
Или не последнее?
Почти 30 лет прошло с выхода первой «Миссия невыполнима» Брайана Де Пальмы: спустя еще семь фильмов и запредельное количество смертельно опасных трюков Том Круз решается на, вероятно, самый смелый — попрощаться с агентом, всем подразделением IMF и съемками, которые снова и снова дарят сумасшедшие скачки адреналина в крови — как актеру, так и зрителям. Впрочем, сомнения не покидают, и создается впечатление, что Том хочет остаться.
События «Финальной расплаты» находят Итана Ханта (Том Круз) через пару месяцев после потасовки в поезде в Инсбруке. Искусственный интеллект Entity нарастил мощь, взял под контроль ядерное вооружение мировых держав и теперь диктует условия новостной реальности, заливая медиа разного рода фейк ньюз. Поддерживает имперские амбиции ИИ все так же Гэбриел (Эсай Моралес), который самоотверженно верит в пророческие способности своего виртуального компаньона. Правительство США во главе с мадам президентом (Анжелой Бассет) просчитывает риски, но решает доверить судьбу мира Итану Ханту. У отдела IMF есть 72 часа, чтобы найти устройство с исходным кодом на подлодке «Севастополь» (тот самый ключ из предыдущий части открывает «ларец»!) и обезвредить распоясавшийся чат GPT, остановив наступление повсеместной ядерной зимы.
«Финальная расплата» с самых первых кадров раскрывает теплые объятия фанатам франшизы ностальгическим монтажом с закадровым голосом и вроде без кокетства признает, что пришла пора прощаться. Официального заявления о том, что восьмая «Миссия» станет последней, не было: видимо, конечное решение будет принято после подсчетов сборов. Тем не менее сеанс вышел «farewell вечеринкой» для своих: если «Последствия» или «Протокол “Фантом”» были гостеприимны к случайным зрителям, которые хотели получить свою дозу высокооктанового экшена без обязательств, то «Расплата» рассчитана исключительно на тех, кто состоит в серьезных (и, возможно, даже моногамных) отношениях с франшизой уже много лет. Не назойливый, но уверенный фан-сервис преподносит камео героев предыдущих частей (и неожиданные!), то и дело повторяет ключевые моменты, срывает маски и не стесняется сентиментальных монологов о выборах, которые были приняты.
Предыдущие подвиги Итана выстраиваются в череду событий, которые и привели к моменту, где он оказался, — в том числе и вина в крахе национальной безопасности лежит на плечах (ногах, торсе и, вероятно, даже лбу) агента. Но по-настоящему пугающий мир во власти «альтернативных фактов» и предопределенность (фатум?), которую могут просчитать машины, вновь остаются мигающим фоном для исполнения трюков. Итан Хант поднимает знамя последнего героя, как и Том Круз, который закрепил за собой титул последней голливудской кинозвезды. Фото и видео со съемок уже анонсировали главные безбашенные трюки восьмой главы: Том Круз и полет на «кукурузнике», Том Круз и погружение на затонувшую подлодку в Беринговом море. От осады маленького самолета и самоотверженной акробатики в воздухе перехватывало дух даже во время просмотра промоспота — можно ли подобрать в критическом тексте слова убедительнее, чем «вау»? И вне любых драматургических конструкций (необязательных, прямо скажем) сложно не поражаться возможностям и изобретательности постановки. А сегмент с проникновением на подлодку заряжен действительно именно кинематографической энергией с леденящим обаянием глубины: возможно, именно погибшее нутро «Севастополя» — самый пугающий эпизод во всей франшизе.
При всем драматическом накале, повышенных ставках на кончину планеты сомнений в том, что и эта миссия выполнима, не остается — даже при сценарно обусловленных рисках гибели Итана Ханта (обойдемся без спойлеров!). В сюжете точно считывается проверенный трафарет поиска макгаффина, выверенный предыдущими частями, а пафос избранного героя практически лишился иронии (какая была, допустим, в «Племени изгоев» или уже упомянутом «Протоколе») — такая самоотверженность выглядит не то что старомодно, но как будто слишком угрюмо. Но все же ставка сделана на прощание не только с Хантом, а со всем отделом IMF — чествование героев дня действительно трогает (возможно, любых трудоголиков, которые коллег видят чаще, чем семью и друзей). Разве что рокировка с дамой сердца смущает: Грейс (Хейли Этвелл) бесшовно заняла место Ильсы (Ребекка Фергюсон), кончину которой оплакивали не слишком долго (возможно, зрители скорбят дольше). И, быть может, из-за этого или из-за лазеек для реюниона остается ощущение проводов понарошку, затяжного отпуска, в который Итан наконец не возьмет телефон.