Что посмотреть Раньше было лучше?
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Обзоры

Как это будет

Все важные фильмы 2009 года -- от "Терминатора" и космической фантастики Кэмерона до гениального вампирского хоррора из Швеции и новой истории от создателя "Трэйнспоттинга".

Добавить в закладки

Кадр из фильма "Обитаемый остров: Фильм первый"

Начнется все, ясное дело, с «Обитаемого острова», добавить про который нам уже нечего. В остальном, сразу оговоримся – римейки, как симптомы удручающей творческой импотенции мы отвергли с ходу, хотя в наступающем году их ожидается целый урожай: от вполне безобидных переделок трэша 50-х типа "Чудовища из черной лагуны" (над которым ломает голову творец «Сахары» /Sahara/ (2005) Брек Айснер), до богохульного покушения на хичкоковских «Птиц» /Birds, The/ (1963) с Наоми Уоттс, и уж совершенно наглого римейка феллиниевских «Восемь с половиной» (1962) с Дэниэлом Дэй-Льюисом, Николь Кидман и, на минуточку, Софи Лорен.

Также оставим без внимания зануду Стивена Содерберга с его «Осведомителем» /Informant, The/ (2009) – леденящей кровь историей про нарушения антимонопольного законодательства с Мэттом Дэймоном. И Тони Скотта с римейком крепкого триллера 70-х про захват разбойниками нью-йоркского метро: это как раз тот самый случай, когда надо не тратить деньги, а запустить в прокат старый оригинальный фильм заново.


Великие и ужасные

В эту группу входят не столько режиссеры, актеры, а также разные умные механические устройства, сколько бренды: "иствуд", "тарантино", "терминатор" и т.д., без которых сложно себе представить функционирование современного кино, даже если функционирует оно откровенно плохо.

Кадр из фильма "Бесславные ублюдки"

1. Тарантино

С эзотерическими упражнениями на тему трэша, рассчитанными на поклонников фильмов категории "Б" и культовых американских тачек 70-х, создатель «Доказательства смерти» /Grindhouse. Death Proof/ (2007) вроде бы покончил и в июне обещает потрясти мир оригинальным военным экшном «Бесславные ублюдки» /Inglourious Basterds/ (2009) с Брэдом Питтом об американском штрафбате эпохи Второй мировой войны.

2. Иствуд

Монументально стареющей Клинт Иствуд продолжает опровергать второй закон термодинамики – тот самый, про нарастание в природе энтропии. В наступающем году на Иствуда придется ходить дважды. Как на режиссера – в январе («Подмена» /Changeling, The/ (2008) с Анджелиной Джоли). Как на режиссера и актера – в феврале («Гран Торино» /Gran Torino/ (2008) – воспитательный фильм про дружбу сурового белого расиста и трудного азиатского подростка). Именно придется: игнорировать это явление природы также сложно, как какой-нибудь "крайслер-империал" 1967 года, рассекающий по проезжей части в компании "инфинити", "камри", "кайенов" и прочих актуальных самозванцев.

3. Финчер

Про «Загадочную историю Бенджамина Баттона» /Curious Case of Benjamin Button, The/ (2008) Дэвида Финчера известно только то, что она подозрительно напоминает недавнюю копполовскую «Молодость без молодости» /Youth Without Youth/ (2007) – "он почему-то молодеет, она – стареет". Прочие отличия станут известны в феврале.

Кадр из фильма "Дорога перемен"

4. ДиКаприо, Дизель, Депп + Уиллис

По порядку. Солнце ДиКаприо, который похож уже не на юного Ульянова с картины "Мы пойдем другим путем", а на располневшего Ленина в цюрихской пивной, в этом году взойдет дважды – в «Дороге перемен» /Revolutionary Road/ (2008) Сэма Мендеса (январь) и на «Острове Шаттер» /Shutter Island/ (2009) Мартина Скорсезе (осенью). Вину Дизелю, которому никак не могут придумать нового Риддика, придеться повторять самого себя в сиквеле «Форсаж 4» /Fast and Furious/ (2009) (апрель). Депп с Джудом Лоу и Колином Фарреллом доиграет за Хита Леджера главную роль в «Имажинариуме доктора Парнассуса» /Imaginarium of Doctor Parnassus, The/ (2009) – новой фантасмогории Терри Гилльяма. Брюс Уиллис будет воевать с человеческими суррогатами в "Суррогатах" – научно-фантастическом триллере Джонатана Мостоу.

5. Кэмерон

Есть некоторые основания полагать, что самым большим космическим путешествием следующего года станет "Аватар" Джеймса Кэмерона, наконец-то вернувшегося в игровую режиссуру из объятий Нептуна, в которых он пребывал последние десять лет, медитируя глубоко под водой над красиво затонувшим "Титаником" /Titanic/ (1997). Все самые свежие научно-фантастические примочки и самые крутые спецэффекты следует искать здесь. Декабрь.

6. Трансформеры

Повторит ли самый удачный аттракцион 2007 года свой оглушительный успех в следующем июне? Для этого мастеровитый, бесталанный, но талантливо беспринципный Майкл Бэй, сам по себе режиссер-трансформер, должен стать еще более беспринципным. И, не сомневайтесь, станет.

Кадр из фильма "Терминатор: да придет спаситель"

7. Терминатор

Шварц не выполнил обещания и не вернулся, поэтому некто Роланд Кикинджер в роли Т-800 выглядит в сиквеле "Терминатора" как злая шутка из какой-нибудь дурацкой кинопародии Мела Брукса. Впрочем, главным героем сиквела будет теперь не робот, а Джон Коннор, которого сыграет почти великий Кристиан Бэйл – единственное, пожалуй, ради чего стоит обратить внимание на данную продукцию.

8. Герман

Лет восемь назад вашего корреспондента занесло в лабиринты студии "Ленфильм", по которым слонялись живописные питерские алкоголики в шлемах и кольчугах – Алексей Герман снимал свой новый фильм по повести братьев Стругацких «Трудно быть богом» (2007). Никакие, даже самые пессимистичные прогнозы "как скоро мы увидим эту картину на экране" с тех пор так и не сбылись. Вероятность, что мы увидим ее в 2009 году, стала на полпроцента больше после того, как ее посмотрели два с половиной критика на суперзакрытом показе в Питере, которые до сих пор ходят с задумчивыми лицами и формулируют по поводу увиденного некую сногсшибательную мысль. Шедевр, как докладывают надежные источники, почти готов. Ждем-с.

Наше все №1

В отличие от фирменных лейблов, под которыми может скрываться фирменная ерунда (к пункту 8 из предыдущего списка это не относится), можно гарантировать, что в коробочке с наклейкой "миядзаки" будет лежать именно "миядзаки", а не, скажем, роллы с огурцом; с наклейкой "китано" – самурай с золотым сердцем и злой физиономией паралитика; с надписью "Спайк Ли" – правильные негры; "Пак Чхан-ук" – сумасшедшие корейцы и т.д. Без них сложно себе представить функционирование современного кино, даже если в Голливуде оно перестанет функционировать окончательно.

Кадр из мультфильма "Рыбка Поньо"

1. «Рыбка Поньо» /Gake no ue no Ponyo/ (2008) (реж. Хаяо Миядзаки)

Новый душеспасительный фильм Хаяо Миядзаки про юного рыбака и волшебную рыбку покажут у нас в апреле. Те, кто видел его осенью в Венеции, остались в общем и целом довольны, отметив, что история смотрится как прекрасный сон и выглядит еще более детской, чем «Тоторо» /Tonari no Totoro/ (1988). И это прекрасно.

2. «Ахиллес и черепаха» /Akiresu to kame/ (2008) (реж. Такеши Китано)

Еще один венецианский фильм – заключительная часть деконструктивно-шизофренической трилогии Китано, исследующего в терминах китча божественную драму (комедию, трагедию) творчества вообще и собственного в частности. «Такешиз» /Takeshis'/ (2006) и «Банзай, режиссер!» /Kantoku – Banzai!/ (2007) все дружно обругали, но сейчас, хоть и со скрипом, приходит понимание, что за уличным шумом и фестивальными интригами проморгали подряд три отличных, выстраданных фильма. В апреле есть шанс исправиться.

3. "Жажда" (реж. Пак Чхан-ук)

Новый фильм от создателя «Олдбоя» /Oldboy/ (2003) – на этот раз не про корейских мстителей и не про кореянок-киборгов, а про корейцев-кровососов. "Вампирские извороты", как загадочно сообщает синопсис, "наложены на сюжет "Терезы Ракен" Эмиля Золя". Корейских вампиров Золя покажут в конце августа.

4. «Чудо Святой Анны» /Miracle at St. Anna/ (2008) (реж. Спайк Ли)

Спайк Ли, шумно обругавший главное солярное божество Америки по имени Клинт Иствуд за латентный расизм в «Письмах с Иводзимы» /Letters from Iwo Jima/ (2006), снял альтернативную версию Второй мировой войны, в которой с Гитлером воевали негры. Остроумный американский кинокритик Роджер Эберт выкрутился из-под обстрела этого ветеранского блэксплотейшна следующим изящным образом: "В каком-то смысле, те эпизоды, которые мне показались сомнительными, доказывают то, что Спайк Ли – большой художник". Премудрость.

Кадр из фильма "Рок-н-рольщик"

5. «Рок-н-рольщик» /RocknRolla/ (2008) (реж. Гай Ричи)

Гая Ричи так долго втаптывали в грязь, что, остынув, обнаружили редкую по нынешним временам штуку: этот англичанин, оказывается, любит кино так глубоко и искренне, что очень хочет поделиться этим чувством с остальными, пусть и не всегда безупречным образом. Как минимум, "Рок-н-рольщик" (январь) – история британских гопников и русского мафиозо в Лондоне – при любом раскладе искупит грехи чудовищного «Порока на экспорт» /Eastern Promises/ (2007) Кроненберга, сделанного на ту же тему. Кому не интересна мафия, могут обратиться к классике: в ноябре выйдет еще один фильм Ричи – «Шерлок Холмс» /Sherlock Holmes/ (2009) с Робертом Дауни-мл. и Джудом Лоу.

6. «Интернэшнл» /International, The/ (2009) (реж. Том Тиквер)

После «Парфюмера» /Perfume: The Story of a Murderer/ (2006), доказавшего упертым врагам экранизации романа, что кино умеет пахнуть, Тиквер решил отдохнуть на триллере про агента Интерпола (Клайв Оуэн), раскрывающего международный заговор финансистов. Шума будет меньше, чем вокруг фильма по Зюскинду, но не исключены приятные сюрпризы, к которым, в данном случае, будет склонен даже не столько режиссер, сколько исполнитель главной роли.

Кадр из фильма "Интернэшнл"

7. «Миллионер из трущоб» /Slumdog Millionaire/ (2008) (реж. Дэнни Бойл)

После триумфа «Трэйнспоттинга» /Trainspotting/ (1996) и катастрофы "Пляжа" /Beach, The/ (2000) творческий путь Дэнни Бойла шел как-то странно. Он довольно успешно экспериментировал с зомби в «28 дней спустя» /28 Days Later…/ (2002), с фантастикой в «Пекле» /Sunshine/ (2007), оставаясь где-то на обочине кинопроцесса. "Миллионер из трущоб" все изменит – теперь только ленивый не слышал, что Бойл наваял в бомбейских клоаках самый неожиданный фильм 2008 года.

Кстати, "Мерседес" приказал убрать из сцен с трущобами все логотипы фирмы, чтобы не запачкать имидж. Есть ли более эффективная реклама для честного произведения искусства?

8. «Идеальный побег» /Perfect Getaway, A/ (2009) (реж. Дэвид Туи)

Есть два повода занести этот фильм в список must see следующего года. Создатель «Водного мира» /Waterworld/ (1995) и Вселенной Риддика Дэвид Туи – перфекционист с безупречным чувством стиля (в жанре sci-fi как минимум), все-таки сильно недооцененный ни как сценарист, ни как режиссер. И Мила Йовович. За славянских бестий в Голливуде в последнее время все чаще отдувается Куриленко, но девушка еще не опытна и, потом, нет никаких гарантий, что ей дадут когда-нибудь главную роль. Поэтому Йовович в тех краях – пока что "наше все №1". В Штатах фильм выходит на экраны в марте.

Наше все №2

В отличие от "номера один" "наше все" под номером "два" можно спокойно отключить, что никак не нарушит поступательный ход мирового кинопроецсса. Такова, к сожалению, реальность. И все-таки – это именно "наше все" и смотреть на него в наступающем году мы обязательно будем, даже всем назло.

Кадр из фильма "Вий"

1. «Вий» (2009) (реж. Олег Степченко)

Вклад господина Степченко в копилку мировой кинематографии пока ограничивается только тем, что ему удалось выписать в Россию великого Майкла Мэдсена попозировать в ковбойской шляпе для сомнительного рыболовецкого триллера «Сматывай удочки» (2004). Главная же интрига "Вия" крутится, конечно же, вокруг риторического вопроса, выйдет ли у Степченко второй, после фильма 1967 года с Варлей и Куравлевым, славянский готик-хорор, за который не стыдно перед иностранцами, или не выйдет. Нет, была еще "Дикая охота короля Стаха". Ну, значит, третий.

2. «Тарас Бульба» (2009) (реж. Владимир Бортко)

Гоголю повезло с экранизациями неспроста – в следующем году будут отмечать 200-летний юбилей со дня его рождения "нашего всего". Предчувствия в связи с грядущим на экраны Тарасом Бульбой противоречивые, но в сумме – сдержанно оптимистичные. Естественно – Богдан Ступка. Естественно – Даниэль Ольбрыхский. Михаил Боярский играет казака по имени Мосий Шило.

3. «Горячие новости» (2009) (реж. Андерс Банке)

Отечественный римейк виртуозного экшн-триллера Джонни То, где бандиты легко манипулируют ментами, менты – бандитами, а те и другие – простыми гражданами через интернет и СМИ. Режиссер – обрусевший швед, учившийся во ВГИКе. Голливудская бактерия римейков переползла наконец и в наши веси, но мы со своей переделкой актуальной гонконгской классики американцев чуть-чуть опередили. Апрель.

Кадр из фильма "Любовь в большом городе"

4. «Девственность» (2008) (реж. Виталий Манский)

Хорошие документальные фильмы показывают у нас исключительно на специальных фестивалях – на ТВ для правды жизни путь заказан. Но в широкий прокат кое-что просачивается. "Девственность" – новый фильм одного из лучших документалистов России Виталия Манского: три девицы из провинции приехали завоевывать Москву в эпоху гламурной стабилизации, подпираемой вертикалью власти. Манский в них полтора часа пристально всматривается. Вполне достаточно, чтобы поставить поколению, выбравшему "план Путина", правильный диагноз.

5. «Любовь в большом городе» (2009) (реж. Марюс Вайсберг)

Циничные пикаперы – двое русских и обрусевший финн – после угарной вечеринки неожиданно превращаются в импотентов. Марюс Вайсберг, своим «Гитлер капут!» (2008) открывший для нашего кино авгиевы конюшни модного во всем мире неокитча, вряд ли претендует на то, чтобы занять место подозрительно замолчавшего Анатолия Эйрамджана – для этого он слишком циничен. Хотя тема "русских в Америке, испытывающих некоторые трудности в любви" – очень эйрамджановская: "стоять" должен не на все, что движется, или машет долларами, а только на то, что любишь в глубине души. Безусловно, господин Вайсберг снял очень патриотичную лав-стори.

6. «Пятница. 12…» (2009) (реж. Владимир Зайкин)

Причина, по которой эта доморощенная хоррор-пародия оказалась в восьмерке самых ожидаемых русских фильмов, очень проста: мы не хотим, чтобы вы смотрели голливудский римейк «Пятницы, 13» /Friday the 13th/ (2009), сделанный исключительно с одной целью – используя хорошо зарекомендовавшее себя название еще раз опустошить карманы зрителей. Как минимум в "Пятнице" режиссера Зайкина есть вездесущий Михаил Ефремов, наш актуальный русский киносвятой, за лицезрение которого никогда не стыдно расстаться с некоторым количеством родной наличности. Февраль.

Кадр из фильма "Дикое поле"

7. «Дикое поле» (2008) (реж. Михаил Калатозишвили)

Неожиданное возвращение наших главных кинопасионариев 90-х – Петра Луцика и Алексея Саморядова, написавших сценарий "Дикого поля" (Луцик хотел его снимать сам, но не успел). В Венеции фильм показывали в престижной программе "Горизонты". Ничего не дали, но фестивальным рейтингам сейчас такая же грошь цена, как и кредитным. Конец января.

8. «Не думай про белых обезьян» (2008) (реж. Юрий Мамин)

Признаться, многого ждем от Юрия Мамина, нашего главного соцабсурдиста, молчавшего долгих десять лет, и стучим по деревяшке. Интрига очень маминская – герой пытается открыть ресторан на чердаке, эксплуатируя местных жителей – алкоголика, психа и самоубийцу. Покажут скоро – в конце января.

Сбоку бантик

Теперь, собственно, самая интересная часть программы: черти что и сбоку бантик. Без которых мировая киноиндустрия прекрасно сводила бы концы с концами, но растеряла весь свой смысл окончательно.

1. «Дзифт» /Zift/ (2008) (реж. Явор Гырдев)

Дебютант-болгарин, там выкидывающий учебное коленцо "как у Тарантино", тут – "как у Гая Ричи", нашаманил гангстеркий нуар, каким бы он был в эпоху сталинского ампира и соцреализма: действие происходит в конце сороковых в городе, представьте себе, София. "Бантиков" и "черти что" много и примерно поровну. На ММКФ снобы воротили нос ("дзифт" по болгарски означает в том числе "говно"). Другим понравилось. Почетный "Серебряный Георгий".

Кадр из фильма "Ниндзя-убийца"

2. «Ниндзя-убийца» /Ninja Assassin/ (2009) (реж. Джеймс МакТиг)

Назвать свой фильм "Ниндзя-убийца" – все равно, что потрясти аудиторию национальной трагедией "Иван-дурак" или патриотическим мюзиклом "Янки-дудл". Очень мало людей, которые чувствуют себя настолько уверенными в результате, что могут проворачивать на экране такие фокусы. Братья Вачовски, а также их креатура Джеймс МакТиг, снимавший для братьев "V" – в числе этих самых избранных. В главной роли – корейский поп-идол Rain [IV], уже засветившийся в «Спиди-гонщике» /Speed Racer/ (2008). Ждать "Ниндзю" придется до следующего декабря, увы.

3. «Хороший, плохой, долбанутый» /Good, the Bad, and the Weird, The/ (2008) (реж. Ким Чжи-вон)

Манчжурский истерн про корейских разбойников, устраивающих разборки с японскими оккупантами, китайскими триадами и русской мафией от восходящей (впрочем, нет – уже взошедшей) корейской звезды Ким Чжи-вона. У корейца, похоже, получилось то, что не вышло у Миике в «Сукияки Вестерн Джанго» /Sukiyaki Western Django/ (2007) – полновесный, безумный ковбойский фильм от азиатского производителя. С китайским порохом, корейской квашеной капустой и рисовой лапшой, украшающей уши публики.

4. «О' Хортен» /O' Horten/ (2007) (реж. Бент Хамер)

Сдержанный и аскетичный скандинавец "О' Хортен" – наш безусловный фаворит, один из лучших фильмов года, очень простая и очень странная история про машиниста скоростных поездов, выходящего на пенсию, после которой выходишь из зала с чувством нравственного закона "внутри" и звездного неба "над", даже не справившись на эту тему у одного немецкого философа.

Кадр из фильма "Джонни Бешеный Пес"

5. «Джонни Бешеный Пес» /Johnny Mad Dog/ (2008) (реж. Жан-Стефан Совер)

Отряд чернокожих подростков идет на штурм столицы очередного несостоявшегося государства в Африке, сея смерть и хаос. Дети с пулеметами наперевес, с гранатами. И рэпом – покруче, чем у какого-нибудь американского дуралея-гангстера. Жан-Стефана Совера, отмеченного в Каннах за "Особый взгляд", можно обвинять в чем угодно – в артистичной эксплуатации насилия, отсутствии внятного этического мессиджа и пр., но в чем его нельзя упрекнуть точно – в том, что вместо обычных притирок и примочек он приложился к нежному зрительскому мозгу свежим хорошим наждачком.

6. «Впусти меня» /Lat den ratte komma in/ (2008) (реж. Томас Альфредсон)

Настоящего хоррора больше нет, есть игры в хоррор, переходящие то в готику, то в мистику, то в слэшер, то в пародию на все вместе взятое. Американский сдох. Японский погряз в педофилии. Испанский еще подает признаки жизни, но не убедительные. Французского никогда не было. Русский слишком молод и циничен. Томас Альфредсон сделал невозможное – он снял вампирский фильм, представьте, в Швеции. Про детей кровососов. Не то, чтобы очень страшный во время самого просмотра. Даже светлый такой детский вампирский фильм. Но после которого хочется съездить на такси в "Икею" и убедиться воочию, что там не выставлены на продажу двухэтажные спальные гробики для вурдалаков-школьников. Убедиться, выйти, понять, что реальность, какой мы ее знаем, еще не треснула и выпить за это рюмку водки. Прочие хорроры можете смело игнорировать: даже «Нерожденного» /Unborn, The/ (2009) с Гэри Олдманом, даже "Оборотня" с Бенисио Дель Торо и Энтони Хопкинсом. Уверяю, после "Впусти меня" вы будете заливаться на этих "ужасах" громким мрачным хохотом как граф Носферату на похоронах Ван Хельсинга.

Кадр из фильма "Впусти меня"

7. «Мститель» /The Spirit/ (2008) (реж. Фрэнк Миллер [II])

Посмотрев, как Родригес копирует по квадратикам его нуаровый «Город грехов» /Sin City/ (2005) на большой экран, художник Фрэнк Миллер понял, что можно обойтись и без Родригеса, и сел в режиссерское кресло сам. "Мститель" – тоже нуар, только в его основе лежат уже не комиксы Миллера, а его учителя Уилла Айснера, придумавшего своего героя аж в 1940 году. Для кино, несмотря на всяких там "железных людей" и "темных рыцарей" великий феномен комикса оказался, положа руку на сердце, не по зубам. Поэтому пусть художники рисуют свои фильмы сами. Так проще. Черти что – навряд ли, но красиво выписанные бантики будут отгружать пачками. Прокат в России – с середины января.

8. «Двуногий конь» /Asbe du-pa/ (2009) (реж. Самира Махмальбаф)

Ни для кого не секрет, что хороший иранский режиссер Мохсен Махмальбаф, оставаясь в здравом уме и твердой памяти, окончательно сбрендил и сделал из этого факта предмет довольно забавных изысканий как минимум в двух последних фильмах. Его дети выглядят еще вполне здоровыми, но они тоже занимаются кино, и наследственная предрасположенность к интересным теориям об устройстве мира рано или поздно даст о себе знать и у них тоже. Похоже, что первые позывные безумия донеслись до самого успешного (после, естественно, папы) режиссера клана Махмальбаф – Самиры. До этого она снимала безупречные истории, где было не к чему придраться, но когда один ребенок (бедный и здоровый) весь фильм возит на спине другого (хромого и побогаче) по фиксированному тарифу, бантики, на радость черт знает чему, начинают понемногу сползать куда-то вбок. Не бойтесь, фильм покажут в Москве в начале августа, когда в этом городе остаются одни сумасшедшие и кинообозреватели.

Текст: Иван Куликов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?