Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneRHUrosfN7 Okko Okko
Подборки фильмов

6 изобретательных трукраймов, которые удивят даже знатоков жанра

В мире документального кино хватает жемчужин, которые остались в тени громких хитов. Рассказываем о шести нестандартных тру-краймах с неожиданными режиссерскими решениями, которые вы могли пропустить, но точно не пожалеете, если дадите им шанс.

Сегодня Текст: Яна Телова Обсудить
Добавить в закладки
6 изобретательных трукраймов, которые удивят даже знатоков жанра

Кадр из документального фильма «Свидетель»

Кадр из документального фильма «Свидетель»

В марте 1964 года 28-летняя Китти Дженовезе была зверски убита недалеко от своего дома в Куинсе. Позже газета The New York Times сообщила, что 38 свидетелей слышали крики, но никто не пришел на помощь. История стала символом городской апатии и безразличия к малознакомым людям, хотя, как выясняется спустя десятилетия, многое описанное в статье оказалось неточным или преувеличенным.

Фильм «Свидетель» — личное расследование младшего брата Китти, Билла Дженовезе. Он возвращается к архивам, использует анимацию для визуализации событий прошлого, беседует со свидетелями и пытается понять, что действительно произошло той ночью. Это не просто разоблачение мифов, а глубокая попытка восстановить человеческое лицо трагедии. Фильм превращает журналистскую легенду в живую, тревожную историю, в центре которой уже не равнодушие, а борьба за правду. 

Кадр из документального фильма «Мемуары убийцы: записи Нильсена »

Кадр из документального фильма «Мемуары убийцы: записи Нильсена »

На первый взгляд это типичный Netflix-док: архив, новостные вырезки, интервью со свидетелями. Но отличает его не видео, а аудио — реальный голос Денниса Нильсена, шотландского серийного убийцы, убившего как минимум 12 мужчин. В фильме звучат избранные аудиозаписи, сделанные Нильсеном в тюрьме. Он говорит с поразительным самообладанием и псевдоинтеллектуальной поэтичностью, размышляя о жизни и преступлениях так, будто читает чужие мемуары. 

Именно эта интимность — возможность слышать манеру речи, подбор слов, интонации — делает фильм примечательным как минимум для тех зрителей, кто еще не оставил попыток разобраться в психологии убийц. Режиссер Майкл Харт приглашает к диалогу, но справедливо не позволяет зрителю проникнуться сочувствием к Нильсену: воспоминания выживших, его матери и свидетелей-полицейских не оставляют иллюзий. 

Кадр из документального фильма «Кейт играет Кристин»

Кадр из документального фильма «Кейт играет Кристин»

Актриса Кейт Лин ШейлОна умрет завтра») отправляется во Флориду вместе с документалистом Робертом Грином, чтобы перевоплотиться в Кристин Чаббак — телеведущую, покончившую с собой в 1974 году в прямом эфире после слов о «поддержке политики канала демонстрации свежей крови в прямом эфире в полном цвете». Актриса думает, что будет сниматься в биографическом фильме, но вместо этого ее ждет глубокое и тревожное исследование идентичности, боли и одиночества.

«Кейт играет Кристин» размывает границы между документалистикой и перформансом. Мы не увидим якобы задуманный Грином фильм — потому что сам процесс подготовки превращается в фильм. Это редкий пример того, как актерская игра становится расследованием — личным, мучительным и очень честным. В каком-то смысле перед нами не тру-крайм, а анти-тру-крайм — Кейт настолько вживается в образ Кристин, что к финалу приходит к тому же обескураживающему осознанию, что и телеведущая: люди вокруг лишь жаждут хлеба и зрелищ. Кейт множит дубли со сценой рокового выстрела, пытаясь понять, почему зрители так хотят увидеть момент ее смерти, и в момент последнего монолога мы ловим себя на смущающей мысли, что действительно затаив дыхание ждали выстрела.

Кадр из документального фильма «Таблоид»

Кадр из документального фильма «Таблоид»

Документальный фильм Эррола Морриса рассказывает невероятную историю Джойс МакКинни — бывшей мисс Вайоминг, обвиненной в похищении мормонского миссионера в 1977 году. История, прозванная «делом закованного мормона», расколола британские таблоиды: одни изображали Джойс романтичной влюбленной, другие — сексуальной преступницей. Сама героиня утверждает, что пыталась спасти Кирка Андерсона от религиозного культа. О своей судьбе героиня с энтузиазмом рассказывает Моррису в интервью, которое сопровождается реальными газетными вырезками о многочисленных париках, любимых псах и изобретательном побеге от ответственности, а также разговорами со свидетелями пересказанных событий. 

Моррис сохраняет дистанцию, позволяя зрителю самому решать, кто перед ним — жертва или манипулятор. Он не выносит приговоров, а просто фиксирует безумную траекторию жизни женщины, то восходящей к славе, то проваливающейся в абсурд. «Таблоид» становится не столько расследованием, сколько зеркалом медийной эпохи, где правда размыта, а герои всегда на грани карикатуры. 

Кадр из документального фильма «Другое тело»

Кадр из документального фильма «Другое тело»

Фильм рассказывает историю аспирантки инженерного колледжа, чье лицо было без ее ведома использовано в порнографических видео, сгенерированных с помощью искусственного интеллекта. Когда Тейлор сталкивается с равнодушием полиции и отсутствием четких законов, которые бы регулировали использование дипфейков, она сама начинает поиски создателя лживого контента. На форумах Тейлор находит других пострадавших, готовых оказать посильную помощь в расследовании, и неожиданно выходит на след преступника. 

Чтобы наглядно продемонстрировать, как легко в наши дни можно поменять внешность, героиня намеренно заменяет себя реалистичным цифровым аватаром — и это решение превращается в мощный комментарий о хрупкости нашей идентичности в цифровую эпоху. «Другое тело» — современный и, к сожалению, как никогда актуальный тру-крайм о борьбе за неприкосновенность собственной внешности. 

Кадр из документального мини-сериала «Погребенные воспоминания»

Кадр из документального мини-сериала «Погребенные воспоминания»

Мини-сериал рассказывает о шокирующем деле Эйлин Франклин, которая спустя 20 лет благодаря психотерапии вспомнила, что в детстве стала свидетельницей изнасилования и убийства своей подруги Сьюзан Нейсон. Воспоминания, остававшиеся долгое время подавленными, всплыли в 1989 году, после чего Эйлин обвинила в преступлении отца. 

Режиссеры Йотам Гендельман и Ари Пайнс исследуют дело с разных сторон, предлагая хронику событий от счастливого детства во Фостер-Сити до громкого судебного процесса. История Эйлин стала первым случаем в Калифорнии, когда в суде использовали так называемую «подавленную память» как доказательство. В центре внимания документалистов оказывается не столько расследование, сколько поиски ответа на вопрос: можно ли полагаться на память, которая возвращается спустя десятилетия? 

Текст: Яна Телова
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2025 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?