Что посмотреть
Морозко Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWwJxdkFam Okko Okko
Подборки фильмов

8 красивых фильмов с выдающейся операторской работой

Кинематограф как визуальное искусство немыслим без операторской работы. Иной раз она обслуживает фильм, а иной – определяет и выстраивает всю поэтику кинопроизведения. Мы вспомнили 8 картин, в которых операторская работа имела революционное значение и в каждом из фильмов отличалась особой выразительностью.

Добавить в закладки
8 красивых фильмов с выдающейся операторской работой

Кадр из фильма "Гражданин Кейн"

Режиссёрская работа Орсона Уэллса считается энциклопедией технических приёмов и эталоном операторского мастерства. Заслуга в этом принадлежит Греггу Толанду: он производил фантастические эксперименты, работая с острыми углами, внутрикадровым монтажом, а главное – с глубинной фокусировкой, которая сделала мир «Гражданина Кейна» объёмным и осязаемым. Многие наизусть знают содержание картины – историю о жизни одинокого газетного магната, чья внезапная смерть запустила расследование со стороны журналистов. Но в «Гражданине Кейне» первоочередное значение имеет не то, «что» нам показано, а скорее «как» это показано (впрочем, как и в любом великом фильме).

Достаточно увидеть постановку сцен в пустынном замке, где проживает магнат Чарльз Кейн, чтобы убедиться: работа Толланда – настоящая каллиграфия. Техническая изощрённость превратила фильм-расследование в приключение киноязыка, где эпизод за эпизодом Уэллс и Толланд стремились открыть новую территорию для визуальной выразительности. Совсем не удивительно, что спустя 80 лет работа Уэллса входит в обязательную программу для тех, кто посвятил свою жизнь кинематографу и операторскому мастерству.

Кадр из фильма "Я – Куба"

В 1964 году Михаил Калатозов снял фильм, прославивший социалистическую революцию на Кубе. Его картина – широкая панорама кубинской жизни в преддверии социально-политических изменений. И важно здесь не только то, как Калатозов демонстрирует освобождение угнетенного народа, – художественное своеобразие фильма во многом сводится к операторскому мастерству Сергея Урусевского. Ручная камера советского оператора пролетает по улицам Гаваны, гуляет по помещению зала, ныряет в бассейн, а также следит за борьбой повстанцев с режимом Батисты.

Захватывающие сцены со сложным внутрикадровым монтажом были поставлены ещё до того, как появились стабилизаторы (съёмочной группе пришлось создавать специальные сооружения вручную). Сегодня «Я – Куба» – образец операторского мастерства, отрывающий челюсть даже тем, кто привык к сложной визуальной хореографии и длинным дублям.

Кадр из фильма "Дни жатвы"

Вторая картина Терренса Малика, по признанию многих кинокритиков – один из самых красивых фильмов в истории кино.

История о супружеской паре, которые притворяются братом и сестрой, работая на техасской ферме, – любопытное переложение ветхозаветной притчи, которую Малик демонстрирует зрителю на визуальном языке. А еще точнее – фактически на языке живописи. Стоит только обратить внимание на то, как в фильме показаны природные ландшафты и с какой выразительностью оператор снимает крупные планы.

Операторская работа в «Днях жатвы» действительно потрясает: пасторальная идиллия с золотистыми полями, трудящиеся работники фермы, готическая архитектура юга Америки, отсылающая к живописи Эндрю Уайета и Эдварда Хоппера, – всё это было зафиксировано в «режимное время», самый романтический час для съёмок окружающей среды. Достичь подобной романтики Малику удалось большим трудом – картину снимали три оператора, сменявшие друг друга в процессе съёмок. Закономерно и справедливо, что такой сложный с технической точки зрения замысел возымел свой эффект – ничего похожего на «Дни жатвы», кажется, до сих пор так и не поставили.

Кадр из фильма "Апокалипсис сегодня"

Легендарный долгострой Фрэнсиса Форда Копполы, эпос о войне во Вьетнаме, выглядящий не то исторической фреской, не то психоделической рок-балладой, – один из самых чувственных и необыкновенных визуальных опытов. Конечно, заслуга в этом принадлежит стараниям Витторио Стораро – итальянского оператора, который до сотрудничества с Копполой прославился работой над картинами Бернандо Бертолуччи.

В «Апокалипсисе сегодня» визуальный ряд не только погружает в психоделический кошмар в джунглях Камбоджи – визуальные образы доводятся до максимального философского значения. Стораро использует базовые философские категории – жизнь и смерть, свет и тьму, цивилизацию и дикарство, – чтобы подчеркнуть состояние глобального конфликта. Он насыщает фильм богатой цветовой символикой, отваживается использовать контрастные цвета и ищет вдохновение в живописи Караваджо, чтобы создать один из самых мистических визуальных экспириенсов в истории кино. Неспроста за все старания Стораро назовут «богом светотени».

Кадр из фильма "Барри Линдон"

Плутовской роман Стэнли Кубрика, рассказывающий об авантюристе XVIII века, который начинает свой путь в деревне, проходит через горнило войны и попадает в круги аристократического общества. «Барри Линдон» – один из самых сложных фильмов Кубрика с технической точки зрения (и драматургической тоже, учитывая, что это единственная по- настоящему нежная и романтическая картина мастера).

еРоскошные интерьеры с яркой мебелью и аксессуарами XVIII века, живописные природные ландшафты и аристократические костюмы – всё это создавалось Кубриком с привычным для него перфекционизмом, со съёмками от двадцати до пятидесяти дублей. Визуальная палитра фильма ошеломляет – вместе с оператором Джоном Олкоттом Кубрик воспроизвёл романтические тенденции эпохи рококо и неоклассицизма, сделав фильм неотличимым от живописных полотен Томаса Гейнсборо. Но помимо выверенных мизансцен и использования уникальных линз «Барри Линдон» прославился работой со светом – Кубрик отказался от искусственных источников освещения и использовал свечи для съёмок вечерних сцен. Легко понять Стивена Спилберга, который очень метко сравнил «Барри Линдона» с прогулкой по испанскому музею Прадо.

Кадр из фильма "Вход в пустоту"

Галлюцинаторный трип от Гаспара Ноэ – французского режиссёра-радикала, который во «Входе в пустоту» смог достичь формалистического совершенства в своём творчестве. Это фильм, чьим главным героем, безусловно, является сам оператор – динамическая камера Бенуа Деби парит в пространстве и «следит» за окружающим миром. Мерно пульсирующий видеоряд, неоновые всполохи и радикализм визуальных решений, призванных нарушить пространственные границы внутри плоского изображения, – этого уже достаточно, чтобы запомнить «Вход в пустоту» навсегда (и заодно проверить свой вестибулярный аппарат). Это если не говорить о сенсационности сцен, которыми изобилует картина Ноэ.

Следящая камера в качестве наблюдателя удачно реализует формальный замысел – передать зрителю эффект мистических переживаний, будь то загробное видение или наркотический трип (фильм в конечном итоге умудряется удачно усидеть сразу на двух стульях).

Кадр из фильма "Древо жизни"

Грандиозная одиссея Терренса Малика, в которой режиссёр поставил перед собой трудоёмкую задачу: показать сотворение мира и его динамическое становление на фоне жизни одной семьи. Малик использовал все мощности киноязыка, чтобы создать визуальный образ Вселенной – живой, пульсирующей и чувственной. Режиссёр не смог бы выполнить задачу, не заручившись помощью великого оператора – в данном случае выступившего в амплуа полноценного художника.

Эммануэль Любецки и его камера совершают удивительные пируэты: гуляют по заднему двору дома, фиксируют рождение галактик, эффекты вулканических извержений и жизнь одноклеточных. Длинные дубли, снятые широкоугольной камерой, создают неохватную панораму жизни – как органической, так и духовной. Головокружительная работа оператора сделала из «Древа жизни» помпезный рассказ – настолько наглядный и убедительный, что впору все эти красивые сцены показывать на занятиях по биологии.

Кадр из фильма "Бегущий по лезвию 2049"

Сиквел легендарного научно-фантастического фильма, который произвёл впечатление благодаря не столько сценарию и замыслу, сколько операторским ухищрениям Роджера Дикинса. Оскароносный оператор-визионер создал фактуру мира будущего: Лос-Анджелес, залитый неоновой рекламой, исполинскими голограммами и летающими автомобилями. Таким выглядит киберпанк в современной оптике – ещё более технологичным и ещё более цифровым.

После выхода сиквела все хором признали, что фильм Вильнева – один из самых красивых визуальных опытов: достаточно увидеть то, как Дикинс строит мизансцену, играет со светотенью и неторопливо раскрывает образы. Трехчасовой хронометраж делает фильм Вильнева не только захватывающим детективным триллером, но и прекрасным средством для расслабления. Холодные интерьеры и безлюдные панорамы, снятые Дикинсом, погружают зрителя в состояние приятной дремоты – кино в этом смысле действительно становится одним из самых ярких снов.


Текст: Константин Мышкин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?