Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Обзоры

Астерикс и Обеликс против Pixar

По всей планете художники создают компьютерные мультфильмы, но мировыми блокбастерами становятся почти исключительно американские ленты…

Добавить в закладки
Астерикс и Обеликс против Pixar

Когда в этом году диснеевский «Зверополис» предсказуемо получил «Оскар» в категории «лучший полнометражный мультфильм», у него было четыре конкурента – диснеевская же «Моана», «Кубо. Легенда о самурае» орегонской студии Laika, франко-швейцарская «Жизнь Кабачка» и франко-японская «Красная черепаха». Как видите, всего на этот «Оскар» было номинировано три американских картины и две ленты со значительным и даже основным французским участием.

Понятно, год на год не приходится, и французы не всегда попадают в эту номинацию. Но, например, в 2014 году, когда статуэтка досталась «Холодному сердцу», французских участников номинации тоже было двое – «Гадкий я 2» и «Эрнест и Селестина: Приключения мышки и медведя». А когда в 2008 году «Оскар» получил «Рататуй», у него было всего два конкурента (тогда номинация была очень короткой), и одним из них был французский «Персеполис». Та же история была в 2004 году – тогда с победителем «В поисках Немо» сражалось французское «Трио из Бельвилля». Так что, хотя французы еще ни разу не получали этот «Оскар», они регулярно за него сражаются. Причем делают это разные творцы из разных студий, создающие полнометражные мультфильмы в разных техниках.

Это не случайность. Французы обожают свою анимацию, и французское правительство активно ее поддерживает. Благодаря этому, несмотря на все голливудское давление, во Франции каждый год создаются тысячи короткометражных мультфильмов и телевизионных серий, а также несколько (вплоть до дюжины) полнометражных анимационных картин. И что это за картины!

Кадр из мультфильма «Гадкий я 3»

В то время как Япония, еще один мощный производитель анимации, преимущественно выпускает кинопродолжения популярных телевизионных сериалов, во Франции в основном трудятся над самостоятельными полнометражными проектами, зачастую с авторским уклоном. Это позволяет французским лентам достойно выступать на различных фестивалях и сражаться за престижные призы, претендующие на вознаграждение высокой художественности. Французы рассматривают «артхаусное авторство» своих мультфильмов как ключевую особенность национальной индустрии, отличающую ее от голливудской и японской мультиндустрий, которые ориентированы на коммерческое производство и коммерческую эксплуатацию плодов творчества художников.

Что существенно, «авторский мультфильм» – это не обязательно плод творчества нескольких выдающихся аниматоров. Значительное полнометражное произведение требует значительной команды, и художники, которые заканчивают французские училища аниматоров, но не демонстрируют суперталанта, без работы не остаются. Хотя французские анимационные команды все же меньше, чем дивизии специалистов, работающих над голливудскими лентами.

Как видите, французские аниматоры неплохо себя чувствуют, и у них нет мощного стимула менять сложившуюся систему. Тем более что французская анимация хорошо идет в национальном прокате и продается если не по всему миру, то во многие страны, включая Россию. Но, при всех достоинствах этой системы, у нее есть ограничения. Главное из них – творения французских художников не могут похвастаться охватом голливудской продукции. Да, их покупают прокатчики, их смотрят зрители, и далеко не только в Европе… Но все же они не могут на равных тягаться со всемирным распространением лент вроде «Зверополиса» и «Тачек».

Кадр из мультфильма «Гадкий я 3»

Раньше те французы, которые хотели рисовать мультфильмы для всей планеты, вынуждены были уезжать в Америку и устраиваться в голливудские компании. Но теперь в Париже есть студия Illumination Mac Guff – творческое подразделение американской компании Illumination Entertainment, созданное на базе французской студии компьютерной графики Mac Guff. Так что уезжать уже нет нужды. Если ты достаточно талантливый французский мастер компьютерной графики, чтобы рисовать на мировом уровне, то ты можешь радовать детей от Буэнос-Айреса до Петропавловска-Камчатского, спокойно живя в Париже, среди родных музеев и багетов.

Почему американский глава Illumination Entertainment Крис Меледандри купил французскую студию, а не создал анимационную компанию в США? Потому что он обнаружил, что это проще и дешевле. Причем до сих пор. В то время как пиксаровские «Тачки 3» обошлись инвесторам в 175 миллионов долларов, и это отнюдь не предел голливудского анимационного бюджета, Illumination Mac Guff же как раньше работала, так и продолжает работать с бюджетами в районе 75 миллионов долларов. При этом пиксаровский «Хороший динозавр» со своим гигантским бюджетом в 200 миллионов долларов собрал в прокате 332 миллиона, а прошлогодняя «Тайная жизнь животных» от Illumination заработала 875 миллионов долларов. «Миньоны» же, поддержанные зрительской любовью к уже знакомым персонажам, собрали больше миллиарда долларов. Это не просто бизнес – это потрясающий бизнес. От такого бизнеса хочется уволить всех калифорнийцев и открыть студию в Париже.

Можете быть уверены – в Голливуде на эти цифры обратили внимание, и американские суперстудии сейчас пристально изучают возможности и зарплаты французских аниматоров, а также прелести французского налогового кодекса. В свою очередь, из-за финансовых неурядиц в Европе вообще и во Франции в частности французские аниматоры лучше мотивированы работать на американского дядю. И они лучше к этому приспособлены, поскольку в последние годы парижские анимационные училища уделяют большое внимание урокам английского языка.

Disney, Paramount, MGM – эти компании уже размещают во Франции свои анимационные подряды. Причем как телевизионные, так и полнометражные. Так что у Illumination Mac Guff скоро могут появиться мощные местные конкуренты, которые тоже нашли заокеанских спонсоров и променяли национальную арт-традицию на мировой охват. Хотя вряд ли таких компаний будет много – французы слишком любят и ценят свою традицию, чтобы массово с ней распрощаться.

Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?