Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Обзоры

Главный актёр второго плана: 5 причин, почему мы любим Стива Бушеми

Стиву Бушеми, снимавшемуся в фильмах Квентина Тарантино, Джима Джармуша и братьев Коэн, исполняется 64 года. Его роли, как правило, эпизодические и второплановые, герои — до нелепости неудачливые, а жизнь самого актёра могла бы лечь в основу эффектного четырёхчасового байопика. Рассказываем, за что мы полюбили Бушеми и как ему удаётся очаровывать публику, неизменно оставаясь в тени главных героев.

Добавить в закладки
Главный актёр второго плана: 5 причин, почему мы любим Стива Бушеми

Большая жизнь маленького человека

Стив Бушеми на службе пожарного

Стив Бушеми на службе пожарного

Отец Бушеми постоянно напоминал детям, что после учёбы они должны попасть на государственную службу. Стив, будучи ответственным сыном (а ещё просто потому, что не знал, чем заняться по жизни), последовал заветам и стал пожарным. До этого будущий актёр, впрочем, сменил с десяток работ: продавал газеты, разъезжал на фургончике с мороженым и дежурил на заправках. Когда Бушеми всё-таки понял, что ему больше нравится выступать со стендапами и вживаться в чужие роли, а совмещать театральные кружки с основной профессией стало тяжело, он покинул пожарный участок и отправился в свободное плавание: в течение 5 лет артист играл в сериалах и дешёвых комедиях, пока однажды не попал к Джармушу и Скорсезе. То, что было дальше, — уже история.

Стив Бушеми в роли Папа на кадре из фильма «Король Стейтен-Айленда»

Стив Бушеми в роли Папа на кадре из фильма «Король Стейтен-Айленда»

К 2001 году Бушеми уже снялся у Тарантино, братьев Коэн, Карпентера, Олтмена, Родригеса, а ещё успел выступить с режиссёрским дебютом. 11 сентября всю Америку охватил траур: самолёты, захваченные террористами, столкнулись с башнями-близнецами в центре Нью-Йорка. Не желая оставаться в стороне, актёр отправился в пожарный участок и вместе с коллегами разбирал завалы после теракта. Многие из них позже умрут от рака и других заболеваний, вызванных гигантским количеством пыли, попавшей в лёгкие, а сам Бушеми с тех пор будет страдать от ПТСР. У артиста в жизни, откровенно говоря, хватает мрачных историй: во время потасовки на съёмке его несколько раз ударили ножом, а недавно после продолжительной борьбы с тяжелой болезнью не стало его жены.

К слову, Бушеми наотрез отказывается корректировать свои смещённые зубы: когда один из дантистов предложил актёру помочь, тот заявил, что перестанет к нему ходить, если он полезет исправлять его косметический недостаток. Эта естественность и принятие себя — пожалуй, главная черта, которая сразу выделяет Бушеми. Он никогда не скрывал морщины под глазами и вообще нередко иронизировал над своим внешним видом: как итог — знаменитый мем How Do You Do Fellow Kids из «Студии 60», где Стив пытается косить под подростка со скейтером и бейсболкой на голове.

Главный враг Шона Бина

Стив Бушеми в роли Донни на кадре из фильма «Большой Лебовски»

Стив Бушеми в роли Донни на кадре из фильма «Большой Лебовски»

Бытует мнение, что все герои Шона Бина обречены на смерть, но у экранных образов Стива Бушеми судьба не многим лучше. «Фарго» и «Перекрёсток Миллера», «Остров» и «Последний изгой» — в каждом из этих фильмов (перед нами лишь малая часть гигантского списка) у персонажей, которых играет актёр, до жути незавидная судьба. Кому-то выстрелят прямо в лицо, кого-то скинут с балкона, а некоторым не повезёт оказаться в эпицентре взрыва. У Бушеми, к слову, даже есть фаворит: его любимая сцена собственной смерти — сердечный приступ Донни из «Большого Лебовски».

Стив Бушеми в роли Карла на кадре из фильма «Фарго»

Стив Бушеми в роли Карла на кадре из фильма «Фарго»

С одной стороны, этот феномен возмутительно банален: Бушеми часто играет негодяев, нелицеприятных персонажей, чей исход предопределён их же одиозными поступками. Предатели, убийцы, маньяки и наркоманы — в кино у этих героев финал, как правило, один. Бушеми, при всей его внешней чудаковатости, становится лёгкой мишенью для режиссёров. Может, не мальчиком для битья, но определённо игрушкой в руках бесславной фортуны. А меньше всего Стиву везёт именно в работах братьев Коэн, которые вечно жонглируют превратностями судьбы: раз уж артисту суждено играть скользких типов, на его примере режиссёры как нельзя лучше могут порассуждать о жизни плохих парней, способных убежать от закона, но не от фатума.

Трагикомедия второго плана

Стив Бушеми в роли Ника на кадре из фильма «Жизнь в забвении»

Стив Бушеми в роли Ника на кадре из фильма «Жизнь в забвении»

Люди, которых играет Бушеми, нередко вписываются в концепцию если не маленького человека (до отечественной традиции тут далеко), то персонажа незаметного, второпланового. А учитывая, какой финал обычно ждёт впереди, их впору даже назвать трагедийными. Вот, например, тот же Донни из «Большого Лебовски», чья гибель, с одной стороны, оказывается пугающе непредсказуемой, свалившейся на голову зрителя из ниоткуда, и то же время пропитанной едкой коэновской иронией. Последний аккорд его существования — развеивание праха над Тихим океаном — оборачивается фарсом: все останки героя летят в лицо Лебовски и Собчаку.

Ромеро из «Детей шпионов 2» — затворник и кидалт, обречённый на вечное одиночество в окружении мутантов, Хрущёв из «Смерти Сталина» — политическая пешка, которая через пару поколений сменится другим партийным болванчиком, а постановщик Ник Рив из «Жизни в забвении» — художник, заблудший в собственных снах. Герои Бушеми словно зверьки в мышеловке: потерянные, безнадёжные, вызывающие одновременно и симпатию, и искреннюю жалость. Это шаткое положение актёр сохранит в большей части своей фильмографии, от криминальных триллеров Тарантино до «Дома-монстра». Разве что в «Чудотворцах» артист наконец буквально сыграет Бога, управляющего чужими судьбами.

Король андеграунда

Стив Бушеми в роли Чарли на кадре из фильма «Таинственный поезд»

Стив Бушеми в роли Чарли на кадре из фильма «Таинственный поезд»

Удивительно, насколько при всей своей медийности Бушеми остаётся верен независимому производству. Конечно, голос актёра можно услышать в мультфильмах Pixar, а сам он порой не прочь сыграть в крупнобюджетных мейнстримных проектах, но чуть ли не каждый год выходит очередной выдающийся фильм с актёром, снятый за бесценок: венецианская драма «Положитесь на Пита» и остроумный триллер «Нэнси», политическая трагедия «Стратегия Оппенгеймера» и фантасмагорический фарс «Пит Смаллс мертв». Большинство связей у Бушеми — из всё той же нью-йоркской тусовки, откуда в своё время вышел Джим Джармуш. Среда, породившая одного из самых талантливых второплановых актёров Америки, стала для него альма-матер, в которую он неизменно возвращается после тяжких будней на студийном производстве.

Стив Бушеми в роли Томми на кадре из фильма «Истина в вине»

Стив Бушеми в роли Томми на кадре из фильма «Истина в вине»

А ещё Бушеми сам снимает независимое кино. Его режиссёрский дебют «Истина в вине» — автобиографическая история о продавце мороженого, который устраивает беспробудные пьянки и пытается найти себя (главную роль здесь, как нетрудно догадаться, исполнил сам Стив). Для самых ярых фанатов припасены ещё депрессивная драмеди «Одинокий Джим» о проблемном подростке в исполнении Кейси Аффлека и критика американской тюремной системы «Зверофабрика» — в них Бушеми работает по-своему невзрачно, без какого-то авторского вызова, и эта сдержанность по-настоящему подкупает. Кажется, простота и открытость личности самого Стива полностью соответствуют его режиссёрскому методу.

Время больших ролей

Стив Бушеми в роли Бога на кадре из сериала «Чудотворцы»

Стив Бушеми в роли Бога на кадре из сериала «Чудотворцы»

Впрочем, артист всё чаще выходит из тени. Чем больше его узнают, тем сложнее скрыть тот факт, что Бушеми — самая что ни на есть голливудская звезда, которая настолько же уютно себя чувствует на первых планах, насколько и в образах сайдкиков. Как пример — яркий антигерой из «Подпольной империи» Енох «Наки» Томпсон, бескомпромиссный коррумпированный казначей, готовый пойти на всё ради власти. Бушеми продюсирует и режиссирует сериалы («Чудотворцы»), сменяет драматические проекты комедийными («Хэллоуин Хьюби») и, кажется, уже попробовал себя во всех жанрах — от хорроров до слезливых байопиков. Он больше не «тот самый парень на подпевках», а, напротив, состоявшийся ветеран сцены и человек, умудрившийся лучше прочих сохранить в себе ту подростковую непосредственность и самоиронию, которую большинство теряет по пути к большим ролям. Главный типаж в карьере Бушеми — это он сам, и его реальный персонаж, будьте уверены, удивит нас ещё не раз.

Текст: Владислав Шуравин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?