Что посмотреть Раньше было лучше?
Варшава’21 Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLs2U89TbB
Подборки фильмов

7 малобюджетных фильмов, которые внезапно заработали миллионы в прокате и обрели культовый статус

Обычно огромную кассу собирают блокбастеры, новые части франшиз и разрекламированные картины со звездным кастом. Но время от времени случаются маленькие чудеса: независимые фильмы покоряют зрителей и зарабатывают миллионы в прокате. От культовых хорроров до инди-жемчужин — вспоминаем киноленты из разных десятилетий, которые доказали, что успех не всегда зависит от рекламы и инвестиций больших студий. 

Добавить в закладки
7 малобюджетных фильмов, которые внезапно заработали миллионы в прокате и обрели культовый статус

Кадр из фильма «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света»

Кадр из фильма «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света»

«Ведьма из Блэр» — золотой стандарт поджанра «найденной пленки». По сюжету трое студентов пропали в лесах Мэриленда во время попыток разгадать тайну местной ведьмы. Через год были найдены кадры, которые успели сделать юные кинематографисты. А картина словно бы показывает зрителям, что произошло на самом деле. 

Не случайно 1999-й называют лучшим годом в кино. В этот промежуток времени вышло немало знаковых картин. Среди них «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» — хоррор длительностью менее 90 минут, который произвел маленькую революцию. В успехе картины в первую очередь сыграла роль маркетинговая кампания. Авторы заставили публику поверить, что происходящее на экране вовсе не кино, а жуткая реальность. Страх усилился из-за умело продуманной легенды: главные актеры не пришли на премьеру на фестивале Sundance, поскольку якобы пропали без вести. На самом деле нет никакой мистики. Есть только Дэниэл Мирик и Эдуардо Санчес, которые сняли талантливое кино, где главенствуют ручная камера, неровный монтаж и актерская импровизация. 

Кадр из фильма «Паранормальное явление»

Кадр из фильма «Паранормальное явление»

«Паранормальное явление» — своего рода наследник «Ведьмы из Блэр»: история также раскрывается благодаря записям видеокамеры. По сюжету Кэти (Кэти Физерстон) и Мика (Мика Слот) переезжают в новый дом в пригороде. Вскоре пара начинает подозревать, что в помещении обитает злая сила. В попытках зафиксировать сверхъестественное создание герои устанавливают камеры по всему дому. Ночные записи доказывают, что в доме действительное происходят паранормальные активности. 

«Паранормальное явление» породило целую франшизу, которая в конце концов не снискала любви критиков. Но началось все с «маленького» фильма с незначительным бюджетом, который заставил людей трястись от страха. Опять-таки успех кроется в том, что режиссер Орен Пели снял псевдодокументальный хоррор. На экране разворачивался главный кошмар половины планеты — в тихой спальне черти водятся. В итоге «Паранормальное явление» оказалось одним из самых прибыльных фильмов в истории кино: с бюджетом 15 тысяч долларов хоррор заработал почти 200 миллионов долларов. 

Глен Хансард на кадре из фильма «Однажды»

Глен Хансард на кадре из фильма «Однажды»

Главный меломан киноиндустрии Джон Карни украл сердца миллионов чувственной драмеди «Однажды». Он (Глен Хансард) — уличный музыкант на улицах Дублина, она (Маркета Ирглова) — продавщица цветов. Случайная встреча перерастет в нечто большее — исполнение мечты и сочинение одной из самых красивых песен в кино. 

«Однажды» — тот самый фильм, которому не нужны ни впечатляющие спецэффекты, ни причудливый монтаж, чтобы завлечь зрителей в кинозалы. Картина о двух родственных душах пленяет простотой и аутентичностью. Потребовалась всего пара недель, чтобы снять нежный опус о связи двух одиночек: за это время актеры действительно влюбились друг в друга, хотя были знакомы уже много лет до съемок детища Карни. Пожалуй, именно ощутимая через экран химия обеспечила «Однажды» место в пантеоне величайших инди-хитов. При бюджете 150 тысяч долларов фильм заработал почти 25 миллионов долларов. 

Джейми Ли Кёртис в роли Лори Строуд на кадре из фильма «Хэллоуин»

Джейми Ли Кёртис в роли Лори Строуд на кадре из фильма «Хэллоуин»

Классический хоррор Джона Карпентера 1978 года положил начало целой франшизе: буквально в 2022 году вышла очередная часть серии! По сюжету первого фильма маленький Майкл Майерс жестоко убивает сестру в ночь на Хэллоуин 1963 года. Спустя 15 лет маньяк возвращается в город, чтобы вновь совершить преступление в День всех святых. 

Фильм с ограниченным бюджетом в 300 тысяч долларов снимался в течение четырех недель в Калифорнии. Съемочной группе пришлось самостоятельно воссоздать антураж Хэллоуина и осенней поры. Старания оправдались: «Хэллоуин» — сокровище слэшера и главное творение великого Карпентера, которое собрало в прокате 60 миллионов долларов. Помимо финансового успеха фильм может похвастаться культурным значением: «Хэллоуин» оказал влияние на целый жанр и породил другие истории о маньяках, которые терроризируют подростков. 

Брайан О’Хэллоран в роли Данте Хикса на кадре из фильма «Клерки»

Брайан О’Хэллоран в роли Данте Хикса на кадре из фильма «Клерки»

«Клерки» — не только малобюджетный хит, но еще и выдающийся дебют. Режиссер Кевин Смит снял черно-белое кино о буднях двух друзей: Данте (Брайан О’Хэллоран) и Рэндал (Джефф Андерсон) работают в придорожном магазине и в пункте видеопроката. На протяжении 90 минут зрители наблюдают, как приятели беседуют на самые разные темы — и в этом заключена неподдельная магия ленты. 

Кевин Смит снял свой первый фильм менее чем за 30 тысяч долларов, а главные роли достались его друзьям. Но даже этого оказалось недостаточно: режиссеру-новичку пришлось продать любимую коллекцию комиксов! Съемки, к слову, проходили в магазине, где на тот момент работал Смит. Постановщик мог заниматься фильмом только в нерабочее время. Труд и энтузиазм молодого кинематографиста не остались незамеченными — Miramax Films купил картину после премьеры на Sundance, и «Клерки» заработали больше трех миллионов долларов. 

Харрисон Форд в роли Боба Фалфа на кадре из фильма «Американские граффити»

Харрисон Форд в роли Боба Фалфа на кадре из фильма «Американские граффити»

До того как покорить мир «Звездными войнами», Джордж Лукас снял «Американские граффити» — историю о группе подростков 1962 года, которые только-только закончили школу и теперь наслаждаются остатками лета. Режиссер предлагает зарисовку будней ускользающей юности: герои катаются на машине и упиваются свободой, ведь взрослая жизнь наступит лишь завтра. 

«Американские граффити» улавливает дух Америки накануне социально-политических потрясений 1960-х. Ностальгическое полотно имело довольно скромный бюджет. Финансовую поддержку Лукас нашел в лице продюсера Фрэнсиса Форда Копполы, который годом ранее выпустил «Крестного отца». Создатели пытались всячески сэкономить: например, на главные роли были взяты малоизвестные актеры. Лишь позже Рон Ховард, Харрисон Форд и Ричард Дрейфус станут любимцами публики и кумирами миллионов. А «Американские граффити» не только окажется одним из самых финансово успешных фильмов Нового Голливуда, но и удостоится двух «Золотых глобусов» и пяти номинаций на «Оскар». 

Кадр из фильма «Ночь живых мертвецов»

Кадр из фильма «Ночь живых мертвецов»

Новаторский для своего времени фильм Джорджа А. Ромеро рассказывает историю незнакомцев, которые были вынуждены запереться в доме и противостоять восставшим из могил мертвецам. Экранные зомби (кстати, само это слово ни разу не звучит в фильме) всерьез напугали зрителей 1968 года, а американского режиссера вскоре нарекли королем жанра. 

Маленький бюджет заставил Ромеро пойти на определенные меры. Например, актеры были наняты из местных театров Питтсбурга, а образ Бена воплотил Дуэйн Джонс — в те годы увидеть темнокожего артиста в главной роли было редкостью. Вместо крови режиссер использовал шоколадный сироп, а костюмы были куплены в секонд-хэнде. Черно-белый формат и 35-миллиметровая пленка также были выбраны из-за ограниченных финансов. Вместе с группой энтузиастов Ромеро изменил жанр и вписал свое имя в историю, а «Ночь живых мертвецов», в которой изначально не были заинтересованы крупные кинокомпании, превратилась в хит проката. 

Текст: Гульназ Давлетшина
2 комментария
А
"Однажды " действительно очень милый, хотя хайпа вокруг него я так и не поняла, таких историй пруд пруди, разве что в "Однажды " музыка чуть получше, чем у большинства
Как-то читал материал, где утверждалось, что "Ночь живых мертвецов" - это скрытое осуждение расизма. Поэтому ГГ чернокожий, и поэтому его история так глупо и трагично заканчивается. А из этого материала складывается впечатление, что Джонса взяли на роль, потому что чернокожие актёры просто дешевле были)) Не знаю, кто больше прав...
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?