
Лучшее на DVD: Житие святого Дилана в "Меня там нет", "Стромболи, земля Божья" Роберто Росселлини и конфликт бабушек и внуков в южнокорейской ленте "Дорога к дому".
"Меня там нет"
США-Германия, 2007
Режиссер: Тодд Хэйнс
В ролях: Кристиан Бэйл, Кейт Бланшетт, Ричард Гир, Хит Леджер
Язык: русский, английский
Субтитры: русские
"Союз"
В байопике Тодда Хэйнса "Меня там нет", посвященном Бобу Дилану, главного героя сыграли аж шесть исполнителй. Благословение на съемки (длившиеся в общей сложности семь лет) режиссер получил от самого музыканта, так ни разу и не встретившись с Диланом вживую. Вместо еще одного мифа про Дилана получилось целых шесть. И не известно, есть ли настоящий Дилан хотя бы в одном из них.
Итак, кто такой Боб Дилан? Вот только три варианта ответа на вопрос. Кудрявый афроамериканец с гитарой наперевес (Маркус Карл Франклин), фанатеющий от фолк-легенды Вуди Гатри, с амбицией в голове и огромным желанием делать музыку. Заносчивый юноша, сыгранный Кейт Бланшетт, беспечный бунтарь, стиляга, плюющий как на общественное мнение, так и на фантастические гонорары за концерты. Философствующий старец, этакий поздний БГ с грустными от мудрости глазами (Ричард Гир). И так далее: множество обличий и социальных ролей легенды за всю ее невероятную жизнь. Суровое ч/б постоянно перебивается цветным "кодаком", видеоклипы сменяют интервью и кадры хроники. Нашлось место даже цитатам из Феллини и Бергмана. Из-за такой избыточности жанровые рамки жанра удается выдерживать не всегда, а от многочисленных подтекстов хочется то и дело жать на "reset". "Меня там нет" был удостоен Специального приза жюри на Венецианском кинофестивале. Бланшетт достался "Кубок Вольпи".
«Стромболи, земля Божья» /Stromboli, Terra Di Dio/ (1950)
Италия, 1950
Режиссер: Роберто Росселлини
В ролях: Ингрид Бергман, Марио Витале, Ренцо Росселлини
Язык: русский, итальянский
Субтитры: русские
"Кармен Видео"
Еще один DVD представляет "Другое кино" в киноманском разделе "Коллекция" – неореалистический фильм Роберто Росселлини "Стромболи, земля Божья" с будущей супругой режиссера Ингрид Бергман в главной роли. Номинация на "Золотого льва" на МКФ в Венеции.
Беженка из Литвы Карен (Бергман) живет в итальянском лагере для перемещенных лиц. В поисках лучшей доли она выходит замуж за рыбака Антонио родом с острова-вулкана Стромболи. Молодая пара переезжает жить на остров, однако барышне оказывается не по душе выжженная каменистая земля и нравы местных жителей, которые, в свою очередь, не принимают чужеземку. Карен хочет уехать отсюда куда подальше, вот только остров не желает ее отпускать.
"Стромболи, земля Божья" – первое обращение классика итальянского неореализма к религиозной тематике после социальных и военных фильмов («Рим – открытый город» /Roma citta aperta/ (1945), «Пайза» /Paisa/ (1946), "Германия, год нулевой"). О своем желании сняться у Росселлини Бергман сообщила в письме, в ответ ей был прислан сценарий "Стромболи…". Так шведка сыграла утонченную литовку – в противовес грубому вулкану, воплощающему у Росселини саму судьбу. Получился еще один вариант сказки про красавицу и чудовище. Красивы, впрочем, оба: один готов извергнуть из себя потоки раскаленной магмы, другая, поддразнивая будущего мужа, весь фильм причесывается и крутится перед зеркалом в новой юбке.
«Дорога к дому» /Way Home, The/ (2002)
Южная Корея, 2002
Режиссер: Ли Юн-Хян
В ролях: Ким Юл-Бун, Ю Сон-Хо, Дон Хе-Хи
Язык: русский, корейский
Субтитры: русские
Ruscico
Дебют южнокорейского режиссера Ли Юн-Хяна рассказывает о нежных и непростых отношениях бабушек и внуков. За почти бессловесной историей кроется буддистская философия "единства противоположностей".
Пока мама ищет работу в Сеуле, ее избалованный отпрыск Сань Ву остается на попечении бабушки в деревне. До этого момента оба даже не догадывались о существовании друг друга. Немая сгорбленная старушка пытается дарить внуку любовь и выносить за ним горшки. Сань Ву дерзит и хамит – сложно общаться с пожилой женщиной, которая не имеет ни малейшего понятия о чизбургерах.
"Дорога к дому" – хорошее дзенское кино из Азии, сделанное по рецептам неожиданно подобревшего Ким Ки-Дука и с ненавязчивым воспитательным эффектом в духе Хаяо Миядзаки. Здесь есть и житейские детали, ставшие вдруг жутко символичными, и столкновение времен, и бездны житейской мудрости. Бабушка и внук живут в противоположных мирах, но Ли Юн-Хян ненавязчиво доказывает, что, по сути своей, старость и младость – всего лишь два противоположных конца одной ступицы на великом колесе судьбы: у его героев разный возраст, но одинаковый рост, ловкость одного компенсирует неуклюжесть другого, мудрость – дерзость, и так далее. Несмотря на чуждую нам карму, фильм настолько универсален, что русские бабушки и внуки легко узнают в героях самих себя.