
Новая прокатная неделя принесла оскароносную драму о Холокосте, великий документальный фильм и еще кое-что. Рассказываем, что нас будет ждать в кинотеатрах в ближайшие дни.
Лучше поздно, чем никогда: до отечественного проката наконец-то дошел один из главных фильмов 2023 года и по совместительству лауреат премии «Оскар». «Зона интересов» — экранизация одноименного романа Мартина Эмиса и долгострой режиссера Джонатана Глейзера, выпускающего фильмы раз в десятилетие (прошлый — культовый «Побудь в моей шкуре»). В центре истории будни семьи коменданта Освенцима Рудольфа Хёсса (Кристиан Фридель из «Белого лотоса»). Пока немцы устраивают чаепития и копаются в саду, за стеной буквально ежедневно убивают тысячи евреев. «Зона интересов» — не просто шок-контент о далеком прошлом, но и злободневное размышление о том, как удобно игнорировать возмутительное зло, происходящее по соседству. Неслучайно Глейзер посвятил свой фильм сектору Газа, страдающему от атак Израиля. Конечно, «Зону интересов» можно посмотреть и дома, но поход в кинотеатр реально обязателен — создатели сделали акцент на дискомфортный звуковой дизайн и гнетущий саундтрек Мики Ливай.
Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии.
Если вы откроете любой список лучших документальных фильмов в истории кинематографа, но наверняка почти во всех на топовых позициях будет красоваться «Человек с киноаппаратом» — экспериментальный и невероятно изобретательный шедевр Дзиги Вертова. В нем нет ни сюжета, ни объекта исследования — никаких говорящих голов, скучных наблюдений и фиксации реальности. Ровно наоборот — Вертов хотел наглядно продемонстрировать безграничные возможности киноязыка, движения камеры и ритмичности монтажа, поэтому фильм целиком состоит из невероятных технических приемов вроде совмещения двух изображений. При этом «Человек с киноаппаратом» — еще и симфония городов столетней давности, которая передает хаотичность и высокую динамику повседневности: заводы работают, транспорт несется по улицам, а люди куда-то торопятся. Словом, жизнь вовсю кипит, и это впечатляющее зрелище. Любую классику лучше смотреть в кино, но «Человек с киноаппаратом» — на самом деле фильм, который на большом экране просто взрывает голову. Поверьте, эти 70 минут разделили отношение к кинематографу на до и после не одному поколению зрителей.
Российских киносказок стало так много, что фильмы больше не привязаны к новогоднему прокату — теперь фольклорное кино пытается занять место голливудских летних блокбастеров. Впрочем, «Соловей против Муромца» — не типичный представитель жанра: вместо путешествия в прошлое к лаптям и косоворотке создатели предлагают остаться в настоящем и посмотреть, как былинные герои адаптируются к современности и технологиям. Илья Муромец (Владимир Любимцев) пробуждается после вечного сна в наши дни, где должен дать отпор Соловью-Разбойнику (Никита Ефремов) и вернуть свое доброе имя. Для этого богатырю придется надеть броню, подозрительно напоминающую доспехи из Warhammer 40,000, и истребить полчище роботов на арене. Сложно сказать, что из этого выйдет, но по крайней мере хочется ценить создателей за смелость.
Джош (Бен Фостер) сбегает от городской суеты и вместе с женой (Коби Смолдерс) и сыном переезжает в новый пригородный дом. Спокойствия герой так и не обретает, потому что живет напротив опасного участка дороги, где постоянно происходят аварии — нередко со смертельным исходом. Пока супруга изучает варианты с отменой покупки, Джош решается отныне любой ценой спасать водителей от ДТП. «Крутой поворот» — фестивальный триллер о том, как альтруизм и благородство превращаются в саморазрушительную одержимость, влекущую за собой трагедию. Необязательное кино, но всегда приятно посмотреть на Бена Фостера, привыкшего сидеть на вторых планах.
Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии.
В последние годы российские кинематографисты все чаще обращаются к жизни людей с особенностями («Она такая классная», «Чистый лист»). «Правила Филиппа» — еще одно чуткое инклюзивное кино, в этот раз про человека с синдромом Дауна. 25-летний Филипп (Григорий Данишевский) мечтает стать бариста и варить вкусный кофе для людей, но планы смущают маму (Юлия Яблонская), которая считает, что работа принесет сыну больше неприятностей, чем счастья. «Правила Филиппа» — один из лучших отечественных фильмов прошлого года: чудо, что это нежное и абсолютно зрительское кино не затерялось на фестивалях, а дошло до проката, но ему, как и многим людям с особенностями развития, нужно лишь немного веры окружающих. Не пропустите.