Наверх
Хантер Киллер Пришелец Оверлорд Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда Ральф против Интернета Апгрейд Вдовы Робин Гуд: Начало Проводник Все или ничего

Милейшее кино без всяких закидонов, не «ах», но и не «на любителя», «Прожигатели жизни» /Man About Town/ (2006) напрасно названы кинокомедией. Одна из старейшин нашего цеха Ирина Михайловна Шилова до сих пор утверждает, что единственным преимуществом советского кино был жанр, которого больше не было нигде – «киноповесть». И в этом плане Майк Байндер – вполне советский режиссер. Присутствие звезд, отсутствие спецэффектов, нормальные диалоги, ровный нескучный ритм и как бы мерцающую в каждом кадре иронию над Америкой он действительно свел к вполне законченному жанру. Киноповести не получилось бы у Спилберга, поначалу запавшего на байндеровский сценарий. Был бы очередной плакатный «Терминал» /Terminal, The/ (2004) с «эффектной» слезливостью, и ничего смешного. Но, хотя Том Хэнкс – актер получше Бена Эффлека, об которого только ленивый еще не вытер ноги, он в этом недорогом кино ничего для себя не открыл бы. А столь дорого стоящий Эффлек открыл, что хотя бы способен вписываться в ансамбль.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Прожигатели жизни"

Он играет тихого скромного интеллигента, который всю жизнь притворяется крутым быдловатым перцем. И даже не потому что внешность такая выигрышная, а потому что так в Америке принято. Но буквально с первого кадра скромность становится сутью повествования, формальным элементом, и Эффлека просвечивает. Он играет главу голливудского сценарного агентства, работающего со сценаристами сериалов. У него дом с бассейном, в котором хронически плавает жена-модель (Ребекка Ромэйн), и большой аквариум в гостиной, в который периодически голышом лезет папа после инсульта (Хауард Хессеман). В его фирме больше ста сотрудников и надежный ближний круг, но один там – вечный завистник (сам Майк Байндер), другой – надутый индус (Кэл Пенн), а третья – вообще лесбиянка (Джина Гершон). Эффлек все в жизни сделал по-американски вовремя: дом, карьеру, жену. Миллионеру нет еще сорока. Только сотрудников он уже записал на курсы каратэ, от жены добился адюльтера, а сам теперь ходит на литзанятия по ведению личного дневника.

Не подумайте, что там такая уж прямо крезуха – нет, нормальный Лос-Анджелес. Но помянутая скромность довлеет этим самым «нормам» с первого кадра, в котором появляется Джон Клиз. Эпизодическая роль руководителя «дневниковых» занятий – мелочь-пустяк. Простая школьная доска и старый дядька, как из того монолога Жванецкого про их учителя литературы в Одессе. Однако старый англичанин из «Монти Пайтона» настолько живей Америки, что обычные будни понтярщика-фирмача вдруг действительно кажутся бредом. Не то, чтобы все у него развалилось – да нет, популярного сценариста можно было подтянуть, ублюдочного соблазнителя – размазать, жене дать в табло, инсультного папу сдать в богадельню, украденный компрометирующий дневник выкупить у идиотки-воровки (Линг Бай). Но зачем? Чего это вы тут делаете? Фильм на школьной доске прописывает эту суть сквозь все гэги и фарсовые ситуации, и, чем больше бред нарастает, тем ясней окончательно антиамериканский ответ на них. «Остановитесь, оглянитесь» – как в тех стихах покойного Аронова, которые кризис среднего возраста описывают лучше любого шринка.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Прожигатели жизни"

Элегическое повествование плавно, нестаромодно и ненавязчиво за счет нескольких вещей. Разговоров о сексе («Она этими губами сосала ему член, и как я теперь буду с ней целоваться?»), чисто конкретной драматургии (остроумно с выбитыми зубами, с дракой с китайцами и, конечно, с «показом» Шарон Стоун (Эмбер Валлетта) из «Основного инстинкта» /Basic Instinct/ (1992)), точного попадания в типажи (Джине Гершон – пять с плюсом). Конечно, местами Ромэйн и Эффлек недотягивают до других. Но почему-то вместо всех смешных моментов, когда «Прожигатели жизни» действительно становились комедией, в памяти остается лишь сцена, когда Эффлек с бейбольной битой подъезжал вечерами к дому врага, хотел войти и убить, но так и не входил. Стоял за окном и смотрел, как тот смотрит телевизор. Было в этом стоянии с каменной физиономией неважного актера что-то очень симпатичное. И весь фильм иным словом не назовешь. Симпатичный.

Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми!

Яндекс ДзенЯндекс Дзен | InstagramInstagram | TelegramTelegram | ТвиттерТвиттер


Комментарии  166


Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть