Рецензия на пилот сериала «Вражда: Бетти и Джоан»

Реальная история склок между голливудскими звездами Джоан Кроуфорд и Бетти Дэвис, которая куда менее драматична, чем обычные телевизионные страсти

Обзоры сериалов

Джоан Кроуфорд (Джессика Лэнг) и Бетти Дэвис (Сьюзан Сарандон) были суперзвездами довоенного и послевоенного Голливуда. К началу 1960-х, однако, их карьеры сходят на нет. Продюсеры предпочитают молодых красоток, и для пожилых актрис главных ролей не пишут. Когда Кроуфорд устает ждать предложений, она сама придумывает проект на основе книжного триллера «Что случилось с Бэби Джейн?» и убеждает Дэвис вместе сыграть сестер, одиноко живущих в голливудском особняке. Но сотрудничают звезды лишь потому, что нуждаются друг в друге для успеха картины. У Кроуфорд и Дэвис давние личные счеты, и съемочная площадка не смягчает, а усугубляет их вражду.

Кадр из сериала "Вражда"

Кадр из сериала "Вражда"

Телевизионный продюсер и сценарист Райан Мерфи многого добился с антологическими шоу «Американская история ужасов» и «Американская история преступлений», каждый сезон которых рассказывает отдельную историю. Теперь Мерфи пытается повторить успех с аналогично устроенным сериалом «Вражда», который, как и «Американская история преступлений», основан на реальных событиях. Первый сезон «Вражды» посвящен противостоянию Кроуфорд и Дэвис, а уже анонсированный второй сезон расскажет о трениях между принцем Чарльзом и принцессой Дианой.

Кадр из сериала "Вражда"

Кадр из сериала "Вражда"

В перечне лучших актрис в истории Голливуда, который составил Американский киноинститут в 1999 году, Бетти Дэвис была на втором месте, а Джоан Кроуфорд – на десятом

К сожалению сценаристов, не каждая интересная подлинная история занимательно смотрится, когда переносится на экран, и первый сезон «Вражды» наглядно это демонстрирует. Когда изучаешь многолетнее противостояние Кроуфорд и Дэвис в контексте голливудской истории, оно поражает и впечатляет своей откровенностью. Даже сейчас голливудцы обычно ведут себя подчеркнуто политесно, и каждая искренняя вспышка гнева на таком фоне представляется извержением вулкана. В прошлом же понятия о приличиях были еще более строгими, и тогда казалось попросту невозможным, что две гранд-дамы Голливуда (у Кроуфорд был один «Оскар», у Дэвис – два) могут публично враждовать, как торговки на Привозе. Тем более было непредставимым, что вражда обострится с возрастом, когда многое из того, что актрис друг в друге раздражало, уйдет в прошлое (так, Дэвис упрекала Кроуфорд, что та сделала карьеру через постель). Поэтому в учебнике закулисной голливудской истории противостояние Джоан и Бетти смотрится как война миров.

Кадр из сериала "Вражда"

Кадр из сериала "Вражда"

Но когда «Бетти и Джоан» превращается из фрагмента истории в сериал, то оказывается, что взаимные оскорбления и мелкий троллинг двух голливудских див жалко выглядят на фоне того, как обычно враждуют герои фильмов и сериалов. Даже если не брать супергеройские боевики с их эпическими противостояниями, а сосредоточиться на «мыльных операх», то легко найти там экранные козни, кражи, убийства, подставы, предательства…

Кадр из сериала "Вражда"

Кадр из сериала "Вражда"

Вышедший в 1962 году хоррор «Что случилось с Бэби Джейн?» был столь популярен, что он стал родоначальником поджанра «сумасшедшие старухи»

В жизни Кроуфорд и Дэвис ничего такого не было и быть не могло – тем более в начале 1960-х, когда уже они чисто физически не могли всерьез друг другу навредить. Да, Дэвис считала, что не получила свой третий «Оскар» за «Что случилось с Бэби Джейн?», поскольку Кроуфорд якобы тайно агитировала против нее. Но вряд ли нужно было специально возбуждать неприязнь к знаменитости со склочным характером, которая всего несколько месяцев удержалась на посту главы Киноакадемии (Дэвис была первой женщиной на этой должности). В любом случае это мелочь в сравнении с кровавой враждой Монтекки и Капулетти или Бэтмена и Джокера. У Мерфи даже в подростковом «Хоре» были более жесткие страсти, чем в первом сезоне «Вражды». Хотя бы потому, что у школьников еще нет эмоциональной брони, которую Кроуфорд и Дэвис нарастили за десятилетия голливудской жизни.

Кадр из сериала "Вражда"

Кадр из сериала "Вражда"

Правда, сериал не сводится к вражде двух знаменитостей. Его «второе дно» – это политкорректное разоблачение голливудского сексизма. Мол, звезды калибра Кроуфорд и Дэвис должны были в любом возрасте легко находить работу, а не клянчить ее. Но ведь это проблема не больших студий, а сценаристов и режиссеров. Если бы те регулярно придумывали захватывающие «бабушкины» истории, которые бы стабильно приносили большие доходы, то всяческие Мэрилин Монро сидели бы без работы. Так что если у Мерфи и К есть проблемы с тем, какое обычно снимается кино, то они должны поднимать эти вопросы в своих гильдиях, а не агитировать публику за то, на что она не может повлиять. Кроме того, эта тема заслуживает куда более нюансированного обсуждения, чем поверхностная пропаганда, которую предлагает «Бетти и Джоан». Плоское, примитивное морализаторство раздражает, а не призывает к действию.

Впрочем, все это претензии к сути «Вражды», а не к тому, как она устроена, снята и сыграна. Лэнг и Сарандон – яркие и талантливые заместительницы своих легендарных предшественниц, и в их исполнении легко почувствовать сходства и различия между Кроуфорд и Дэвис, понять, что этих женщин сближало и отталкивало, и увидеть, насколько это были неоднозначные фигуры. Колорита 1960-х в сериале тоже хоть отбавляй, и «Бетти и Джоан» – занятное зрелище для тех, кто разбирается в голливудской истории и хочет полюбоваться ею на экране в ироничной и трагикомичной подаче. К сожалению, в России даже лучшие фильмы Кроуфорд и Дэвис почти неизвестны, и потому у нас «Бетти и Джоан» не может рассчитывать на такое эмоциональное вовлечение зрителей, как в киноманских кругах США.

15.03.2017 Текст: Борис Иванов
Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми Яндекс Дзен | Твиттер | Telegram | Instagram

Читайте также
Хочу в кино Хочу в кино —
приложение для киносвиданий
Выбери фильм и получай приглашения на свидания в кино
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Facebook Яндекс Дзен Твиттер Telegram Instagram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-55131 от 04.09.2013. © 2019 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Вход через Facebook Вход через ВКонтакте Вход по email
Зарегистрироваться
Регистрация


Дата рождения
*Обязательные поля Согласие на обработку персональных данных
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00