
Один безумный день медсестры в швейцарской больнице.
Медсестра Флория Линд (Леони Бенеш) днём заступает на смену в онкологическом отделении обычной швейцарской больницы. Иногда работнице также приходится «навещать» пациентов и в хирургии. На смене помимо Флории ещё одна медсестра, Беа (Соня Ризен), и ординаторка Амели (Сельма Джамаль Алдин). Персонала катастрофически не хватает. Флория бегает между палатами, то отправляя пациентов на операцию, то делая уколы обезболивающего, то выслушивая недовольство состоятельных больных со страховкой. Врачи вечно находятся в операционной и не помогают медсёстрам. У Флории нет времени ни на перекус, ни на короткий телефонный разговор с дочерью Эммой.
Премьера «Ночной смены» состоялась во внеконкурсной программе Берлинского фестиваля. Медицинская драма уже вышла в кинотеатрах Швейцарии и Германии и демонстрирует достойные кассовые сборы. «Ночная смена» — третий полный метр постановщицы Петры Бьондины Вольпе. В дебютной картине «Страна мечты» режиссёрка рассказывала о болгарской секс-работнице на улицах Цюриха и переплетающихся историях ее клиентов. Во втором фильме — драмеди «Божественный порядок» — кинематографистка напоминала о борьбе активисток за избирательное право женщин в Швейцарии накануне судьбоносного референдума 1971 года. Вольпе трудно назвать звездой европейской режиссуры, но она заметная фигура в мире современного кинематографа.
«Ночная смена» вполне может оказаться прорывом в карьере швейцарской постановщицы. Немаловажную роль в успехе фильма сыграла исполнительница главной роли Леони Бенеш — одна из самых перспективных молодых немецких актрис сегодня. В прошлом году артистка снялась в участвовавшей в оскаровской гонке драме «5 сентября» о теракте на Мюнхенской Олимпиаде 1972 года. В 2023-м Бенеш сыграла главную роль в «Учительской» Илькера Чатака, номинированной на награду американской киноакадемии в категории «лучший иностранный фильм». У немецкой актрисы есть все шансы в ближайшее время сверкнуть в международных проектах. В «Ночной смене» нет ни одной сцены без участия Бенеш, протагонистка выступает ярко выраженным эмоциональным центром повествования, причём от героини не оторвать глаз, даже когда в эпизоде нет слов.
Флория — эмпатичная и профессиональная медсестра, на которую стоит равняться коллегам, но из-за недобора персонала сотрудница находится в постоянном стрессе. Пациенты нажимают на кнопки вызова и просят обезболивающее; родственники в коридорах интересуются у фрау Линд, когда сотрудница навестит маму или папу; на мобильный звонят дочери и сыновья больных из других городов или даже стран; коллеги из смежных отделений сообщают о готовности операционной или томографа; герр Леу (Урс Билер) сдал анализы и никак не может узнать диагноз; состоятельный герр Северин (Йюрг Плюсс) просит чай с мятой и каждый раз кричит, когда требования выполняются не за пару минут; герр Нана (Урбен Гигемде) не хочет глотать эндоскопическую трубку и жалуется на храпящего соседа. Флория пытается всем улыбаться и многократно извиняется, но складывается впечатление, что медсестре должны помогать как минимум двое коллег. От вороха задач кружится голова. Разумеется, к концу дня даже у самой стойкой и хладнокровной профессионалки накапливается раздражение, и не избежать ошибок, которые могут оказаться фатальными.
Вольпе в реалистичной манере показывает одну смену фрау Линд. Камера не отступает от медсестры ни на шаг, точно передавая бесконечные перемещения по нескольким этажам больницы. Трудно представить, где найти силы, чтобы существовать в подобном режиме несколько дней в неделю. Не стоит забывать, что Флория имеет дело с онкобольными, требующими особого внимания и заботы. Медсестре регулярно приходится сообщать о страшном диагнозе, морально поддерживать пациентов и переживать с ними все стадии принятия. Гнев, слёзы, сомнения и крики больных — рутина фрау Линд.
После эпидемии коронавируса на телевидении вновь обратили внимание на врачей, которые находятся в состоянии перманентного стресса и часто не диагностированного посттравматического синдрома. «Больница Питт» и «Берлинская неотложка» прямо заявляют, что докторам нужна психологическая помощь. «Ночная смена» говорит о не менее важной социальной проблеме. Условия труда у медсестёр ещё хуже, а работа персонала больниц нередко не получает должного уважения и оплаты труда. Вольпе на примере одной смены Флории объясняет, почему в Швейцарии не первый год фиксируется недобор сотрудниц клиник и госпиталей, а дальше ситуация будет только ухудшаться. Фильму, с одной стороны, удаётся увлечь динамичным сюжетом, а с другой — во всех подробностях продемонстрировать будни медсестры обычной больницы: с постоянной нервотрёпкой и редкими минутами благодарности или трогательных бесед со смертельно больными пациентами, ради которых работница завтра выйдет на смену. Редко какая картина без лишних манипуляций и пафоса рассказывает о настоящих героях, о которых с экрана говорят слишком мало.