Что посмотреть
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Статьи о кино

Эта служба и опасна, и трудна

Обзор иностранной прессы по фильмам «Несломленный» и «Американский снайпер»

Добавить в закладки

Люди войны из другого теста. Человек, видевший гибель людей, сам приносивший смерть и поневоле игравший своей жизнью, никогда не будет тем, кем он был до войны. Не важно, где ты работал, как отдыхал, какими вещами интересовался, побывав в пекле, ты становишься абсолютно другим. Причем не важно, насколько успешна твоя военная карьера, отпечаток на жизни она все равно оставляет.

Луи Замперини – американец с итальянскими корнями, который за свою жизнь чуть не загремел за решетку, стал олимпийским чемпионом и прошел войну. Еще этот человек дважды умирал – в 1943 году и 70 лет спустя – в 2014-м.

История Замперини поразительна, такое, как говорят, бывает только в кинофильмах, причем голливудских, где старание и труд, а еще сила воли и вера в себя доведут дело до хеппи-энда. Он сразу окунулся в тяжелые времена с головой. Луи рос как раз в тот период, когда Америка переживала Великую депрессию. При этом он и его родители плохо говорили по-английски, а сверстники частенько дразнили мальчика и порой поколачивали. Вдобавок Луи подворовывал и дрался за деньги, будучи подростком. Его на этом поймала полиция. Благо, шериф попался человечный и сдал паренька родителям, сказав, что лучше бы мальчонка свою энергию направлял в нужное русло, например, в спорт. Так Луи и сделал… Энергии хватило на потрясающую спортивную карьеру, вершиной которой стала Олимпиада 1936 года в Германии и звание самого молодого американца в одной из легкоатлетических дисциплин. В 1936-м Замперини познакомился с Гитлером, а через 5 лет отправился воевать против его армии.

Замперини служил в ВВС и бороздил небесные просторы вначале на «Супермене», а затем на «Зеленом шершне». Так Луи и его команда называли свои бомбардировщики, парившие над Тихим океаном. Первый служил верой и правдой до 1943 года, Луи и сослуживцы его любили, называли сынком и чуть ли не полировали каждую деталь. Увы, после одного из боев «сынок» так и не вышел на взлетную полосу. Тогда бывшему олимпийцу дали новый бомбардировщик B-24, его прозвали «Зеленым шершнем», правда, среди летчиков этот самолет чаще обзывали «летающим кирпичом». В одном из боев он как раз подобно кирпичу спикировал вниз, и вся команда оказалась в воде.

В 1943 году семья Замперини получила похоронку и ноту соболезнования лично от Франклина Рузвельта. Президент и командование были уверены – Луи Замперини нет среди живых. На место авиакатастрофы посылали поисковый отряд, но никого обнаружить не удалось, лишь обломки самолета. Никто и не догадался, что всех выживших подобрали японцы.

Так Замперини попал в плен, где на нем ставили медицинские эксперименты, использовали как раба, жестоко избивали, а один из охранников сделал его постоянным объектом своих садистских забав. Спортсмен вытерпел до конца войны…

И лишь в сентябре 1945-го выяснилось, что Луи жив. Для родных, близких, да вообще для всех Луи вернулся из мертвых. Экс-олимпиец был в Йокогаме, изнывал от жары в длиннющей очереди к стойке Красного креста, где раздавали кофе, пончики и кока-колу. В этот момент к нему подбежал репортер New York Times, искавший материал для статьи. Ничего не подозревая, он задал Луи вопрос.

Как тебя зовут, солдат?
Луис Замперини.
Не может быть, Замперини умер.

Тогда Замперини протянул ему свой студенческий ID, единственный документ, оставшийся у него после плена. Репортер начал удивленно хлопать глазами и заваливать Луи вопросами, а герой войны только и думал, как он будет уминать с голодухи пончик.

Кадр из фильма «Несломленный»

Согласитесь, этой истории было предначертано попасть на большой экран. О Замперини написано несколько книг, включая его собственные мемуары. Самая успешная из них – биография Лоры Хилленбранд «Несломленный Второй мировой: История выживания, стойкости и спасения», долгое время возглавлявшая различные рейтинги бестселлеров. Ее-то в 2011 году и приобрела студия Universal. Изначально предполагалось, что биографией займутся сценаристы Уильям Николсон, Скотт Купер и Ричард ЛаГравенес, а режиссуру поручат Фрэнсису Лоуренсу. Однако время распорядилось иначе: «Несломленный» отправился на полку, а Лоуренс всерьез и надолго подписался на «Голодные игры». В итоге за биографию в 2012 году взялась Анджелина Джоли, сценарий для нее переписывали Джоэл и Итан Коэны. На главную роль после неудачных попыток подписать сложившуюся звезду взяли восходящего на голливудский олимп Джека О’Коннелла.

Что из этого получилось? Весьма противоречивая работа, пропитанная чувствами патриотизма и героизма, которую можно считать шагом вверх по карьерной лестницы для режиссера Джоли, но пока нельзя назвать лентой, претендующей на звание культовой.

«В конце концов, сильные стороны “Несломленного” перевешивают слабые; особенно с учетом того, что мы знаем судьбу главного героя. Джоли поддерживает заинтересованность, пока герой страдает, чего не удается той же “Розовой воде”, размышляющей на схожую тему. Это приятная глазу работа с хорошим актерским составом, который достойно выглядит даже в тяжелых для съемок условиях. В то же время “Несломленный” – это мощное напоминание, что Вторая мировая война, при всех приукрашиваниях последних лет, остается ужасной и опустошающей, как и любой другой вооруженный конфликт», – обстоятельно пишет Алонсо Дюральде (Alonso Duralde/The Wrap).

Кадр из фильма «Несломленный»

«Джоли держит на плаву линию повествования за счет первоклассной режиссуры, нескольких доведенных до совершенства моментов особой напряженности и великолепной игры Джека О’Коннелла. Пусть фильм лишь заявляет претензию на полномасштабный эпик, но не выполняет ее, “Несломленный” подтверждает, что режиссерский навык Джоли не уступает другим ее талантам», – хвалит картину Эрик Кон (Eric Kohn/indieWire).

«Отличная правдивая история выливается в обычный неплохой фильм. После взрывного первого получаса вторая режиссерская работа Анджелины Джоли медленно теряет запал, рассказывая хронику нечеловеческих страданий, которые пришлись на долю Луи Замперини в японских лагерях. Отличная актерская игра Джека О’Коннелла, которую в нужное русло направляла твердая рука Джоли», – резюмировал Тодд МакКарти (Todd McCarthy/The Hollywood Reporter).

Изначально фильм позиционировался как инди, не претендующий на огромную кассу в рождественский сезон. В лучшем случае Джоли и продюсеры рассчитывали зацепить фестивали, но затем аппетиты выросли, и вот «Несломленному» прогнозируют неплохие сборы и даже награды, тем более что фильм вышел в нужный для призов сезон. Некоторые даже причисляли вторую постановочную работу Джоли к фильмам года, но они явно горячились, выписывая столь великодушные авансы.

Кадр из фильма «Несломленный»

«Несмотря на высоконравственность ленты и ее правильный посыл – не забудем и про грандиозные масштабы, – есть что-то тяжеловесное и избитое в манере съемки», – поделился своим неоднозначным впечатлением Эндрю Палвер (Andrew Pulver/The Guardian).

«Фильм встает на путь Форреста Гампа, но это не превозносит человеческий дух, а скорее истощает его», – считает Тим Роуби (Tim Robey/The Telegraph).

Посмотреть, насколько далеко вперед шагнула Джоли своим вторым фильмом в качестве режиссера, можно будет в России с 15 января. К слову, Луи Замперини не дожил до премьеры фильма совсем чуть-чуть, вторая смерть настигла его в возрасте 97 лет 2 июля 2014 года, он скончался от пневмонии.

Крис Кайл – совсем другой герой американской армии, нисколько не похожий на Луи Замперини. Он не проходил путь из грязи в князи, не выигрывал олимпийских наград, не являл собой пример сверхчеловеческой воли, просидев полвойны в плену. Кайл просто убил 160 человек (по неофициальным данным – 255).

Бывший морской котик был снайпером, он прослыл самым смертоносным стрелком в американской военной истории. Все свои зарубки на винтовке он сделал во время иракской кампании.

Крис Кайл

«Стрельба по врагам была моей обязанностью, и я не жалею об этом, – рассказал Кайл в интервью Texas Monthly. – Мои сожаления касаются только людей, которых я не мог спасти, морских пехотинцев, солдат, приятелей. Я не настолько наивен, чтобы романтизировать войну, ведь худшие моменты в моей жизни связаны как раз с ней. Но перед Богом я предстану с чистой совестью: такова уж была моя работа».

Кайл не жалел, но все же с горечью признавался, что на войне приходилось убивать и женщин, и детей. Об этом он рассказал в мемуарах, ставших бестселлером. Книгой и персоной Кайла заинтересовались киношники и Брэдли Купер в частности. Он заделался продюсером байопика и хотел отдать главную роль Крису Прэтту, но вовремя одумался и сам взялся за работу. Режиссера выбирали долго – несколько лет – и в конечном счете остановились на Клинте Иствуде, перебрав кандидатуры Стивена Спилберга и Дэвида О. Расселла.

Для роли Брэдли набрал почти 20 килограммов, питаясь по специальной диете и регулярно посещая спортзал. Наняв специального тренера, актер работал по четыре часа в день на протяжении нескольких месяцев. Помимо этого, Купер занимался спецподготовкой, чтобы максимально близко показать, как ведет себя на позиции снайпер, как держать винтовку, правильно говорить по рации и координировать свои действия с другими вояками. К слову, в фильме впоследствии снялись реальные «морские котики», поэтому дедушка Иствуд и Брэдли Купер, задающий себе новую планку серьезности ролей, добились максимально реализма.

Кадр из фильма «Снайпер»

Зритель это оценил, проведя параллель с «Повелителем бури», отдав должное режиссуре и зачислив Брэдли Купера в одного из претендентов на «Оскар». Между прочим, ленту специально выпускают в два захода – в конце декабря, дабы успеть попасть на «Оскар»-2015, и в январе, когда «Снайперу» предстоит уже широкий прокат.

«Тяжелый, яркий и одновременно печальный отрезок жизни самого эффективного снайпера в истории американской армии очень похож по качеству и тематике на другую военную картину, “Повелитель бури”», – пишет Тодд МакКарти (Todd McCarthy/The Hollywood Reporter).

«Как “Повелитель бури” неожиданно открыл глубину в актерском таланте Джереми Реннера, так и “Американский снайпер” вытягивает из Купера сдержанный в определенных рамках, но крайне эмоциональный образ, без слов демонстрирующий всю боль на измученном войной лице актера», – излагает свое мнение Джастин Чанг (Justin Chang/Variety).

Аналогии с «Повелителем бури» понравились не всем, не каждый посчитал это за плюс. Обычно впечатлительный Дрю МакУини (Drew McWeeney/HitFix) в этот раз сказал, что где-то мы это все уже видели: «В общем, “Американский снайпер” – это солидная постановка, но ничем не примечательная картина, наполненная знакомыми драматическими ситуациями и неожиданно блеклым миром, который окружает центрального персонажа. Брэдли Купер выдает сильную работу, но сценарист Джейсон Холл так и не смог донести до зрителя, почему нам вообще нужно знать эту историю».

Кадр из фильма «Снайпер»

Так или иначе, «Американский снайпер» оставляет после себя след, об этом пишет Крис Нэшэтэуэй (Chris Nashataway/Entertainment Weekly): «”Американский снайпер” – это фильм, пробуждающий сложные эмоции. Пройдет месяц после просмотра, а вы, возможно, все еще будете бороться внутри себя и думать, пропаганда ли это или мощная, глубокая картина. Быть может, это не должно вас удивлять. В конце концов, Иствуд – это человек, построивший свою карьеру на парадоксе насилия».

До России парадоксы насилия будут добираться долго, мы увидим картину только 19 марта 2015 года. С сожалением отметим, что Крис Кайл, как и Замперини, тоже не дожил до премьеры собственного байопика. Уроженец Одессы погиб в 2013 году, его застрелил на мирной территории солдат с посттравматическим стрессом, пришедший поупражняться на стрельбище, где Кайл был инструктором.

Текст: Владислав Копысов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?