

Неожиданный гость в нашем списке прибыл из дивных дальних стран — Австралии и Македонии с остановкой на фестивале «Сандэнс» в Штатах. Дебютант в полном метре Горан Столевски сделал ставку на эмпатию и визуальную драматургию. 200 лет назад в тихой балканской деревушке будни текли абсолютно по-другому — в рутину вмешиваются ведьма и юная воспитанница: младшая Невена (Сара Климовска), пытаясь скрыться от проклятия, путешествует по чужим судьбам, примеряя жизни, от охоты в теле кошки до сенокоса сильными руками плечистого крестьянина. «Ты не будешь в одиночестве» будто рожден в браке пасторалей драм Терренса Малика и фольклора слоубернеров Роберта Эггерса. Горан Столевски снял потрясающе красивое кино об абсолютной простоте, в которой рождается поэзия каждого дня. 

Ирина Старшенбаум в роли Ани на кадре из фильма «Сестры»

Ирина Старшенбаум в роли Ани на кадре из фильма «Сестры»

Кое-что интересное для жанра случилось и в нашей полосе. Полнометражный дебют Ивана Петухова «Сестры» одновременно и старается попасть в тон слоубернеров студии A24 вроде «Агнца», и бьет в оголенный нерв действительности вокруг. Кровоточащая рана домашнего насилия режиссером подается не кадрами с побоями, а исступленным и бесконечным ожиданием очередного удара. Аня пытается выбраться из замкнутого круга, но вся жизнь помещается в коробку кухни: бежать некуда, сына оставить нельзя, дорогой супруг клянется, что все еще можно исправить. Когда надежды на помощь гаснут, женщина готова обратиться к потусторонним силам. 

«Сестрам» удается все, что задумано: и откровенный разговор о проблеме, и гнетущее ощущение дискомфорта, и очень точный лексический портрет абьюза. Отдельно стоит упомянуть и антипару года: фильмографии Ирины Старшенбаум и Никиты Ефремова пополнились если не лучшими, то одними из лучших ролей. 

Текст: Владислав Шуравин, Настасья Горбачевская
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?