
В прокат выходит «Банда аутсайдеров» — знаковый фильм Жан-Люка Годара с Анной Кариной в главной роли. Бездельники Артур (Клод Брассёр) и Франц (Сами Фре) встречают на курсах английского робкую Одиль (Карина). Девушка рассказывает приятелям о крупной сумме денег, спрятанной в доме ее тети. Троица начинает разрабатывать план ограбления.
Мы решили углубиться в историю ленты и рассказать об интересных фактах, которые могли пройти мимо вас.
«Банда аутсайдеров» — на самом деле фильм о французской «новой волне»?
Пародия на гангстерское кино, драма о любовном треугольнике, портрет скучающей молодежи второй половины ХХ века — с момента выхода в 1964 году фильм был проанализирован вдоль и поперек. Одна из самых интересных трактовок звучит следующим образом: что, если «Банда аутсайдеров» на самом деле повествует непосредственно о французской «новой волне»? Рассмотрим ключевые аргументы данной интерпретации.
В середине фильма в глаза бросается магазин, рядом с которым проходят Одиль и Артур: на здании — неоновая вывеска Nouvelle Vague, что с французского переводится как «Новая волна». Конечно, это может быть всего лишь любовным посланием единомышленникам. Но название фильма тоже намекает на движение: подобно героям, молодые критики из «Кайе дю синема» и по совместительству будущие режиссеры-революционеры представляли собой группу аутсайдеров, которые не вписывались в общепринятые рамки киноиндустрии.
Место, где живет Одиль, скорее всего, выбрано неслучайно. Дом находится в пригороде Парижа Жуанвиль-ле-Пон. Агломерация славилась крупной киностудией, которая выпустила огромное количество классических фильмов. Жуанвиль-ле-Пон даже называли «маленьким Голливудом». Замысел Франца и Артура ограбить поместье может намекать на то, что режиссеры «новой волны» как будто вторглись на территорию традиционного французского кино и навели суету в консервативной среде.
Еще один довод в пользу трактовки: главные герои (будто бы!) имеют прототипы. Наименее приятный персонаж Артур — возможно, Франсуа Трюффо, с которым Жан-Люк Годар к 1964 году уже разругался. Трюффо был известен «теорией автора», а французское auteur как раз созвучно с Артуром. Франц, вероятно, представляет собой Годара. А любовный треугольник в фильме — отражение соперничества двух кинематографистов за внимание французской публики, которую, в свою очередь, олицетворяет Одиль — застенчивая старомодная девушка, живущая у буржуазной тетушки.
Репетиции того самого танца заняли три недели!
Пожалуй, самая известная сцена из «Банды аутсайдеров» — танец «Мэдисон». После напряженной встречи в кафе, где приятели вместе с Одиль обсуждали детали ограбления, троица пускается в пляс и на время забывает о внешних неурядицах. Именно «Мэдисон» вдохновил Квентина Тарантино на танцевальную сцену в ретро-закусочной в «Криминальном чтиве». К слову, любовь режиссера к гангстерской драме Годара этим не ограничилась: Тарантино назвал продюсерскую компанию в честь «Банды аутсайдеров».
Ритмичный танец с хлопками в ладоши и щелчками пальцев репетировали в течение трех недель в ночном клубе каждый вечер после съемок. Актеры занимались с профессиональными хореографами. Потребовалось немало времени, чтобы выучить движения, поскольку исполнители главных ролей Сами Фре и Клод Брассёр не умели танцевать. Упорные занятия дали результат — актеры справились с задачей безупречно, а танец навсегда вошел в историю кино.
Девятиминутная пробежка по Лувру снималась без разрешения?
Еще одна знаковая сцена из фильма — пробежка по Лувру. Перед ограблением герои решают убить время и побить рекорд американского туриста, который обошел музей за 9 минут 45 секунд. Франц, Артур и Одиль мчатся по залам и демонстрируют впечатляющий результат — 9 минут 43 секунды. Спустя 39 лет рекорд побьет троица из нового поколения бунтарей — персонажи фильма Бернардо Бертолуччи «Мечтатели».
Закадровая история не менее интересна, чем сама сцена. Легенда гласит, что Годар, по всей вероятности, забыл договориться с администрацией Лувра. Режиссеру пришлось тайком пронести камеру, а недоуменные охранники, которых мы видим в кадре, — обычные сотрудники, не осведомленные о съемках фильма. Чего только не сделаешь ради магии кино!
«Банда аутсайдеров» спасла Анне Карина жизнь
Жан-Люк Годар и Анна Карина были одной из самых красивых пар 1960-х. Но за кинематографичной картинкой скрывался багаж травм и конфликтов. Возлюбленные не раз расставались, Годар нередко покидал девушку без причины, а Анна страдала от ментальных проблем. До начала работы над «Бандой аутсайдеров» Карина пыталась покончить с собой. Жан-Люк отправил актрису в психиатрическую больницу, а когда пришел забирать, поставил перед фактом: послезавтра начнутся съемки нового проекта.
Кажется, именно работа была нужна утратившей интерес к жизни актрисе. Рассказывая в интервью о съемках, Анна вспоминает, насколько тяжелый период переживала в тот момент. По словам Карина, «Банда аутсайдеров» в каком-то смысле спасла ей жизнь. Во время съемок влюбленные помирились и переехали в новую квартиру. Увы, уже в 1965 году супруги развелись.
Культовый фильм был освистан
Многие легендарные ленты получили признание лишь спустя время: «Банда аутсайдеров» входит в группу фильмов-изгоев, которые не сразу были оценены по достоинству. Ничего удивительного, ведь эксперименты Годара с киноязыком предсказуемо не всем пришлись по вкусу. Премьера «Банды аутсайдеров» состоялась 5 июля 1964 года на Берлинале, но фильм не попал в конкурсную программу. Чуть позже картину Годара показали в Локарно, где она и вовсе была освистана. Дальнейшая судьба «Банды аутсайдеров» тоже не могла порадовать режиссера: фильм не добился особого успеха в прокате.
Сегодня «Банда аутсайдеров» не нуждается в защите. Криминальная драма не единожды входила в списки лучших фильмов и неоднократно цитировалась другими кинематографистами. Можно любить или ненавидеть историю о неудачливых грабителях, но сложно отрицать очевидное: «Банда аутсайдеров» — артефакт эпохи, важный фильм французской «новой волны» и просто кино, о котором хочется долго и вдумчиво дискутировать.
«Банда аутсайдеров» в прокате с 31 июля.