Что посмотреть
Морозко Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWwJxdkFam Okko Okko
Кинословарь

Стингер как награда за усидчивость

Вы всегда досматриваете финальные титры до конца в ожидании спрятанных за ними сюрпризов?

Добавить в закладки
Кинословарь: Стингер
для вас.

У большинства русскоязычных читателей слово «стингер» (англ. Stinger – «жало») ассоциируется с американскими ракетами времен холодной войны. Но им в США также обозначают и бонусный кусочек видео, спрятанный после финальных титров, перед тем как экран окончательно погаснет. Долгое время многие наши зрители о существовании стингеров даже не догадывались ввиду того, что в большинстве отечественных кинотеатров бытует дурная традиция выключать титры на середине (к слову, совершенно ничем не обоснованная), хотя появление на рынке кассет и DVD помогает с некоторых пор эту напасть обойти.

Традиция закладывать в киноленты такого рода сюрпризы возникла сравнительно недавно. Появлением первого голливудского стингера, за рубежом также называемого «кодой» (а у нас – «микрофиналом»), как считается, киноиндустрия обязана «Бондиане»: в фильме 1963 года «Из России с любовью» после титров впервые появилась текстовая строка, сообщающая, что Джеймс Бонд еще вернется. Хотя есть и такое мнение (вполне, заметим, имеющее право на жизнь), что настоящей точкой отчета следует считать «11 друзей Оушена» (1960), где главные герои идут по экрану на фоне титров с именами играющих их актеров. В России же нечто подобное было проделано еще раньше: в «Карнавальной ночи» (1956) директор ДК товарищ Огурцов появился после слова «Конец», чтобы сообщить, что снимает с себя «всякую ответственность за показанное».

В конце 70-х, когда американские профсоюзы потребовали от киноделов вставлять в титры имена всех, кто причастен к съемкам того или иного проекта, и резко удлинившаяся титровая «простыня» стала выглядеть слишком уж скучно, эстафету одновременно подхватили «Супермен» и «Фильм Маппетов» (в последнем также была сломана «четвертая стена», и зрителям впервые заявили: «Идите домой!»), переведя стингер в формат полноценной добавочной сцены. Но настоящий прорыв в этом плане произошел в 80-е, когда Голливуд смекнул, что стингеры – хороший стимул удержать зрителя в кресле и заставить его «проглотить» имена всех создателей ленты (см., например, «Аэроплан!»); вставные послетитровые сценки стали полноценным игровым элементом, используемым для самых разных целей. Наибольшее распространение они получили в комедиях и фильмах ужасов, а в последние годы, вспомнив о Супермене, эту территорию активно осваивают кинокомиксы.

Какого-то устоявшегося канона в отношении стингеров по сей день так и не сформировалось, что дает авторам полную творческую свободу: микрофинал может длиться и две секунды (как в «Джиперс Криперс»), и несколько минут, представлять собой и статичное фото, и компьютерную анимацию («Адреналин»), и игровое видео. Иногда стингеры не несут в себе никакой важной информации, имея целью просто развлечь зрителя: это может быть удаленный эпизод из фильма, которому не нашлось места в финальном монтаже («Призрачный мир», «История рыцаря», «Смертельное оружие 3»), шуточный трюизм в духе «наш фильм уже закончился, чего вы еще ждете?» («Выходной день Ферриса Бьюллера») или «запоротый» дубль, заканчивающийся всеобщим смехом на съемочной площадке («Между ангелом и бесом»). Но зачастую на них возлагаются и более важные функции: коротко рассказать о судьбе второстепенного персонажа, выпавшего из сюжета по ходу фильма (и зачастую даже считающегося мертвым, как Нил Патрик Харрис в «Гарольд и Кумар 2: Побег из Гуантанамо»), внести ясность в какую-то из сюжетных линий («Наполеон Динамит», все части «Пиратов Карибского моря»), предъявить зрителям намек на возможные сиквелы («Хроники Нарнии»). Последнее делается в том случае, если режиссер не уверен в появлении таких сиквелов и предпочитает основную концовку сделать закругленной и не несущей признаков «открытого финала», но все же не может отказать себе в удовольствии протащить в свой фильм клиффхэнгер, который в случае чего всегда можно представить как авторскую шутку. После «Молодого Шерлока Холмса» (1985), финал которого открывал истинную личность одного из персонажей и задавал интригу на так и не снятое продолжение, подобные случаи перестали быть чем-то необычным (чего стоят одни только «Властелины вселенной», где угроза Скелетора «Я вернусь!» так и осталась пустой болтовней).

Временами стингер может вовсе перевернуть весь сюжет вверх тормашками, предъявляя самым усидчивым зрителям настоящий финал вместо предшествующего титрам условного хеппи-энда (как в ремейке «Рассвета мертвецов», вроде бы заканчивающемся на оптимистической ноте). Так, может вдруг выясниться, что древнее зло не умерло и строит реваншистские планы, хотя бывает и ровным счетом наоборот: злодей, вроде бы оставшийся безнаказанным, в конечном итоге все же получает по заслугам (яркий пример – «Проклятие Чаки»).

В ряде случаев стингер используется для вставки в фильм звездного камео, не предусмотренного сценарием: Мел Брукс не отказал себе в удовольствии спеть после титров мюзикла «Продюсеры» фразу «Вот и все!»; музыканты из рок-группы Blue Öyster Cult, музыка которой составляет важный элемент сюжета фильма «Обкуренная молодежь», в финале пытаются впарить фанатам футболки с логотипом собственной команды (впрочем, неудачно); а сыгранный Брюсом Кэмпбеллом персонаж Эш Уильямс из трилогии «Зловещие мертвецы» хоть и не участвует в перезагрузке культовой серии, но все же ненадолго засвечивает лицо после титров «Зловещих мертвецов: Черной книги», анонсируя свое возвращение (скорее всего в шутку, однако поклонники серии все равно остались довольны).

Стингер, прозрачно намекающий на то, что история может иметь продолжение, не обязательно состоит из фото- или видеоматериала; зачастую режиссеры предпочитают действовать более тонкими методами и задействуют только звук: многим памятен хохот главного злодея в финале «Смертельной битвы», шуршание лицехвата в «Чужих» или обескураживающая фраза «Оно все еще живо!» в «Монстро». Джордж Лукас же воспользовался стингером, чтобы сшить в одно полотно «приквельные» «Звездные войны» с новой трилогией: на финальных титрах «Скрытой угрозы» закрывающая мелодия перетекает в «имперский марш» и звучит знаменитое натужное дыхание Дарта Вейдера.

Отдельным подвидом стингера можно считать разные режиссерские трюки, в которые вовлечены сами финальные титры, – ведь это целых три-четыре минуты «полезного пространства», которое грех не использовать. Джеки Чан любил подкладывать под титры нарезки из своих неудавшихся трюков, многие режиссеры вставляют туда пачками испорченные дубли (иногда этот прием принимает пародийную форму, как в анимационной ленте «Жизнь жуков»), часто задействуется шуточная анимация либо набор картинок «по мотивам» просмотренного (в последнем особенно сильна студия Pixar), а в особо изощренных случаях титры даже могут являться прямым – хоть и не всегда обязательным для понимания общей картины – продолжением сюжета (в сай-фае «Скайлайн» финальная битва разворачивается прямо на фоне титров, в «Мальчишнике в Вегасе» «на сладкое» оставлены самые смешные кадры, в «Школе рока» Джек Блэк запевает финальную песню до начала титров, а заканчивает уже после, причем этот факт обыгрывается в ее тексте – «Фильм уж вышел весь, а мы все еще здесь»).

После титров, строго говоря, можно вставить все что угодно: трейлер как реально существующего сиквела (подобной рекламой отличилась, например, «Матрица: Перезагрузка»), так и выдуманного («Всемирная история» Мела Брукса в порядке пародирования «Звездных войн» обещала зрителям так никогда и не снятый сай-фай «Евреи в космосе»). Если хронометраж фильма никак не дотягивает до «уставных» 80 минут, можно добить его каким-нибудь гэговым трэшем, вовсе не имеющим прямого отношения к событиям ленты (типа пародийного пятиминутного псевдорекламного клипа с постаревшим Дэвидом Хассельхоффом, одышливо скачущим по пляжу в финале «Пираньи 3DD»). Иногда после титров вставляется официальное музыкальное видео к фильму, в котором использованы не вошедшие в ленту или специально созданные для клипа материалы («Люди в черном»). Фанатам стингеров расслабляться некогда: даже заведомо дешевая лента, сделанная сразу для выхода на хоум-видео, может таить в себе неожиданный сюрприз («Аладдин 2: Возвращение Джафара»).

Говоря о стингерах, нельзя не упомянуть о киностудии Marvel, выведшей искусство «коды» на новый уровень: строя собственную киновселенную, знаменитый производитель кинокомиксов поставил производство микрофиналов на поток (первым кирпичом официально стал «Железный человек», а неофициально – вышедший несколькими годами ранее «Сорвиголова»), и теперь зрители отказываются уходить из кинотеатров, не дождавшись традиционного стингера, в котором будет содержаться обязательный намек на следующую ленту киноцикла и мельком «засветится» какой-нибудь новый персонаж (причем снимать каждый такой микрофинал студия поручает именно тому режиссеру, который будет делать следующий фильм). Многие фильммейкеры сделали стингеры частью своего режиссерского стиля, так что, садясь смотреть, например, новую ленту от Джадда Апатова, Кевина Смита или Адама Сэндлера, аудитория уже может заранее рассчитывать на «вишенку на торте» в конце основного действа; существуют целые кинофраншизы (такие как «Форсаж»), умело использующие микрофиналы для передачи зрителям неких важных месседжей, но Marvel оказалась первой, кто задействовал этот прием в масштабе стратегического планирования деятельности целой студии. Мейджор не собирается разочаровывать фанатов и в будущем – ведь гнев обманутой публики бывает страшен. «Если даже в зале будет лишь пара человек, которые ждали стингера и по какой-то причине ничего не получили после титров, я не хотел бы оказаться поблизости! – пошутил президент Marvel Кевин Файги во время промотура “Мстителей”. – Я рад, что мы приучили хотя бы некоторых зрителей дожидаться конца и получать за это небольшую награду». Зрители, в свою очередь, не сидят сложа руки и создают фанатские сайты с коллекциями микрофиналов (типичные примеры – aftercredits.com и mediastinger.com), где каждый желающий может узнать кое-что новое о своих любимых, но ни разу не досмотренных до самого финала кинолентах.

«Достучаться до небес», «Очень страшное кино», «Супербратья Марио», «Константин: Повелитель тьмы», «Джанго освобожденный», «Схватка», «Трудности перевода», «Адреналин», «Секретные материалы: Хочу верить», «Девушка по вызову», «Добро пожаловать в Зомбилэнд», «Космический джэм», «Телеведущий 2», «Трансформеры», «Мистер Бин», «Хеллбой», «Симона», «Шрэк», «Дети шпионов», «Приключения няни», «Миллион способов потерять голову» – все эти столь различные по содержанию ленты объединяет наличие стингера в финале. И количество таких картин, надо полагать, будет множиться в геометрической прогрессии, поскольку Голливуд вряд ли избежит соблазна перенять марвеловскую тактику, умножающую аудиторию и укрепляющую преданность фанатов. Этот вопрос более-менее ясен – но есть ли куда двигаться дальше в креативном плане или все ограничится копированием уже существующих моделей? Жизнь показывает, что фантазии человеческой предела нет (уже сейчас Marvel внедряет схему с подклеиванием сразу нескольких альтернативных микрофиналов к разным копиям фильма, что стимулирует фанатов смотреть ленту минимум дважды в разных кинотеатрах, да и конкуренты обкатывают новые идеи: например, ради того, чтобы посмотреть стингер в недавно вышедшей «Иллюзии обмана», мувигоеру придется раскошелиться на Blu-Ray, поскольку микрофинал присутствует только там). А значит, нас ждут новые открытия и нескончаемые заряды хорошего настроения «на десерт». Все, что требуется, это проявить усидчивость и на всякий случай остаться у экрана до конца, невзирая на тяжелые взгляды зашедших в зал уборщиков. Терпение, господа, терпение… Surprise!

Текст: Артем Заяц
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?