
Инструкция по выживанию в экстремальных условиях от Мэделин Петш.
Режиссер Ренни Харлин снял трилогию «Незнакомцы» еще в 2022 году, но выпускать в прокат фильмы решил в разное время. В первой главе «Незнакомцы. Начало» — ремейке картины Брайана Бертино 2008 года — не было ничего неожиданного. Харлин верно следовал оригиналу, добавив лишь щепотку незначительных подробностей и чуть изменив локацию. Зрители и критики назвали работу Харлина бессмысленным повтором, и режиссер отчасти согласился с публикой, объяснив слабую степень оригинальности тем, что первая часть не была самоцелью — последовательным ремейком он лишь хотел перезапустить проект, чтобы по-настоящему проявить себя в следующих главах. И все же отзывы отчасти стали сигналом к действию: после премьеры в 2024 году «Незнакомцы: Начало» стало известно, что съемочная группа вернулась к материалу, чтобы частично переснять «Незнакомцы: Глава 2». Новость приободрила фанатов — появился шанс, что трилогию все-таки ждет счастливое будущее. И вот продолжение оказалось в Сети.
Майя (Мэделин Петш) просыпается в больничной палате и узнает, что жених (Фрой Гутьеррес) не смог пережить кровавую бойню, устроенную Незнакомцами. Завтра должна приехать машина скорой помощи, которая увезет Майю подальше от ужаса маленького городка, но пока ей предстоит провести еще одну ночь на территории загадочного орегонского Винуса с населением меньше 500 человек. Темнеет, за окном стеной льется дождь, а за дверью палаты раздается подозрительный шум. Майя понимает, что Незнакомцы вернулись, чтобы завершить начатое, и, попрощавшись с целительной капельницей и внимательными датчиками здоровья, она покидает клинику. Но проблема в том, что девушка не знает, как выглядят преследователи без маски, а значит, не может обратиться за помощью и вынуждена спасать себя самостоятельно.
Увы, полученный результат доказывает, что реакция зрителей на ремейк режиссером Харлиным была истолкована неверно: вместо того чтобы двигаться дальше, сценаристы Алан Р. Коэн и Алан Фридланд попытались расширить имеющийся мир, подарив убийцам биографию и мотивацию. В оригинале Бертино нападение казалось особенно жутким, потому что Незнакомцы в масках, следуя заветам Михаэля Ханеке, убивали без причины. Простая и пугающая случайность («мы здесь, потому что вы были дома») указывала на тотальную уязвимость — нет никакого списка правил, который мог бы помочь избежать повторения истории. Во второй главе авторы неожиданно в корне меняют идею фильма.
Маленький городок под названием Винус хранит много тайн — не «Сайлент Хилл», но вполне себе «Ривердейл», где Мэделин Петш, кстати, сыграла одну из главных ролей. Кажется, что почти каждый житель замешан в таинственной истории, связывающей Незнакомцев, а значит, ждать помощи и правда неоткуда. Во второй главе нам рассказывают кое-что о прошлом одной из девушек в маске и ее напарнике, но эта «глубина» оказывается обманкой: с появлением флешбэков исчезает внушающее ужас чувство обреченности перед неизвестным, а настоящего понимания персонажей так и не возникает. Режиссер будто бы боится (и попросту не желает) копнуть дальше, ограничиваясь поверхностным объяснением, которое вместо ответов порождает новые вопросы.
Почему убийцы так одержимы Майей? Зачем привлекать к себе внимание и разрушать целый город ради одной жертвы, которая все равно понятия не имеет, кто скрывается за маской? Если уж мы начали вдруг разбираться в мотивации персонажей, то, кажется, стоит довести дело до конца, но «Незнакомцы. Глава 2» застывает на полпути: ни ужаса от абсурда, ни глубины психологического исследования. Складывается впечатление, что флешбэки нужны лишь для будущих сиквелов, чтобы бесконечно растягивать историю, превращая ее в телесериал.
Мэделин Петш, будучи зажатой в тиски скупого сценария, вынуждена повторять одни и те же движения: по щеке течет слеза, рука застывает на животе, где постоянно расходятся швы от ножевого ранения, полученного в первой части; очередной судорожный вдох — и снова бег, кровь, новые раны. Авторы испытывают героиню на прочность, забывая о пределах человеческих возможностей: число порезов, ударов и переломов давно превысило уровень, после которого кто угодно упал бы без сил. В какой-то момент Майя начинает напоминать персонажа видеоигры с полоской здоровья, чудом восстанавливающейся после каждой схватки. И тогда зритель перестает переживать за нее по-настоящему, наблюдая не борьбу человека за жизнь, а механизм геймплея, где смерть не предусмотрена.
Майя скрывается в лесу, сражается с CGI-монстрами (да, количество врагов увеличивается!), штопает собственное тело, падает, прячется, делает глоток воды, ищет оружие и снова бросается в лес, где ее уже поджидает троица в масках. Если отбросить логику и просто наблюдать за попытками девушки выбраться из западни, то фильм кажется довольно динамичным, но стоит позволить себе задуматься о происходящем на экране, и магия начинает рассеиваться, а конец второй главы и вовсе вызывает замешательство — вместо долгожданного финала мы получаем еще один перерыв. История не завершается — она просто замирает, обрывается на полуслове, будто кто-то набирает в легкие воздух для того, чтобы через год или пару лет снова начать ту же самую песню с того же места.